У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2022-004498-52
Судья Шабинская Е.А. Дело
№33а-330/2023 (33а-5758/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 17 января
2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №25 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной
службы исполнения наказаний на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска
от 4 августа 2022 года по делу №2а-3219/2022, по которому постановлено:
административный иск
Абдусамадова Гамзата Умаровича к Федеральному
казенному учреждению «Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Коми» и Российской Федерации в лице
Федеральной службы исполнения наказаний удовлетворить частично.
Признать незаконным
бездействие Федерального казенного
учреждения «Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Республике Коми» по обеспечению надлежащих условий
содержания Абдусамадова Гамзата Умаровича в данном исправительном учреждении в
период с 04.03.2022 по 10.03.2022.
Взыскать с
Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет
казны Российской Федерации в пользу Абдусамадова Гамзата Умаровича компенсацию
за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 руб.
В остальной части в
удовлетворении административного иска о взыскании компенсации за нарушение
условий содержания, а также в удовлетворении административного иска к начальнику Федерального казенного учреждения
«Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Республике Коми» Васильеву Виктору Владимировичу отказать.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
Абдусамадов Г.У. обратился в суд с административным иском
к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми» о признании условий содержания в
исправительном учреждении ненадлежащими, присуждении компенсации за нарушение
условий содержания в исправительном учреждении.
В обоснование требований указал, что по приговору
Заволжского районного суда г. Ульяновска он отбывает наказание в виде лишения
свободы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. С 04.03.2022 по 10.04.2022
он содержался в камере ШИЗО №12 в ненадлежащих условиях содержания, которые не
соответствовали действующему законодательству. В камере имело место низкое
качество освещения. Отсутствовала система слива в туалете, гидрозатвор, дверь в
туалет, в связи с чем все неприятные запахи заполняли помещение камеры. Стены в
камере имели дефекты: осыпалась штукатурка и побелка, постоянная запыленность и
антисанитария, на потолке грибок и плесень. Покрытия полов не имели материалов,
соответствующих заявленным требованиям, выполнены не из дерева, что
способствовало сырости и холоду в камере. Отсутствовало дежурное освещение,
поэтому в оспариваемый период он был лишен сна из-за того, что свет в ночное
время не отключался. Также в блоке ШИЗО отсутствовала прогулка. Данные
обстоятельства установлены судом и прокуратурой Республики Коми.
Административный истец просил признать условия содержания
в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 04.03.2022 по 10.03.2022
ненадлежащими, нарушающими его права, гарантированные статьями 3, 8 Конвенции о
защите прав человека и основных свобод, взыскать в его пользу компенсацию за
нарушение условий содержания под стражей в размере 70 000 руб.
К участию в деле в качестве административных соответчиков
привлечены начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония
№25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» Васильев
В.В., Российская Федерация в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми,
в качестве заинтересованных лиц – Министерство финансов РФ, Министерство
финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, ФКУ
ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, прокуратура Республики Коми.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России, УФСИН России по
Республике Коми не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять
новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, а в случае
признания решения суда обоснованным – уменьшить размер компенсации до 300 руб.
Считают ошибочным вывод суда о нарушении прав Абдусамадова
Г.У. на надлежащие условия содержания, поскольку представление прокуратуры
Республики Коми от 26.03.2021 и решение Сыктывкарского городского суда от
23.11.2021 по делу №2а-3221/2021 связаны с прошедшими событиями, в то время как
заявителем оспаривается иной период пребывания в исправительном учреждении, а
именно: с 04.03.2022 по 10.03.2022. Кроме того, в указанных актах содержатся
ссылки на строительные нормы и правила, утвержденные приказом Минстроя России
от 20.10.2017 №1454/пр, не подлежащие применению в отношении учреждения ФКУ
ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, построенного в 1979 году, то есть
введенного в эксплуатацию до момента вступления в силу указанных строительных
норм.
Также считают необоснованной ссылку суда на постановления
Европейского суда по правам человека, утратившие свою актуальность и значимость
на момент рассмотрения настоящего спора.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-25 УФСИН России по
Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми просят решение
суда отменить в полном объеме. Полагают присужденный размер компенсации
завышенным.
