Судебный акт
Оспаривание разрешения на строительство
Документ от 17.01.2023, опубликован на сайте 23.01.2023 под номером 104099, 2-я гражданская, о признании недействительным разрешения на строительство, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-005780-86

Судья Шабинская Е.А.                                        Дело № 33а-289/2023 (33а-5717/2022)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                17 января 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 сентября 2022 года по делу                                    № 2а-4187/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска прокурора  Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска  о признании разрешения на строительство недействительным отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора               Данилова Е.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения  представителя администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска Бодуновой Т.В., представителя  ООО «Специализированный Застройщик «Университет» - Федутинова В.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска  о признании разрешения на строительства от 08.07.2022 № 73-73-074-2022, выданного ООО «СЗ «Университет» для строительства 5-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером: ***, расположенном по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, Бакинская, 75  недействительным.

В обоснование требований указал, что  право собственности на земельный участок, расположенный по адресу:  г.Ульяновск, Ленинский район, ул.Бакинская, 75  зарегистрировано за *** На основании договора аренды земельный участок передан в аренду ООО Специализированный Застройщик «Университет».

Управлением архитектуры и градостроительства администрации                               г.Ульяновска в нарушение градостроительного законодательства 08.07.2022 было выдано разрешение на строительство № 73-73-074-2022 ООО «СЗ «Университет»  5-этажного многоквартирного жилого дома.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Ульяновска, утвержденными постановлением администрации г.Ульяновска от 10.08.2021                    № 1166, земельный участок с кадастровым номером *** располагается в зоне Ж6 (зона смешанной жилой застройки), к основным видам разрешенного использования которой отнесены, в том числе, индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

Согласно выкопировке (фрагменту основного чертежа) из Генерального плана г.Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок с кадастровым номером *** находится в функциональной зоне «коттеджной и усадебной застройки, общественной застройки».

Функциональная зона  «коттеджной  и усадебной застройки, общественной застройки» не предназначена для строительная  многоквартирных домов.

Кроме того, согласно оспариваемому разрешению на строительство, количество квартир в 5-этажном многоквартирном жилом доме - 50. Таким образом, количество машино-мест должно составлять для стандартного жилья не менее 60.

Однако согласно проектной документации 5-этажного многоквартирного жилого дома  на земельном участке предусмотрено лишь 14 машино  - мест для кратковременной стоянки. Проект не предусматривает постоянных мест хранения легковых автомобилей, мест хранения для других индивидуальных транспортных средств (мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды), а их общее количество не соответствует указанным нормативам федерального законодательства и законодательства Ульяновской области.

Коэффициент плотности застройки одно - двухквартирными жилыми домами с приусадебными земельными участками должен составлять - 0,4. Однако проект  предусматривает коэффициент плотности застройки - 0,66.

Согласно требованиям п.71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 16.09.2020 № 1479 недопустимо ограничение проезда пожарной техники и доступа пожарных к объектам инфраструктуры (многоквартирным домам).

Вместе с тем, согласно проекту противопожарные расстояния от парковок до существующих жилых домов составляют менее 10 метров; противопожарные расстояния от проектируемого 5-этажного многоквартирного жилого дома до существующих жилых домов составляют менее 10 метров; планировка этажей проектируемого многоквартирного жилого дома не позволяет обустроить один из двух обязательных пожарных проездов; отсутствует разворотная тупиковая площадка для пожарной техники.

Прокуратурой района в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска направлялось предостережение о недопустимости нарушения закона в связи с подготовкой оспариваемого разрешения на строительство от 14.03.2022. Однако уполномоченный орган проигнорировал направленное предостережение, выдав ООО «СЗ «Университет» разрешение на строительство от 08.07.2022.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация г.Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (ГУ МЧС России по Ульяновской области), ООО «АкадемЭкспертиза», ООО «Строй-Проект». 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г. Ульяновска  не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование представления указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии у ГУ МЧС России по Ульяновской области полномочий по проверке проектной документации на предмет ее соответствия требованиям федерального законодательства в области пожарной безопасности.

Судом необоснованно принят в качестве доказательства отсутствия нарушения норм и правил пожарной безопасности отчет ИП Лаптева С.Ю. по определению расчетных величин пожарного риска, который  не входил в состав проектной документации. Не соглашается с выводом суда об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по проверке представленного застройщиком пакета документов, включающего проектную документацию, получившую в установленном порядке положительное заключение негосударственной экспертизы при обращении за выдачей разрешения на строительство. Указывает, что административным истцом представлено заключение по результатам исследования материалов проектной документации о проектируемом объекте капитального строительства ООО «Промавиапроект», в котором отмечены многочисленные нарушения градостроительных норм и правил в проектной документации.  Считает, что судом неверно применены нормативы градостроительного проектирования в части определения коэффициента плотности застройки. Указывает, что проект не предусматривает постоянных мест хранения легковых автомобилей, мест хранения для других индивидуальных транспортных средств, а их общее количество не соответствует указанным нормативам федерального законодательства и законодательства Ульяновской области.

