У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0013-01-2022-003756-90
Судья Алексеева Е.В. Дело № 33а-413/2023 (33а-5849/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 24 января 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 16 сентября 2022 года, с учетом определения того же суда
от 11 ноября 2022 года об исправлении описки, по делу № 2а-4108/2022, по
которому постановлено:
административные
иски финансового управляющего должника
индивидуального предпринимателя Губина Ярослава Владимировича к
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о
признании незаконными отказов в заключении договоров аренды земельных участков,
возложении обязанности их заключить
удовлетворить.
Признать незаконными
отказы Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в
заключении с Губиным Ярославом Владимировичем договоров аренды в отношении
земельных участков с кадастровыми номерами ***.
Возложить на
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
обязанность заключить с Губиным Ярославом Владимировичем договоры аренды в
отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** на условиях,
соответствующих действующему
законодательству Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области Ревиной И.В., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
финансовый
управляющий Губина Я.В. - Семенова П.В.
обратилась в суд с административными
исками к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
о признании незаконными отказов о предоставлении на праве аренды земельных участков, понуждении к заключению договоров аренды земельных участков. Дела по указанным административным искам
объединены в одно производство.
В обоснование требований
указано, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2021 по
делу № *** индивидуальный предприниматель Губин Я.В. признан несостоятельным
(банкротом). Финансовым управляющим Губина Я.В. утверждена Семенова П.В.
Между Г*** В.Н.
(арендатор) и Департаментом государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области (арендодатель)
26.03.2012 заключен договор № *** аренды земельного участка,
находящегося в государственной собственности Ульяновской области, в
соответствии с которым арендодатель передал в аренду Г*** В.Н. на срок 10 лет
до 20.02.2022 земельный участок из
категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***, находящийся в
Ульяновском районе Ульяновской области, площадью 2 140 000 кв.м.
В соответствии с
условиями дополнительного соглашения от
11.09.2017 сторона указанного договора аренды земельного участка заменена с Г***
В.Н. на Губина Я.В., *** года рождения, в связи со смертью Г*** В.Н.
Она направила в
адрес административного ответчика в пределах срока действия ранее заключенного договора аренды
земельного участка заявление о намерении реализовать исключительное право
Губина Я.В. на заключение договора аренды, однако в этом было отказано. Отказ
мотивирован тем, что земельный участок
находится в границах акватории поверхностного водного объекта, конкретизировав его как ручей - приток р.Сельдь.
Аналогичная ситуация
сложилась в отношении земельных участков
с кадастровыми номерами ***.
Считает, что отказы
противоречат требованиям действующего законодательства.
Просила признать
незаконными отказы Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области в заключении с Губиным Я.В. договоров аренды в отношении
земельных участков с кадастровыми номерами
***; возложить на Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность заключить
с Губиным Я.В. договоры аренды в отношении земельных участков с кадастровыми
номерами *** на условиях, соответствующих действующему законодательству Российской Федерации.
Судом к участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Нижне-Волжское бассейновое водное
управление Федерального
агентства водных ресурсов,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы
указывает, что согласно данным сервиса «Публичная кадастровая карта», а также с
учетом информации, предоставленной Отделом водных ресурсов по Ульяновской
области Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных
ресурсов, спорные земельные участки находятся в границах акватории
поверхностного водного объекта (ручей-приток р.Сельдь). Поскольку части спорных
земельных участков заняты водными объектами, Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области не вправе распоряжаться указанными
земельными участками в той площади, в которой в настоящее время внесены
сведения в Единый государственный реестр недвижимости. С целью недопущения
нарушения прав Российской Федерации Министерство заявило о расторжении
договоров аренды, так как требуется
проведение раздела земельных участков с
целью выдела водных объектов.
Кроме того,
Министерство прекратило арендные отношения в связи с окончанием срока действия
договора аренды, поскольку арендатор систематически не исполнял обязанность по
внесению арендной платы.
Отмечает, что
арендатор был вправе до окончания срока действия договора аренды произвести
необходимые межевые работы по выделу водных объектов и переоформлению земельных
участков в аренду на новый срок или в собственность, однако данных действий не
предпринял.
В судебное заседание
кроме представителя Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области другие лица,
участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу абз.2 п.5 ст.213.25
Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с
даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества,
составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются
только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться
гражданином лично.
