УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-006193-11
Судья Грачева Т.Л. Дело № 33-524/2023(33-5966/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
24 января 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.,
при секретаре Абдрахмановой
Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 октября 2022
года с учетом определения того же суда от 11 ноября 2022 года об исправлении
описки по делу №2-4483/2022, по которому постановлено:
исковые требования Фроловой Екатерины
Алексеевны удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области
обеспечить Фролову Екатерину Алексеевну
*** года рождения
специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда
по договору найма специализированного жилого помещения на территории
муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения
представителя Фроловой Е.А. – адвоката Кушманцевой М.В., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Фролова Е.А.
обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области
о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«Чердаклинский район» Ульяновской области. В обоснование иска указала, что 30
мая 2011 года была поставлена на регистрационный учет на обеспечение жилым помещением
в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей». До настоящего времени указанным жилым
помещением она не обеспечена. Просила обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного
фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории
муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.
Суд привлек к участию в деле в качестве в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерство семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области и,
рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области считает решение суда незаконным и
подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что вследствие
недостаточного финансирования образовалась очередь из детей-сирот на
предоставление жилых помещений. Просит учесть, что деятельность Министерства
финансируется за счет средств бюджета Ульяновской области. Министерством
принимаются все возможные меры по увеличению финансирования. Полагает, что к
участию в деле в качестве соответчика должно быть привлечено Министерство
финансов Ульяновской области.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фролова
Е.А., *** рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (л.д. 7).
Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области
от 14 апреля 2011 года мать истца – Фролова С.И. была лишена родительских прав,
а отец – Фролов А.В. – ограничен в родительских правах в отношении троих
несовершеннолетних детей, в том числе истца (л.д. 43-48).
Фролова Е.А. была передана на воспитание в приемную семью
(л.д. 53).
Постановлением администрации муниципального образования
«Старомайнский район» Ульяновской области от 30 мая 2011 года № 325 Фролова
Е.А. была поставлена на регистрационный учет на обеспечение жилым помещением
(л.д. 50-51).
Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития
Ульяновской области от 19 мая 2016 года Фролова Е.А. включена в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области (л.д. 8).
Жилых помещений в собственности, а равно в пользовании по
договору социального найма истец не имеет.
Ссылаясь на то, что имеет право на обеспечение жилым
помещением специализированного жилищного фонда, однако, таким жилым помещением
не обеспечена, Фролова Е.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В
соответствии с частью 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление
жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -
Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры социальной
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц,
потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Согласно
пункту 1
статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Ульяновской
области от 27 декабря 2012 года № 644-П (в редакции от 29 июля 2021 года) «Об
утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых
помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных
жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению
специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации
деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на
основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти
Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом
Ульяновской области.
Согласно
Положению о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области (пп.13 пункта 2.6) Министерство в сфере строительства
обеспечивает на основании решения осуществление полномочий представителя
собственника жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, включая осуществление контроля за состоянием таких помещений.
Следовательно,
судом первой инстанции правильно определен надлежащий ответчик по требованиям
истца.
Доводы
апелляционной жалобы о привлечении к участию в деле в качестве соответчика
Министерства финансов Ульяновской области, несостоятельны. Фролова Е.А. не
является участником бюджетных отношений между Министерством
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области и
Министерством финансов Ульяновской области.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии достаточного финансирования на приобретение
жилья для детей-сирот также не могут служить основанием для отказа в
предоставлении жилья.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 октября 2022 года с учетом
определения того же суда от 11 ноября 2022 года об исправлении описки оставить
без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.01.2023.