Дело № 3а-126/2023
(№ 3а-294/2022)
73OS0000-01-2022-000317-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2023 года г. Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре
Трошиной П.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании административное дело по административному исковому
заявлению Анисимовой Натальи Семеновны к Правительству Ульяновской области, Управлению
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области, публично-правовой компании «Роскадастр», Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, областному государственному бюджетному
учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки»
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л :
Анисимова Н.С.
обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству
Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному
бюджетному учреждению «Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии», областному государственному бюджетному учреждению «Бюро
технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (до
переименования - областное государственное бюджетное учреждение «Центр
государственной кадастровой оценки»), в котором просит восстановить срок на
обращение в суд с настоящим
административным исковым заявлением, признать недействительной кадастровую
стоимость жилого дома с кадастровым
номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 года
в размере 1 949 686 руб. 05 коп., исключить из Единого
государственного реестра недвижимости сведения об указанной кадастровой
стоимости, установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости исходя
из его площади 30,7 кв.м.
В обоснование
требований указала, что она в порядке наследования стала собственником жилого
дома с кадастровым номером ***. Его кадастровая стоимость по состоянию на 17
ноября 2011 года утверждена в размере 1 949 686 руб. 05 коп.
Данная кадастровая
стоимость объекта недвижимости является недостоверной, поскольку при её
определении была учтена его площадь
169,8 кв.м., тогда как площадь жилого дома с кадастровым номером ***
составляет 30,7 кв.м. Данное обстоятельство
нарушает её права, как
налогоплательщика.
Управлением
Росреестра по Ульяновской области ошибка
в части площади объекта недвижимости, которая фактически составляет 30,7 кв.м,
была выявлена и устранена, но кадастровая стоимость не была пересчитана ввиду
отсутствия у Управления Росреестра по Ульяновской области полномочия по
перерасчета кадастровой стоимости.
По вопросу
исправления ошибки при определении кадастровой стоимости жилого дома она
обратилась в ОГБУ «ЦГКО». Однако в перерасчете
кадастровой стоимости было отказано со ссылкой на истечение предусмотренного
частью 6 статьи 21 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»
пятилетнего срока на обращение с заявлением
об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Определением Ульяновского областного суда от 9 января 2023
года была произведена замена административного ответчика «ФГБУ «ФКП Росреестра»
его правопреемником ППК «Роскадастр».
Административный
истец Анисимова Н.С. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её
отсутствие, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
Представитель ППК
«Роскадастр» Никитина М.И. в судебном заседании просила отказать в
удовлетворении требований к компании, поскольку она является ненадлежащим ответчиком по делу.
В отношении спорного объекта недвижимости сведения о кадастровой стоимости
внесены на основании проведенной государственной кадастровой оценки, учреждение полномочиями по внесению изменений
в результаты государственной кадастровой оценки не наделено.
Представитель
Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о
месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В возражениях на
административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в
удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Ульяновской области,
поскольку оно не является надлежащим административным ответчиком, в остальном
решение по административному делу оставил на усмотрение суда.
Представитель ОГБУ
«БТИГКО» в судебное заседание не явился,
в отзыве на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и
отказать в удовлетворении требований, указывая следующее. Поскольку с момента
внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости прошло более пяти лет, соответственно, в силу
части 6 статьи 21 Федерального
закона «О государственной кадастровой
оценке» заявление Анисимовой Н.С. об исправлении ошибок, допущенных при
определении кадастровой стоимости, не подлежит рассмотрению ОГБУ «БТИГКО».
Представители
Правительства Ульяновской области, Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явились, о месте и
времени рассмотрения дела судом извещены.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и
месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав
материалы настоящего административного дела, выслушав доводы
представителя ППК «Роскадастр» Никитиной М.И., суд приходит к следующему.
В силу требований
статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с
пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ,
закрепляющих принцип состязательности
административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица,
участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются
как на основания своих требований или возражений, если иной порядок
распределения обязанностей доказывания по административным делам не
предусмотрен КАС РФ.