Считают несостоятельной ссылку суда на СП 3081325800.2017
«Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила
проектирования», поскольку здание исправительного учреждения построено в
1976-1977 годах по правилам, действовавшим до 2003 года.
Относительно вменяемых нарушений указывают, что согласно
СП 3081325800.2017 конструкция полов соответствует нормативной документации.
Покрытие полов, выполненное из фанеры, не ухудшает технические характеристики
пола и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к данной категории
помещений. Согласно указанным правилам площадь прогулочных дворов
исправительного учреждения на одного человека в период прогулки составляет
более 7 кв.м, что является достаточным. Санитарно-гигиеническое состояние камер
ШИЗО, душевой и других помещений ШИЗО является удовлетворительным. Температура
воздуха в камере составляет не ниже 18 градусов Цельсия, установлены
светильники, имеется естественное освещение через оконные проемы. Уровень освещения
соответствует нормам. В здании ШИЗО действует централизованные отопление,
холодное и горячее водоснабжение, канализация, вытяжная вентиляция,
осуществляемая через санитарные узлы камер, имеется возможность открывания окон
для проветривания. В каждой камере установлен унитаз и умывальник, туалетные
кабины обеспечивают необходимую степень приватности. Помещение душевой
облицовано керамической плиткой, имеется раздевалка, установлено шесть душевых
леек, находящихся в исправном состоянии, функционирует вентиляция. Камеры ШИЗО
и ПКТ оборудованы мебелью и инвентарем согласно требованиям приказа ФСИН России
от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков
эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода
(имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Кроме того, в 2017 году произведен ремонт душевой и
раздевалки здания ШИЗО и ПКТ. В 2019 году произведен текущий ремонт камеры №16;
в 2020 году – камер №2,8 ШИЗО. В 2021
году на капитальный ремонт ШИЗО/ПКТ выделено 1 050 662 руб. 20
коп., в 2022 году – 800 000 руб. В 2021 году произведен капитальный ремонт
камеры №1. Произведен капитальный ремонт вытяжной системы вентиляции. В 2022
году продолжен ремонт камер ШИЗО.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие
в деле. Не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим
образом. Абдусамадов Г.У. извещен по месту отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН
России по Республике Адыгея, правом на участие в рассмотрении дела посредством
видеоконференцсвязи или через своего представителя не воспользовался.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционной
жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и
процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с ч.2
ст.310 Кодекса административного судопроизводства основаниями для отмены или
изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное
определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих
значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой
инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм
процессуального права.
Таких нарушений
судом при рассмотрении дела не допущено.
Согласно ч.1
ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо,
полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об
оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа
государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных
служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование
о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий
содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу положений
ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская
Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных,
обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и
личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы
граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными
уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской
Федерации. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом
исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (части 1, 2, 4).
Пленум Верховного
Суда Российской Федерации в Постановлении
от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных
дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах
принудительного содержания» разъяснил, что под условиями содержания лишенных
свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом
совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного
права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности
указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение,
обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием (пункт 2).
Принудительное
содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их
перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с
принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма,
защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что
исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство
обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и
психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий
содержания лишенных свободы лиц (пункт 3).
Исходя из
приведенных федеральных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации,
установление несоответствия условий содержания в исправительном учреждении
требованиям законодательства не может не свидетельствовать о нанесении
морального вреда, компенсацию которого не допустимо ставить в зависимость от
способности заявителя доказать его причинение.
Верховный Суд
Российской Федерации в пункте 13
названного выше Постановления Пленума обратил внимание судов, что при
рассмотрении требований, связанных с нарушением условий содержания лиц,
находящихся в местах принудительного содержания, обязанность доказывания
соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на
соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует
подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
По делу установлено,
что Абдусамадов Г.У. осужден приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска
от 22.06.2015 по п.«г» ч.2 ст.161, п.п. «а, в» ч.2 ст.163, п.п. «а, в, ж, з»
ч.2 ст.126, п.п. «а, в, г» ч.2 ст.163 на основании ч.3 ст.69 УК РФ, по
совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, к
лишению свободы на срок 9 лет со штрафом в доход государства в размере
250 000 руб., с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого
режима.
