УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Кашицына
Е.В. Дело № 12-4/2023
(№ 12-410/2022)
73RS0002-01-2021-015376-38
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
12
января 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе Гурьяновой Танзили Миргалимовны на
постановление судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 10 января 2022
года (по делу № 5-81/2022),
у с т а н о в и л:
постановлением судьи
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10.01.2022 Гурьянова Т.М.
привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. За
совершение этого правонарушения ей назначено административное наказание в виде
административного штрафа в размере 7500 рублей.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, Гурьянова Т.М. не соглашается с
постановлением судьи.
В обоснование жалобы
указывает, что в момент совершения административного правонарушения была
здорова, общественной опасности не представляла.
Ссылается на
презумпцию невиновности и малозначительность совершенного административного
правонарушения.
Подробно позиция
Гурьяновой Т.М. изложена в жалобе.
Одновременно
Гурьяновой Т.М. заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование.
Пропуск срока мотивирует тем, что она своевременно не была
проинформирована о вынесении в отношении
неё постановления о привлечении к ответственности.
Изучив доводы
ходатайства о восстановлении срока на обжалование и материалы дела в части,
касающейся заявленного ходатайства, прихожу к выводу о том, что срок для подачи
жалобы следует восстановить.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ в полном
объеме, прихожу к следующим выводам.
Административная
ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение правил
поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой
существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной
ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 20.1.6
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия
(бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие причинение
вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных
ч. 3 ст. 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат
уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи.
Как усматривается из
представленных материалов, основанием для привлечения Гурьяновой Т.М. к
административной ответственности послужили выводы о том, что будучи
привлеченной к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ
(постановление Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 07.04.2021) она
(Гурьянова Т.М.) 30.11.2021 в 12 часов 55 минут по адресу: г. Ульяновск, ул.
Камышинская, д.12А, повторно не выполнила правила поведения при введении режима
повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения
чрезвычайной ситуации, а именно в нарушение подпункта 5.6 Указа Губернатора
Ульяновской области от 12.03.2020 года №
19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для
исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима
повышенной готовности», находилась без средств индивидуальной защиты органов
дыхания (маски), в месте приобретения товаров – в магазине «Пятерочка».
Вместе с тем в
настоящее время имеются основания для отмены постановления судьи. При этом
исхожу из следующего.
Административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Статьей 54
Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести
ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось
правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него
устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с п.
5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по
делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как
признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих
административную ответственность за содеянное, за исключением случая
одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную
ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную
ответственность.
Согласно ч. 2 ст.
1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность
за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица,
совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть
распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение
до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о
назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или
отягчающий административную ответственность за административное правонарушение
либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения ч. 2 ст.
1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и
конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации
применительно к институту административной ответственности физических и
юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего
административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых
не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Указом Губернатора
Ульяновской области от 06.06.2022 № 69 «О внесении изменений в указ Губернатора
Ульяновской области от 12.03.2020 №19 и о приостановлении действия его
отдельных положений» приостановлено действие, в числе иных, положения,
предусматривающего требования по использованию средств индивидуальной защиты
органов дыхания в местах приобретения товаров, выполнения работ, оказания
услуг, иных общественных местах, в том числе на парковках и в лифтах, а также
при пользовании транспортом общего пользования, в том числе такси, и
железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее -
транспорт общего пользования).
Таким образом, нормы,
устанавливающие требования, за неисполнение которых в отношении Гурьяновой Т.М.
возбуждено производство по данному делу об административном правонарушении, не
действуют на территории Ульяновской области с 08.06.2022.
Более того, Указом
Губернатора Ульяновской области от 12.09.2022 №112 «О признании утратившими
силу отдельных нормативных правовых актов Губернатора Ульяновской области» Указ
Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима
повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и
организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» и
последующие Указы о внесении изменений в этот Указ были отменены. Действие этих
Указов прекращено в полном объеме.
В материалах дела об
административном правонарушении сведений об исполнении Гурьяновой Т.М.
постановления о назначении административного штрафа не имеется.
В соответствии с п.
3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по
делу об административном правонарушении выносится решение об отмене
постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного
из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а
также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено
постановление.
При таких
обстоятельствах постановление судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска
от 10.01.2022, вынесенное в отношении Гурьяновой Т.М. по делу об
административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ,
подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении
подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Вышеизложенное
согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам
судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по
противодействию распространению на территории Российской Федерации новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного
Суда Российской Федерации 17.02.2021 (вопрос № 22), из которого, в частности, следует,
что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным
государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего
обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при
введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных
правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием
для прекращения производства по делу об административном правонарушении,
предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по
делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного
наказания, если оно не было исполнено (п. 5 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление судьи
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10 января 2022 года, вынесенное в
отношении Гурьяновой Танзили Миргалимовны по делу об административном
правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об
административном правонарушении на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ
прекратить в связи с признанием утратившими силу закона или его положения,
устанавливающих административную ответственность за содеянное.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Ю.М. Жаднов