Судебный акт
Об обязании обеспечить лекарственными препаратами
Документ от 08.02.2023, опубликован на сайте 14.02.2023 под номером 104536, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-006130-06

Судья Анциферова Н. Л.                                             Дело № 33-652/2023 (33-6100/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     8 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Лифановой З.А., Карабанова А.С.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 октября 2022 года по делу №2-4505/2022, по которому постановлено:       

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах ребенка-инвалида ****** ***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, обеспечить бесплатно медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать несовершеннолетней ***, *** года рождения, льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг).

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать несовершеннолетнюю ***, *** года рождения, на основании выписанных рецептов системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области  в пользу ***, *** года рождения, в лице ее законного представителя Швабовой Натальи Вячеславовны компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб.

В остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия,  

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска в интересах ребенка-инвалида ***., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» (далее ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска») о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, обеспечить бесплатно медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска проведена проверка по обращению Швабовой Н.В., действующей в интересах ребенка-инвалида ***., *** года рождения, страдающего хроническим заболеванием.

В ходе проверки установлено, что несовершеннолетняя *** является ребенком-инвалидом. Выставлен диагноз «***».

Согласно решению врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» № 28/47 от 03.03.2022 принято решение о возможности обеспечения одноразовыми сенсорами для системы непрерывного мониторинга гликемии при условии ее включения в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам  на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного распоряжением правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р.

До настоящего времени ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска», Министерства здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение ***. системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) не приняты.

Льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг)  ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не выписываются.

Просил обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать ***., *** года рождения, льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre                  (Flash-мониторинг); обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить ***., *** года рождения, системой непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу ***., *** года рождения, в лице ее законного представителя Швабовой Н.В. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения обязанности на ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетней ***. льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre                   (Flash-мониторинг). 

В обоснование жалобы указывают, что ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» в соответствии с законодательством РФ не может выписывать несовершеннолетней ***. льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг), в связи с тем, что данное медицинское изделие отсутствует в перечне, утвержденных распоряжением правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новый судебный акт. 

В обоснование жалобы указывают, что в настоящее время система непрерывного мониторирования глюкозы в крови не включены на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Обращают внимание суда на то обстоятельство, что медицинскими изделиями льготные категории граждан, в том числе дети, обеспечиваются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р. Отмечают, что использование систем непрерывного мониторинга глюкозы не исключает применение глюкометра и                 тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Закупка спорных медицинских изделий, которые не включены ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора другие лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации                 (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга                (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших                             (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10)             Е10 - Е14).

Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетняя  ***., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, ей выставлен диагноз «***», наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» поликлиника №6.

Врачебной комиссией ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» принято решение от 03.03.2022 №28/47 о возможности обеспечения одноразовыми сенсорами для системы непрерывного мониторинга гликемии при условии ее включения в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам  на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного распоряжением правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р.

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение *** системой непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) не приняты.

Льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного мониторинга гликемии (Flash-мониторинг) ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не выписываются.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1610 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Аналогичная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2505.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Во исполнение требований названного Федерального закона и приведенных постановлений Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 №805-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов и постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 утверждена аналогичная Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Указанные федеральная и региональная программы устанавливают перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и предусматривают бесплатное оказание медицинской помощи при лечении *** у детей.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ребенка-инвалида ***., суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартом  медицинской помощи больным с инсулинонезависимым ***, утвержденным приказом Минздрава РФ №1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение *** относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями.

Непрерывный мониторинг глюкозы Freestyle Libre зарегистрирован в Российской Федерации 24.01.2018, используется в качестве способа контроля гликемии и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в обеспечении несовершеннолетней ***., как ребенка, страдающего социально значимым заболеванием «***» за счет соответствующих бюджетных средств вышеуказанным изделием медицинского назначения по жизненным показаниям фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Решение о том, что закупка Министерством здравоохранения Ульяновской области изделия медицинского назначения и препаратов должна производиться по рецептам медицинского учреждения – ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска», в котором несовершеннолетняя ***. состоит на учете, является правильным и основано на действующем правовом регулировании.

Поскольку бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении истца медицинскими изделиями, существенно нарушает личные неимущественные права ***., то суд первой инстанции правомерно взыскал с Министерства в ее пользу в лице законного представителя компенсацию морального вреда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных  жалоб не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий 

 

Судьи: