УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-005188-19
Судья Шабинская Е. А. Дело № 33- 338/2023
(33-5767/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18
января 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 5 сентября 2022 года, с учетом определения того же суда от 31
октября 2022 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-3544/2022, по
которому постановлено:
исковые требования Кузьмина Дмитрия Юрьевича к Министерству семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о
восстановлении срока для обжалования распоряжения и возложении обязанности по
включению в список удовлетворить.
Обязать Министерство семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области включить Кузьмина Дмитрия Юрьевича
в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения
представителя ответчика Министерства социального развития Ульяновской области
Гнусаревой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения Кузьмина Д.Ю., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Кузьмин Д.Ю. обратился в суд с иском к Министерству семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о
восстановлении срока для обжалования распоряжения и возложении обязанности по
включению в список.
Требования мотивировал тем, что он родился ***.1991, с 2002
года имеет статус сироты. С 2002 года по 2006 год находился в ОГКУ Тагайская
школа-интернат Ульяновской области, с 2006 года по 2009 год находился в Профессиональном училище *** по адресу: ***.
В 2012 году арестован и осужден на 10
лет лишения свободы. В 2020 году освободился с ФКУ ИК-10 УФСИН России по
Ульяновской области г. Димитровграда. В 2014 году, находясь в исправительном
учреждении, он обращался с заявлением в Министерство семейной демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении его
жилым помещением, но ответ ему не поступал. После освобождения он, не имея
собственного жилья, прописался к сестре по адресу: ***. О том, что он не
поставлен на очередь на получение жилья, как дитя-сирота, не знал, поскольку
ответа от ответчика не было. После обращения в Министерство семейной
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области и
получения отказа в постановке на очередь, он не знал, о возможности его
обжалования, узнал об этом только в июне 2022 года, после обращения в
прокуратуру. Полагает, что срок на подачу заявления об обжаловании отказа в
Министерство семейной демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области был пропущен по уважительной причине. Считает отказ в
постановке на очередь незаконным и необоснованным.
Просил суд восстановить срок обжалования распоряжения
Министерства семейной демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области и возложить на ответчика обязанность поставить его на
очередь по обеспечению жилым помещением, как дитя-сироту.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы считает, что право на внеочередное
обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с
законодательством, действующим до 01.01.2013, не подтверждено. Кузьмин Д.Ю. не
может быть включен в список, поскольку на дату обращения с заявлением о
включении в список в возрасте 29 лет он не относился к категории лиц, указанных
в п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», которым предоставляются благоустроенные жилые помещения
специализированного жилищного фонда по договорам найма. Указывает, что
Министерство не является контролирующим органом относительно органов опеки.
Отбытие наказания в исправительном учреждении нельзя отнести к фактору, который
влияет на возможность обращения в компетентный орган. Обращает внимание суда на
то, что истец начал отбывать наказание в 21 год, ранее, после наступления
своего совершеннолетия, он в компетентные органы по вопросу включения его в
список не обращался, несмотря на нахождение в исправительном учреждении у него
имелась возможность обратиться в Министерство с соответствующим заявлением.
Считает, что у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Кузьмин Д.Ю. считает
решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а
апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о
месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
родителями Кузьмина Д.Ю., *** 1991 года рождения, являются К*** Ю.В. и С***
М.В. (л.д. 24). Отец истца умер *** 2000 года (л.д.47). Решением
Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 11 апреля 2002 года С*** М.В. была лишена родительских прав в
отношении детей, в том числе в отношении истца (л.д.48-49).
На основании постановления главы администрации
Железнодорожного района г.Ульяновска №74 от 30 января 2002 года
несовершеннолетний Кузьмин Д.Ю. был определен в специально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних с приютом, за ним закреплена жилая площадь по
адресу: *** (л.д.50).
Постановлением главы администрации Железнодорожного района
г.Ульяновска №321 от 6 мая 2003 года за Кузьминым и другими несовершеннолетними
детьми (7 человек) закреплено жилое помещение по адресу: *** (л.д.54).
Управлением муниципальной собственностью г.Ульяновска
предоставлена информация о том, что квартира *** значиться в муниципальной
собственности (л.д.72).
Согласно выписки из ЕГРН жилое помещение имеет площадь 42, 5
кв.м (л.д.73).
Из справки ООО «РИЦ-Ульяновск» от 14.07.2022 следует, что в
квартире, по адресу: *** зарегистрированы: К*** О.Ю., Кузьмин Д.Ю. (истец), К*** Ю.Ю., К*** А.А., К*** С.А., К*** Е.В. (л.д.68-69).
Согласно сведений, представленных ФКУ «ИК№10» УФСИН России
по Ульяновской области Кузьмин Д.Ю. с 03.10.2014 по 18.12.2020 отбывал
наказание в местах лишения свободы (л.д.74).
27 января 2021 года Кузьмин Д.Ю. обратился в Министерство
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области с заявлением о включении его в список для обеспечения жилым помещением
(л.д.42-44).
Распоряжением Министерства семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области от 24.02.2021 №228-р
Кузьмину Д.Ю. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области, по тому основанию, что
он достиг возраста 23 лет и не относится к категории лиц, указанных в абзаце
первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», которым предоставляются благоустроенные
жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений (л.д.4).
Полагая не включение в соответствующий Список незаконным,
истец, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц,
потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя,
определяет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №
159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ЗО установлено,
что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями
жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых
помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых
жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным
в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце
первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения
предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и
иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения
профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании
прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных
в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные
в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по
достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления
о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения
в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во
включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено,
что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей
нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они
являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц
в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом
законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в
отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии
вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене
жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного
кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний
в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного
кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с
ними в одном жилом помещении невозможно (подп. 1); жилые помещения
признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые
установлены жилищным законодательством (подп. 2); общая площадь жилого
помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении,
менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое
уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 3); иное
установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство
(подп. 4).
Отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение
благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области урегулированы Законом Ульяновской области
от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО).
Статьей 2 Закона Ульяновской области № 200-ЗО установлено,
что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам
найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями
по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального
закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли
возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 1 ст. 3 Закона Ульяновской области №
200-ЗО определено, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных
лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 4
статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в
случае проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц, страдающих
хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих
медицинских организациях (при наличии вступившего в законную силу решения суда
об отказе в их выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по
основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации).
Судом установлено, что жилых помещений, на каком-либо праве
Кузьмин Д. Ю. не имеет, что подтверждается материалами дела – сообщениями
регистрирующих органов и не оспаривается стороной ответчика.
Согласно информации предоставленной ФКУ «СИЗО №1» от 24.08.2022 в период нахождения Кузьмина
Д.Ю., ***.1991 года рождения в СИЗО-1, последним направлялась корреспонденция в
Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области с 20.06.2012 по 03.10.2014 (л.д.108).
К данному письму приложена справка по жалобам, из которой
следует, что Кузьминым Д.Ю. 13.06.2013, 01.07.2013 подавались жалобы в Отдел
опеки и попечительства Ульяновской области (л.д.109).
Доводы ответчика о несвоевременном обращении истца с заявлением
(по истечении 23 летнего возраста) были
судом проверены и признаны необоснованными.
При этом судом было учтено, что в период до достижения
23-летнего возраста истцом предпринимались попытки обращения в компетентные
органы в целях разрешения жилищного вопроса. Данные обстоятельства
подтверждаются истребованными судом из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской
области документами, находящимися в личном деле осужденного – Кузьмина Д.Ю., а
именно: его жалобами директору детского дома от 14.02.2011 года о
предоставлении необходимых для обращения к ответчику документов; его жалобами
от 13.06.2013 и 01.07.2013 в Отдел опеки и попечительства Ульяновской области,
которые были отправлены до достижения Кузьминым Д.Ю. 23-летнего возраста.
Доказательств того, что в соответствующие органы истец
обращался по вопросам не связанным с обеспечением его жилым помещением как
ребенка- сироты, ответчиком не представлено, в связи с чем доводы апелляционной
жалобы в указанной части подлежат отклонению.
При установленных обстоятельствах, суд обоснованно возложил
на ответчика обязанность включить Кузьмина Д.Ю. в Список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного
фонда Ульяновской области.
С 01.12.2022 Министерство семейной, демографической политики
и социального благополучия Ульяновской области переименовано в Министерство
социального развития Ульяновской области на основании Указа Губернатора
Ульяновской области от 18.11.2022 № 151 «О мерах по совершенствованию
деятельности исполнительных органов Ульяновской области».
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 сентября
2022 года, с учетом определения того же суда от 31 октября 2022 года об
исправлении описки оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 20 января 2023 года.