В силу части 1
статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение
в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов,
в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к
осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него
незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в
защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1
статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3 КАС РФ
защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
В соответствии со
статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с
настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих
муниципальных образований.
Как указано в статье
400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие
правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в
соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401
НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах
муниципального образования недвижимое имущество, в том числе, жилой
дом.
Пунктом 1 статьи 403
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не
установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого
объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый
государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года,
являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральным законом
от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной
деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам
и юридическим лицам.
Согласно абзацу 2
статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой
стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если указанные
результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по
рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для
пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности,
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при
определении его кадастровой стоимости (абзацы 11, 12 статьи 24.18).
В соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения
кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте
недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно
разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов
определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о
пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте
оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное
при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на
основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например,
неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих
государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком
условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, неправильное применение
данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном
состоянии объекта оценки.
Действующая в
настоящее время часть 1 статьи 61
Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной
регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N
218-ФЗ) предусматривает, что техническая ошибка (описка, опечатка,
грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная
органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр
недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином
государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на
основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр
недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в
течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или
получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической
ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об
исправлении технической ошибки в записях.
Материалами дела
установлено, что Анисимова Н.С. после
смерти супруга *** является наследницей
по закону, принявшей наследство, оставшееся после смерти наследодателя, в том числе жилой дом с
кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.
Результаты
определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на
территории Ульяновской области, по состоянию на 17 ноября 2011 года, утверждены
постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года №
481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов
недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» и внесены в государственный кадастр недвижимости. В
строке 8796 приложения № 10 к данному
постановлению указана кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым
номером *** в размере 1 949 686
руб. 05 коп.
Сведения об
указанной кадастровой стоимости объекта
недвижимости с кадастровым номером ***
внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Анисимова Н.С. через представителя *** обратилась в Управление Росреестра по Ульяновской
области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости
с кадастровым номером *** по основанию недостоверности сведений об
объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.
Управлением
Росреестра по Ульяновской области было установлено, что при определении
кадастровой стоимости объекта недвижимости использованы недостоверные сведения
об объекте недвижимости, а именно о его
площади - 169,8 кв.м. В рамках работ по
верификации данных Единого государственного реестра недвижимости ошибка в части
площади объекта недвижимости, которая фактически составляет 30,7 кв.м, была
выявлена и устранена.
В письме Управления
Росреестра по Ульяновской области, направленном в адрес ***, было разъяснено,
что у Управления отсутствуют
полномочия по перерасчету кадастровой
стоимости объектов недвижимости,
рекомендовано обратиться в суд с заявлением об оспаривании результатов
определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Считая указанную
кадастровую стоимость недостоверной, представитель Анисимовой Н.С. – *** обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлениями об
исправлении допущенной ошибки в
сведениях о кадастровой стоимости.
ОГБУ «ЦГКО» (ныне -
ОГБУ «БТИГКО») в ответе от 23 ноября 2022 года указало на то, что, поскольку с
момента внесения в ЕГРН оспариваемых сведений о кадастровой стоимости объекта
недвижимости с кадастровым номером *** прошло более 5 лет, вопрос об исправлении ошибок не
подлежит рассмотрению учреждением, поскольку учреждение не наделено
полномочиями по восстановлению пропущенных сроков на обращение с заявлением об исправлении
ошибок.
Анисимова Н.С.
обратилась в суд с настоящим административным иском о пересмотре кадастровой
стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.
Проанализировав
исследованные в судебном заседании доказательства, суд на основании приведенных
положений действующего законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда
Российской Федерации считает заявленные административным истцом исковые
требований подлежащими удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации административное
исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный
кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой
стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр
недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости,
полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо
сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик
объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения о
кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** были
внесены в ЕГРН 1 ноября 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 1
ноября 2017 года. Административный иск подан в суд 13 декабря 2022 года, то
есть с пропуском срока.
Вместе с тем, суд считает, что пропущенный
административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть
рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость объекта недвижимости,
исходя из которой подлежат расчету налоговые платежи, является актуальной до
настоящего времени. Очередная государственная кадастровая оценка в Ульяновской
области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств,
подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.