Административный
истец с 26.10.2015 отбывал наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике
Коми (прибыл из ИЗ-73/1 УФСИН России по Ульяновской области).
25.07.2022
Абдусамадов Г.У. убыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Республике Адыгея.
В период отбывания
наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Абдусамадов Г.У. с 04.03.2022
по 10.03.2022 содержался в камере ШИЗО, состояние которой не отвечало
санитарным требованиям.
Приходя к выводу о
наличии оснований для удовлетворения требований административного истца о
взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в ШИЗО ФКУ
ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в спорный период, суд первой инстанции
исходил из обстоятельств, установленных Сывтывкарской прокуратурой по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проверок ФКУ ИК-25
УФСИН России по Республике Коми, по итогам которых в адрес исправительного
учреждения были внесены представления об устранении нарушений
уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в том числе от
15.10.2020 №17-02-2020 (л.д. 67-72), обстоятельств, установленных прокуратурой
Республики Коми, результаты проверки которой отражены в представлении от
26.03.2021 №17-12-2021 (л.д. 59-64), а также обстоятельств, установленных
решением Сывтывкарского городского суда Республики Коми от 23.11.2021 (дело №2а-3221/2021),
вступившим в законную силу 04.04.2021, по административному иску Сывтывкарского
прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в
интересах неопределеннгого круга лиц, к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике
Коми о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального
законодательства путем проведения работ, в том числе в камерах ШИЗО.
Названным решением
Сыктывкарского городского суда Республики Коми на ФКУ ИК-25 УФСИН России по
Республике Коми возложена обязанность:
оборудовать
санитарные узлы во всех камерах блока ШИЗО/ПКТ в виде изолированных кабин с
полноразмерным дверным полотном, с системами вентиляции, освещения на основании
п.п. 17.2, 19.3.6, 19.4.7 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной
системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Минстроя России от
20.10.2017 №1454/пр, п.128 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, п.151, п.13
таблицы 5.52. СанПиН 1.2.3685-21, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2;
оборудовать кабины
(санитарные узлы) во всех камерах блока ШИЗО/ПКТ в соответствии с требованиями
п.19.2.6 Свода правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом
Минстроя России от 20.10.2017 №1454/пр.;
оборудовать полы
всех камер блока ШИЗО/ПКТ из шпунтованных досок в соответствии с требованиями
пункта 17.13 Свода правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом
Минстроя России от 20.10.2017 №1454/пр.;
оборудовать полы в
прогулочных дворах блока ШИЗО/ПКТ № № 1, 2, 3, 4 покрытием с учетом требований
пункта 17.13 Свода правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом
Минстроя России от 20.10.2017 №1454/пр. и положений «СП 29.13330.2011. Свод
правил. Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88», утвержденного
Приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от
27.12.2010 №785, в которых присутствует конструкции для отвода атмосферных
осадков;
провести ремонт в
камерах №№: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19 блока ШИЗО/ПКТ, а
именно: устранить дефекты стен и потолков (отслоение краски, нарушение
целостности покрытия стены в области вентиляционных выходов и оконных проемов
(отсыпку кирпичной стены, сколы кирпичной кладки), отслоение штукатурки),
обновить покрытие раковин;
и т.д.
Установив факт
нарушения условий содержания Абдусамадова Г.У. в камере ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН
России по Респеблике Коми в период с 04.02.2022 по 10.04.2022, суд пришел к
правильному выводу о наличии в соответствии со ст.227.1 КАС РФ оснований для
взыскания в его пользу компенсации за ненадлежащие условия содержания в
исправительном учреждении.
При этом судебная
коллегия приходит к выводу, что по делу нашли подтверждение доводы
административного истца о нарушении его прав в связи с необорудованием кабины
туалета полномерным дверным полотном, ненадлежащей изолированности санитарного
узла от жилого помещения камеры и наличием запахов из туалета, а также
ненадлежащим санитарным состоянием стен и потолков камеры.