Финансовый
управляющий в соответствии с абз.2 п.8 ст.213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
обязан принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению
сохранности этого имущества.
В соответствии с
подп.31 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды
земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается
без проведения торгов в случае предоставления земельного участка,
предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в
отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных
в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях
законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного
участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого
земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия
ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Судом установлено,
что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.04.2021 по делу №
А72-4092/2020 индивидуальный предприниматель Губин Я.В. признан
несостоятельным (банкротом). Финансовым
управляющим Губина Я.В. утверждена
Семенова П.В.
20.02.2012 между Департаментом государственного
имущества и земельных отношений Ульяновской области (арендодатель) и Г*** В.Н. (арендатор) оформлены договоры аренды земельных участков № ***,
согласно которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду
земельные участки с кадастровыми номерами
*** площадью 100 000 кв.м, *** площадью 2 150 000 кв.м, *** площадью
752 290 кв.м соответственно, из
земель сельскохозяйственного назначения,
расположенные по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, для
сельскохозяйственного производства, сроком до 20.02.2022.
26.03.2012 между и
Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской
области (арендодатель) и Г*** В.Н. (арендатор) оформлен договор аренду земельного участка № ***, согласно которому
арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с
кадастровым номером ***, площадью
2 140 000 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный
по адресу: Ульяновская область,
Ульяновский район, для сельскохозяйственного производства, сроком до
26.03.2022.
Дополнительными соглашениями к указанным договорам от 11.09.2017
произведена замена арендатора – Г*** В.Н. на индивидуального предпринимателя
Губина Я.В.
24.01.2022 в
Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области обратилась
финансовый управляющий ИП Губина Я.В. Семенова П.В. с заявлениями о заключении
новых договоров аренду земельных
участков с кадастровыми номерами ***.
Письмом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области от 16.02.2022 № ***исх
заявителю было сообщено о том, что
предоставление указанных земельных
участков не предоставляется возможным по следующим основаниям.
Согласно
сведениям публичной кадастровой карты
через земельные участки проходит водный
объект.
В соответствии с ч.1
ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в
собственности Российской Федерации, за исключением случаев установленных ч.2
ст.8 Водного кодекса Российской Федерации.
Финансовым
управляющим Семеновой П.В. 11.03.2022 в адрес
административного ответчика
направлено требование (претензия) о заключении новых договоров аренды
земельных участков с приложением проектов договоров аренды,
однако данные договоры в отношении спорных земельных участков с Губиным Я.В. не
заключены.
С 01.04.2022 функции
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными
ресурсами на основании Указа Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 №
118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов
государственной власти Ульяновской области»
переданы в Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области.
В качестве мотивов
отказа в предоставлении земельных
участок в аренду ответчик
ссылается на расположение запрашиваемых земельных участков в границах акватории поверхностного водного
объекта (ручей - приток р.Сельдь), а также положения ст.8 Водного кодекса
Российской Федерации и ст.209
Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым водные объекты
находятся в федеральной собственности, а права владения, пользования и
распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
Удовлетворяя исковые
требования административного истца, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что отказы в заключении договоров аренды являются незаконными.
Между Министерством имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской
области и Губиным Я.В. на момент признания последнего несостоятельным
(банкротом) сложились отношения по поводу аренды спорных земельных участков.
Информация о
выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных
нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании указанных земельных участков отсутствует.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, земельные
участки находятся в собственности
Ульяновской области.
Как правильно указал
суд первой инстанции, само по себе нахождение в границах земельного участка
водного объекта (его части) не
свидетельствует о невозможности предоставления такого земельного участка в
аренду.
Доводы апелляционной жалобы по существу
сводятся к несогласию с выводами суда аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств,
оцененных судом в соответствии с требованиями ст.84
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводов суда,
не опровергают и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Оснований для переоценки представленных доказательств у судебной коллегии не
имеется.
Доводы административного ответчика о нарушении
принципа единообразия судебной практики со ссылкой на иные судебные акты
подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку судебные постановления,
вынесенные по иным делам, не относящимся к рассматриваемому, преюдициального
значения для суда не имеют.
Учитывая,
что решение суда соответствует положениям действующего законодательства,
оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 16 сентября 2022 года, с учетом определения того же суда
от 11 ноября 2022 года об исправлении описки, оставить без изменения,
апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 27.01.2023