Как следует из
возражений на административный иск Управления Росреестра по Ульяновской
области, приложенных к ним документов,
заказчиком работ по государственной кадастровой оценке объектов
недвижимости на основании государственного контракта № 155Д от 8 ноября 2011 года
являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и
картографии, исполнителем по данному государственному контракту являлось ФГУП «Ростехинвентаризация –
Федеральное БТИ», а исполнителем работ по государственной кадастровой оценке
объектов недвижимости на территории Ульяновской области – ***.
По результатам
исполнения государственного контракта № 155Д от 8 ноября 2011 года был
подготовлен отчет № 34К-12 об определении кадастровой стоимости объектов
недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области от 8 июня 2012
года, который утвержден ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и ***.
Согласно Приложению 6.6 «Сводные результаты
государственной кадастровой оценки объектов недвижимости муниципальный район
Новомалыклинский» указанного отчета № 34К-12 в сводные результаты
государственной кадастровой оценки
объектов недвижимости данного муниципального района по состоянию на 17
ноября 2011 года включен в том числе:
- под порядковым
номером 879 здание жилого дома, площадью
169,8 кв.м, кадастровый номер ***, расположенное по адресу: ***, определены
удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости в
размере 11482 руб. 25 коп. и
кадастровая стоимость –1 949 686 руб. 05 коп.
Результаты
определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на
территории Ульяновской области, по состоянию на 17 ноября 2011 года утверждены
постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года №
481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов
недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области».
Данным
постановлением утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости,
расположенных на территории муниципального образования «Новомалыклинский район»
Ульяновской области (приложение № 10), в том числе и объекта недвижимости с кадастровым
номером ***, в размере 1 949 686 руб. 05 коп.
Однако согласно
выписке из ЕГРН об основных характеристиках в отношении объекта недвижимости с кадастровым
номером ***, материалам инвентарного дела на указанный жилой дом, иным
правоустанавливающим документам на него наследодателя ***., площадь жилого дома
с кадастровым номером *** составляет 30,7 кв.м.
На основании
изложенного суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость жилого дома
с кадастровым номером *** по состоянию
на 17 ноября 2011 года в размере 1 949 686 руб. 05 коп.,
утвержденная постановлением
Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 481-П «Об
утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов
недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области», является
недействительной вследствие того, что при её определении были использованы
недостоверные сведения о площади жилого дома, а именно, в расчете кадастровой
стоимости была учтена площадь в размере 169,8 кв.м, тогда как площадь жилого
дома с кадастровым номером *** составляет 30,7 кв.м.
С учетом этого, суд
считает необходимым требования административного истца удовлетворить, признать
недействительной указанную кадастровую стоимость объекта недвижимости и
установить его кадастровую стоимость с даты определения кадастровой стоимости
объектов недвижимости постановлением Правительства Ульяновской области от 12
октября 2012 года № 481-П, то есть по
состоянию на 17 ноября 2011 года, в размере 352 505 руб. 08 коп., рассчитав её
исходя из площади объекта недвижимости 30,7 кв.м и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере
11 482 руб. 25 коп.
Руководствуясь
статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное
исковое заявление Анисимовой Натальи Семеновны об оспаривании результатов
определения кадастровой стоимости объекта
недвижимости удовлетворить.
Восстановить
Анисимовой Наталье Семеновне пропущенный срок для подачи административного
искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
объекта недвижимости – жилого дома с
кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.
Признать
недействительными результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – жилого дома с кадастровым
номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 года
в размере 1 949 689 руб. 05 коп. в связи с недостоверными сведениями о площади жилого дома,
использованными при определении его кадастровой стоимости.
Установить в
отношении объекта недвижимости – жилого
дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, кадастровую стоимость
по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 352 505 руб. 08 коп.
Датой обращения с
заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать
13 декабря 2022 года.
Вступившее в
законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости
объекта недвижимости с кадастровым номером ***.
Решение может быть
обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
О.Е.Кинчарова