Судом не дана оценка доводам прокурора об отсутствии согласованных условий на подключение к сетям газоснабжения планируемого к возведению многоквартирного жилого дома. Считает вывод суда о недоказанности обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав неопределенного круга лиц, основанным на неверном толковании ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В возражениях на апелляционное представление администрация г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, ООО СЗ «Университет» просят решение суда оставить без изменения,  апелляционное представление  - без удовлетворения.   

В судебное заседание кроме  прокурора, представителей  администрации г.Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, ООО СЗ «Университет» другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226, ч.2 ст.227 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения   административного  дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления, их должностных лиц судом принимается решение об удовлетворении  полностью или  в части заявленных требований о признании  оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, только в том случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права,  свободы  и законные интересы  административного истца.

Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации  разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч.4 ст.51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (п.3 ч.11 ст.51 ГрК РФ).

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

По смыслу приведенных положений закона, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Также из системного анализа положений ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 16.09.2021 *** является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Бакинская, 75.

21.09.2021 земельный участок собственником передан во временное владение и пользование  (аренду) ООО «СЗ «Университет», срок действия договора до 31.12.2024 (т.1 л.д. 151-158).

23.07.2021  Управлением архитектуры и градостроительства  администрации г.Ульяновска выдан градостроительный план № РФ-73-2-73-0-00-2021-0581 земельного участка с кадастровым номером ***. В градостроительном плане указано, что в соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным  решением Ульяновской Городской Думы  от  27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории  коттеджной  и усадебной жилой застройки с направлением дальнейшего развития 5-16  этажной застройки.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «г.Ульяновск» земельный участок  расположен в пределах территориальной зон Ж6 - зона смешанной жилой застройки. Среднеэтажная жилая застройка отнесена к основным видам разрешенного использования градостроительного регламента данной территориальной зоны.

Согласно Проекту планировки территории Ленинского района муниципального образования «г.Ульяновск», утвержденному постановлением мэрии г.Ульяновска от  29.06.2010 № 3242, земельный  участок находится на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы) и в очень незначительной части не территории общего пользования за пределами красной линии.

Застройщиком для получения разрешения на строительство представлено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации № 73-2-1-3-017929-2022 на многоквартирный жилой дом по адресу: г.Ульяновск, ул.Бакинская, 75, выполненное ООО «АкадемЭкспертиза».

С целью получения  разрешения на строительство застройщик обратился  в Управление  архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска.

08.07.2022 Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска ООО СЗ «Университет» было выдано разрешение на строительство № 73-73-074-2022 многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Бакинская, 75, срок действия разрешения до 08.07.2025 (т.1 л.д.10-12).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства по делу, исходил из соблюдения  ответчиком  норм действующего законодательства при выдаче оспариваемого разрешения на строительство и отсутствия нарушений прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, основанными на полном, всестороннем исследовании доказательств по делу, находит их соответствующими нормам материального права.

Документами  территориального планирования и градостроительного зонирования, а также документацией по планировке территории предусмотрена возможность строительства многоквартирного жилого дома на  земельном участке, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул.Бакинская,75.

Вопреки доводам апелляционного представления количество машино - мест не является предельным параметром  разрешенного строительства объектов капитального строительства согласно градостроительному  регламенту территориальной зоны Ж6.

Законодательством не  установлена  обязанность при проектировании  объектов  капитального строительства предусматривать места хранения иных  транспортных средств.

Коэффициент плотности  застройки многоквартирными жилыми домами малой и средней этажности составляет 0,8, при имеющемся в проектной документации коэффициенте -  0,66.

Противопожарное расстояние между проектируемым многоквартирным жилым домом и существующими зданиями соответствует требованиям Федерального закона  № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение  распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным  решениям», СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации № 73-2-1-3-017929-2022 на многоквартирный жилой дом по адресу: г.Ульяновск, ул.Бакинская, 75, выполненное ООО «АкадемЭкспертиза» в установленном законом порядке не оспорено.

Таким образом, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Вопреки данным утверждениям административного истца, судом первой  инстанции всем имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, все доводы, изложенные в административном исковом заявлении являлись предметом суда первой инстанции и отклонены по мотивам, подробно изложенным в  решении.

Принятое по делу решение является правильным, материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, а также процессуальные нормы применены судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 сентября      2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района города  Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  20.01.2023