Судебный акт
Обязанность по установлению нормативов состава сточных вод
Документ от 07.02.2023, опубликован на сайте 09.02.2023 под номером 104467, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия администрации МО «Карсунский район» выраженного в непринятие мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения, отсутствию утвержденных нормативов состава сточных вод, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0009-01-2022-001191-43

Судья Жучкова Ю.П.                                                                           Дело №33а-848/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            7 февраля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 23 ноября 2022 года по делу №2а-1-699/2022, которым постановлено:

административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Карсунский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Карсунский район», выраженного в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения, отсутствию утвержденных нормативов сточных вод удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Карсунский район Ульяновской области выраженное в непринятии мер по отсутствию утвержденных нормативов состава сточных вод.

Обязать Администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить нормативы состава сточных вод в р.п. Карсун.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований- признания незаконным бездействия администрации МО «Карсунский район», выраженного в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы  водоснабжения и водоотведения, и об обязании Администрации муниципального образования Карсунский район Ульяновской области в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в установленном порядке определить гарантирующую организацию для централизованной системы водоснабжения и водоотведения в р.п.Карсун, отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., объяснения прокурора Сапаровой Р.Х., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене,  судебная коллегия

установила:

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту  интересов  неопределенного круга лиц к Администрации МО «Карсунский район» о признании незаконным бездействия Администрации МО «Карсунский район», выраженного в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения, отсутствии утвержденных нормативов сточных вод, обязании устранить нарушения.

В обоснование требований указал, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территории р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области.

Согласно Уставу муниципального образования «Карсунский район» к вопросу местного значения муниципального образования относится организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Между тем, проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы состава сточных вод на территории Карсунского городского поселения не утверждены. Проверкой также установлено, что Постановлением Администрации  МО «Карсунский район» от 10.01.2014 №5 гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования Карсунское городское поселение определено             ООО «Водоканал». Указанное юридическое лицо прекратило свою деятельность 11.02.2021. Таким образом, выявлено нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ввиду ненадлежащего определения гарантирующей организации поселения.

15.04.2022 в адрес Администрации МО «Карсунский район» внесено представление, нарушения не устранены.

Бездействием Администрации МО «Карсунский район» нарушаются права лиц, постоянного или временно пребывающих на территории поселения (неопределенного круга лиц), на улучшение качества жизни путем получения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, выраженное в непринятии мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в отсутствии утвержденных нормативов состава сточных вод.  Обязать Администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в установленном порядке разработать и утвердить нормативы состава сточных вод в р.п. Карсун и  определить гарантирующую организацию для централизованной системы водоснабжения и водоотведения в р.п. Карсун.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Областное государственное казенное предприятие «Ульяновский областной водоканал».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы утверждает, что уточненные административные исковые требования не содержат указания на конкретную территорию Карсунского района Ульяновской области, на которой допущено бездействие в виде непринятия мер по утверждению нормативов состава сточных вод. Судом не было учтено, что неопределенность административных исковых требований фактически ведет к нарушению прав и свобод административного ответчика, поскольку в состав муниципального образования «Карсунский район» входит еще одно городское и несколько сельских поселений, права и интересы которых могут быть затронуты вынесенным решением.

Судом не было принято во внимание, что администрацией МО «Карсунский район» принимались меры для утверждения состава сточных вод путем направления 30.06.2022 письма с требованием предоставить расчет нормативов состава сточных вод в адрес директора ОГКП «Ульяновский областной водоканал». Вопреки мнению суда о том, что на момент направления требования указанная организация не являлась гарантирующей, поясняет, что до направления данного требования 19.04.2022 между ОГКП «Ульяновский областной водоканал» и административным ответчиком был заключен договор аренды объектов водоснабжения.

Со ссылкой на положения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утверждает, что расчет нормативов состава сточных вод рассчитывается организацией, осуществляющей водоотведение независимо от ее статуса, и от того, является ли данная организация гарантирующей организацией водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, выводы суда о том, что административным ответчиком не принимались меры к установлению нормативов состава сточных вод, являются незаконными и необоснованными.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из Устава МО «Карсунский район» Ульяновской области (п.1 ст.13.2) к вопросам местного значения, решаемым  органами местного  самоуправления Карсунского района Ульяновской области на территории сельских поселений Карсунского района относится организация в границах поселений электро, тепло-, газо-,и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что в соответствии с Постановлением №553 от 29.07.2022 Администрации МО «Карсунский район»  гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Карсунского района Ульяновской области является областное государственное казенное предприятие «Ульяновский областной водоканал».

В соответствии с положениями ч.4 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011   № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Федеральный закон от 07.12.2011    № 416-ФЗ) в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Согласно ч.2 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

В соответствии с п.13.1 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

На основании п.9.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся установление нормативов состава сточных вод.

Судом установлено, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка требований природоохранного законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территории р.п.Карсун Карсунского района Ульяновской области.

В ходе проверки установлено, что Администрацией МО «Карсунский район» Ульяновской области в нарушение  вышеприведенных норм нормативы состава сточных вод на территории Карсунского городского поселения не утверждены.

В целях устранения указанных нарушений прокурором 15.04.2022 в адрес администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области внесено представление.

Из представленного Администрацией МО «Карсунский район» ответа от 20.05.2022 на представление прокурора следует,  что проект постановления об утверждении нормативов сточных вод на территории Карсунского городского поселения находится в разработке.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области имело место незаконное бездействие, выразившиеся в непринятии мер по установлению нормативов сточных вод на территории р.п. Карсун, в связи с чем обязал администрацию района в установленном порядке разработать и утвердить нормативы состава сточных вод в р.п. Карсун, определив срок для исполнения - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда подробно мотивированы в оспариваемом решении, срок для исполнения является разумным.

Решение суда прав административного ответчика не нарушает, напротив, возлагает предусмотренную законом обязанность по установлению нормативов состава сточных вод.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, неопределенности в решении суда не имеется, поскольку в нем указано на проведение указанных работ в р.п. Карсун. Что касается иных поселений, входящих в состав муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, то административный ответчик вправе и обязан установить нормативы в этих поселениях и без прокурорского вмешательства.

Ссылки административного ответчика в апелляционной жалобе на обязанность установления нормативов состава сточных вод гарантирующей организацией, занимающейся водоотведением, в соответствии с разделом XIII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, на правильность принятого по делу решения не влияют.

В соответствии с п. 175 приведенных Правил В случае если организация, осуществляющая водоотведение, не представила в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, рассчитанные значения нормативов состава сточных вод, орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил, утверждает нормативы состава сточных вод без представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. При этом организация, осуществляющая водоотведение, обязана представить в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, по его письменному запросу в течение 5 рабочих дней имеющиеся у этой организации документы и материалы, необходимые для установления нормативов состава сточных вод, указанные в запросе.

Самостоятельно нормативы состава сточных вод административным ответчиком после обращения в ОГКП «Ульяновский областной водоканал» не утверждены, материалы, необходимые для установления нормативов, не запрошены.

Судебная коллегия с учетом вышеприведенных обстоятельств приходит к выводу о том, что судом верно установлено незаконное бездействие Администрации    МО «Карсунский район» Ульяновской области, выраженное в непринятии мер по утверждению нормативов состава сточных вод.

Учитывая вышеизложенное, основания для отмены решения суда  отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение составлено 08.02.2023.