Данные обстоятельства
установлены решением Сывтывкарского городского суда Республики Коми от
23.11.2021 на основании проверки Сывтывкарской прокуратуры по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Так, прокурорской
проверкой установлено, что во всех камерах ШИЗО, ПКТ в дверной проем кабины
санитарного узла не установлен полноразмерный дверной блок с дверным полотном,
открывающимся наружу; кабины санитарных узлов не изолированы, освещение с
ИК-детектором включения освещения в них отсутствует, несмотря на необходимость
установки во внутренней стене, разделяющей санитарную кабину и общий коридор,
на высоте 2,2 м от уровня пола в нише сечением 270 х 300 х 250 мм, защищенной
сварной решеткой, осветительного прибора; удаление воздуха из камер не
предусмотрено через санитарные узлы этих помещений; вентиляционные отверстия
для вытяжки воздуха находятся в камерах, где проживают осужденные; во всех
санитарных узлах камер блока ШИЗО/ПКТ отсутствуют сливные бачки; во всех,
камерах блока ШИЗО/ПКТ полы выполнены из ДСП, а не из шпунтованных досок
толщиной 35 мм (укладываемые в замок «паз-гребень»); в камерах №№ 1, 3, 4, 5,
6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19 блока ПКТ/ШИЗО выявлены дефекты стен и
потолков (отслоение краски, нарушена целостность покрытия стены в области
вентиляционных выходов и оконных проемов (сыпется кирпичная стена, сколы
кирпичной кладки), отслоение штукатурки), покрытие раковин требует обновления.
Административными
ответчиками указанные обстоятельства не опровергнуты.
Исходя из доводов,
изложенных в апелляционных жалобах, ремонт в камере ШИЗО, где содержался
Абдусамадов Г.У., до настоящего времени не проводился. Указано, что с 2019 года
по 2021 год проведен ремонт только в камерах №№ 16, 2, 8, 1.
Несоблюдение
администрацией исправительного учреждения названных санитарных норм и правил
повлекло нарушение прав административного истца на надлежащие условия
содержания, в силу чего суд правомерно принял решение о взыскании в пользу
истца компенсации, размер которой определен с учетом требований разумности,
объема и длительности нарушений.
При этом доводы
Абдусамадова Г.У. о нарушении его прав связи с ненадлежащим освещением в камере
ШИЗО, покрытием полов в камере, отсутствием дежурного освещения, наличием в
камере раковины ненадлежащего вида, отсутствием прогулок не нашли своего
подтверждения. Доказательств того, что названные обстоятельства причиняли истцу
нравственные и физические страдания, не представлено.
Кроме того, согласно
приложенным к апелляционной жалобе административных ответчиков протоколам
измерений параметров микроклимата от 21.03.2022 и измерений освещенности от
24.03.2022 (л.д. 189-192) освещенность, температура и влажность камер ШИЗО в
спорный период соответствовала нормам.
Данные протоколы
судебная коллегия принимает в качестве доказательств по административному делу
в соответствии с ч.1 ст.306, ч.2 ст.308 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, поскольку зафиксированные в них сведения
имеют значение для дела, необходимы для принятия законного и обоснованного
решения.
Доводы
административных ответчиков в апелляционных жалобах об отсутствии оснований для
удовлетворения требований административного истца судебная коллегия считает
несостоятельными, поскольку по делу установлены обстоятельства, свидетельствующие
о нарушении прав административного истца в связи с ненадлежащим санитарным
состоянием санитарного узла и жилой камеры ШИЗО, что, безусловно, причиняло
осужденному нравственные страдания, которые подлежат компенсации.
Довод в жалобе о
необоснованности ссылок решении на постановления Европейского суда по правам
человека, не опровергают установленные судом обстоятельства и не влекут отмену
правильного по существу судебного решения.
Доводы апелляционных
жалоб направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, оснований
для чего судебная коллегия не находит.
Обжалуемое решение
является по существу правильным, нормы материального и процессуального права,
регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно, процессуальных
нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 4 августа 2022 года оставить без изменения,
апелляционные жалобы Федерального
казенного учреждения «Исправительная колония №25 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Коми», Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службы исполнения
наказаний – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 26.01.2023.