Судебный акт
О обеспечении медицинскими изделиями
Документ от 24.01.2023, опубликован на сайте 15.02.2023 под номером 104597, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0011-02-2022-000433-27                              

Судья Мерзляков К.В.                                                 Дело № 33-379/2023(33-5813/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    24 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 8 сентября 2022 года по гражданскому делу № 2-2-240/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области, действующего в интересах *** И*** З*** М***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Вешкаймская районная больница» о возложении обязанности обеспечить ***, взыскании расходов на приобретение *** удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Вешкаймская районная больница» выписывать И*** З*** М*** льготные рецепты на обеспечение ***

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать И*** З*** М*** *** в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Иванкиной Елены Николаевны (паспорт серии ***), действующей в интересах несовершеннолетнего И*** З*** М***, расходы на приобретение *** в размере 81 341 (восемьдесят одна тысяча триста сорок один) рубля.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора Данилова Е.В. и законного представителя несовершеннолетнего Иванкина З.М. – Иванкиной Е.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор   Вешкаймского района Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетнего Иванкина З.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Вешкаймская РБ» о возложении обязанности обеспечить системой непрерывного мониторирования гликемии, взыскании расходов на приобретение системы непрерывного мониторирования гликемии.

Требования мотивированы тем, что несовершеннолетний И*** З.М. является ***, ему выставлен диагноз: ***. Согласно выписному эпикризу от 25.11.2021 И*** З.М. рекомендован самоконтроль по флэш-мониторингу. Министерством здравоохранения Ульяновской области в обеспечении И*** З.М. *** отказано. Меры, направленные на обеспечение его *** не приняты. Льготные рецепты на получение указанной *** ГУЗ «Вешкаймская РБ» не выписываются.

На приобретённые в период 2020-2022 годы *** Иванкиной Е.Н. были затрачены денежные средства в сумме 81 341 руб.

Считает, что отсутствие решения врачебной комиссии, в данном случае, не может умалять право ребенка-инвалида с диагнозом *** на бесплатное обеспечение вышеуказанным необходимым медицинским изделием.

Просил суд обязать ГУЗ «Вешкаймская РБ» выписывать И*** З.М. льготные рецепты на обеспечение ***, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить И*** З.М. указанной системой в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией, а также взыскать в пользу Иванкиной Е.Н. расходы на приобретение системы в размере 81 341 руб.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения  Ульяновской области просит решение суда отменить.

Считает, что решением суда нарушены права и законные интересы Министерства. Указывает, данная система не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Медицинскими изделиями льготные категории граждан, в том числе дети, обеспечиваются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р, в утвержденный перечень медицинских изделий данная система не включена. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счёт. Закупка данного медицинского изделия, не включенного ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством  Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу Иванкина Е.Н. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобах (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что И*** З*** М***, *** 2011 года рождения, является *** (справка МСЭ серия МСЭ-2016 № 1117375 от 06.04.2018), страдает с апреля 2014 года заболеванием *** состоит на диспансерном учете с указанным диагнозом.

Согласно выписному эпикризу, И*** З.М. находился на стационарном лечении в ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. Ю.Ф. Горячева» с 18.11.2021 по 25.11.2021. В данном эпикризе указано, что И*** З.М. использует самоконтроль по флэш-мониторингу (л.д. 26-28).

По поводу использования вышеуказанной системы лечащим врачом противопоказаний не отмечено.

В соответствии с рекомендациями детского эндокринолога К*** Е.Ю. от 21.07.2022 (л.д. 69) по жизненным показаниям И*** З.М. рекомендовано применение *** (лист первичного приема 21.07.2022 МК «Мой Доктор»).

Аналогичная рекомендация о необходимости применения непрерывного флеш мониторинга *** в листе приёма эндокринолога Б*** С.А. ООО «Здоровье семьи и К» г. Казань (л.д. 87).

Допрошенная судом первой инстанции в качестве свидетеля, главный внештатный эндокринолог Ульяновской области У*** С.В. пояснила, что применение непрерывной *** значительно повышает уровень жизни детей с заболеванием *** помогает непрерывно контролировать *** и облегчает его корректировку.

Свидетель - врач-педиатр ГУЗ «Вешкаймская РБ» Н*** Т.В. суду первой инстанции в судебном заседании пояснила, что считает жизненно необходимым применение *** в крови для И*** З.М., поскольку у З*** бывают ***, что может привести к тяжёлым последствиям, если не принять своевременные меры. Данная система позволяет на постоянной основе и днём и ночью контролировать заболевание, с учётом показателей, возможно вовремя ввести инсулин или употребить в пищу определённый продукт для корректировки ***. Данная система позволяет ребёнку самостоятельно осуществлять контроль при отсутствии рядом родителей, например в учебном учреждении, когда измерение *** при помощи *** затруднительно. Выписать рецепт на обеспечение И*** З.М. указанной системы не представляется возможным, так как это не позволяет сделать специализированная компьютерная программа.

Таким образом, нуждаемость И*** З.М. в *** в ходе рассмотрения дела установлена и сторонами не оспорена.

Как следует из материалов дела, на период рассмотрения дела в суде первой инстанции И*** З.М. медицинскими изделиями *** на постоянной основе не обеспечивался.

Из представленных платежных документов следует, что в связи с не обеспечением указанной системой, законный представитель И*** З.М. – Иванкина Е.Н.  самостоятельно приобрела сканеры и датчики системы на общую сумму 81 341 руб. (02.08.2021 – 8980 руб., 01.10.2021 – 4490 руб., 13.02.2021 – 27 461 руб., 31.10.2021 – 4490 руб., 05.12.2021 – 8980 руб., 14.01.2022 – 8980 руб., 25.02.2022 – 4490 руб., 14.04.2022 – 4490 руб., 23.05.2022 – 4490 руб., 04.05.2022 – 4490 руб.).

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (сахарный диабет) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ «Вешкаймская РБ» обязанности выписывать И*** З.М. рецепты на обеспечение ***, на Министерство здравоохранения Ульяновской области – бесплатно обеспечивать ее указанными медицинскими изделиями, а также взыскании с Министерство здравоохранения Ульяновской области расходов на самостоятельное приобретение данных медицинских изделий.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Нуждаемость И*** З.М. в применении *** подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами и свидетельскими показаниями медицинских работников.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения И*** З.М. необходимыми ему медицинскими изделиями следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение истца указанными медицинскими изделиями за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, о котором ставится вопрос в иске прокурора, предусмотрено Стандартом медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденным приказом Минздрава России от 22.01.2021 № 22н (п.2.2 Стандарта).

Метод непрерывного мониторирования глюкозы в крови также предусмотрен Клиническими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации по лечению сахарного диабета 1 типа

Поскольку *** является средством диагностики при непрерывном мониторировании глюкозы, судебная коллегия приходит к выводу, что данные медицинские изделия могут быть выписаны истцу с учетом ее нуждаемости в непрерывном мониторинге уровня глюкозы.

Судебная коллегия отмечает, что обеспечение ребенка-инвалида необходимой ему по жизненным показаниям системой непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови не может ставиться в зависимость от включения указанного вида медицинского изделия в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который ссылается автор апелляционной жалобы, поскольку иное толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией права ребенка-инвалида на охрану его здоровья.

В связи с непринятием достаточных мер к обеспечению несовершеннолетнего И*** З.М. медицинскими изделиями его законный представитель вынужденно приобретала их за свой счет, в связи с чем с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Иванкиной Е.Н. обоснованно взысканы расходы на приобретение медицинских изделий в размере 81 341 руб. 

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 8 сентября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.01.2023.