Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 12.01.2023, опубликован на сайте 02.02.2023 под номером 104086, 2-я гражданская, о признании права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-005077-61                                

Судья         Шабинская Е.А.                                    Дело № 33- 128\2023 (33-5530/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     12 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кондрашкиной Ольги Геннадьевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 августа 2022 года, по гражданскому делу № 2-3549/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Кондрашкиной Ольги Геннадьевны, действующей в интересах   Кондрашкиной Кристины Алексеевны удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечить бесплатно ребенка-инвалида К*** К*** А***, ***2016 года рождения, лекарственным препаратом *** по торговому наименованию *** в полном объеме по жизненным показаниям в соответствии с решением консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 21.04.2022, до отмены указанного препарата лечащим врачом.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кондрашкина О. Г. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней К*** К.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственным препаратом.

Требования мотивировала тем, что у её дочери – К*** К.А., ***.2016 года рождения, являющейся ***, диагностировано ***. Кроме того у нее диагностированы: ***. В связи с особенностью заболевания, в Российской Федерации не существует эффективных средств его лечения, а так же нет специализированных эффективных лекарственных препаратов. Решением консилиума Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева «ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России», отраженном в Протоколе от 21.04.2022 года №72/1 её дочери по жизненным показаниям был назначен препарат *** по торговому наименованию *** который не зарегистрирован на территории Российской Федерации. Аналогов этого лекарства в стране не производится. Кроме того, с учетом тяжести заболевания и высокого риска учащения эпилептических приступов категорически противопоказана замена принимаемых противоэпилептических препаратов на препараты с другими коммерческими названиями. Как указано в протоколе консилиума, препарат назначен в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данной формы заболевания. На её обращение в Министерство здравоохранения Ульяновской области с просьбой предоставить бесплатно лекарственный препарат *** 16.06.2022 ей было отказано в обеспечении лекарственным препаратом *** со ссылкой на то, что препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, в связи с этим они не могут его закупить. Было указано на то, что препарат может быть закуплен за счет благотворительных фондов или куплен семьей самостоятельно. Считает данные действия ответчика по фактическому отказу в обеспечении лекарственным препаратом и непринятию мер по обеспечению данным лекарственным препаратом незаконными, нарушающими права и законные интересы ребенка.

Просила суд признать за К*** К.А., ***.2016 года рождения, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом *** (по торговому наименованию *** по жизненным показаниям; возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать К*** К. А., ***2016 года рождения лекарственным препаратом *** (по торговому наименованию ***) в дозах и количестве, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, вплоть до его отмены; обратить решение суда к немедленному исполнению в части принятия мер по организации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственным препаратом.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены Обособленное структурное подразделение научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева «ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России», Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника №5», ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Кондрашкина О.Г. просит его изменить, изложив резолютивную часть решения в соответствии с заявленными ею требованиями, а именно: возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать К*** К.А., ***.2016 года рождения лекарственным препаратом «*** (торговое наименование «***) в дозах и количестве, рекомендуемых уполномоченной медицинской организацией, вплоть до его отмены.

Указывает, что такая формулировка требований направлена на предотвращение возникновения сложностей в предоставлении её дочери лекарства. Без задержек и лишних бюрократических проволочек со стороны ответчика. Ею был не указан конкретный протокол консилиума, которым назначен лекарственный препарат в определенной дозировке, поскольку с ростом и взрослением ребенка дозировка препарата будет изменяться, и соответственно будут оформляться новые протоколы консилиума с новой дозировкой. Согласно принятому решению суда, ответчик может отказать ей в предоставлении большего объема препарата. Кроме того, подобный препарат может быть назначен и отменен только уполномоченной на то медицинской организацией, а не лечащим врачом, как указано в решении суда.

В отзыве на апелляционную жалобу Научно-исследовательский клинический институт педиатрии и детской хирургии имени академика Ю.Е. Вельтищева указывает, что судом были верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, судом правильно применены нормы права.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан.    В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, как следует из его содержания, не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.                 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К*** К.А., *** 2016 года рождения является *** (л.д.11).

У малолетней К*** К.А., *** 2016 года рождения  диагностировано заболевание ***. ***, который был подтвержден ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Обособленное структурное подразделение научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева), где малолетняя проходила обследование и по итогам которого был составлен протокол консилиума врачей о назначении ребенку лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза. Так, консилиум постановил: разрешить индивидуальному применению и ввозу незарегистрированный на территории РФ лекарственный препарат ***) для оказания медицинской помощи пациенту – К***  К.А., ***.2016 года рождения, по жизненным показаниям исходя из расчета 44 упаковки в год по 500 мг №50. При этом комиссией отмечено, что альтернативного препарата при данной форме эпилепсии, не имеется, как и не имеется аналогов в России (л.д.14-16).            

Таким образом, нуждаемость в получении указанного лекарственного препарата *** была установлена по итогам обследования малолетнего ребенка-инвалида, что подтверждено решением консилиума врачей, оснований подвергать сомнениям которое,  у суда первой инстанции не имелось. 

Принимая решение об удовлетворении требований Кондрашкиной О.Г., действующей в интересах К*** К.А., суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, при этом учитывал решение консилиума врачей, определивших нуждаемость ребенка-инвалида именно в получении  лекарственного препарата ***) в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данного заболевания по жизненным показаниям длительно.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить бесплатно ребенка-инвалида К*** К.А., ***.2016 года рождения, лекарственным препаратом «***» по торговому наименованию «***, в полном объеме по жизненным показаниям в соответствии с решением консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 21.04.2022.

Данный вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.       

Между тем, суд возложил на ответчика  обязанность обеспечить ребенка-инвалида указанным лекарственным препаратом в полном объеме по жизненным показаниям в соответствии с решением консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 21.04.2022, до отмены указанного препарата лечащим врачом.

Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с тем, что лекарственное средство может быть отменено лечащим врачом, заслуживают внимания.

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением  о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит изменению.

Необходимо изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечить бесплатно *** К*** К*** А***, ***.2016 года рождения, лекарственным препаратом *** по торговому наименованию ***, в полном объеме по жизненным показаниям в соответствии с решением консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 21.04.2022, вплоть до его отмены.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 августа 2022 года изменить.

Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечить бесплатно *** К*** К*** А***.2016 года рождения, лекарственным препаратом «***» по торговому наименованию ***, в полном объеме по жизненным показаниям в соответствии с решением консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 21.04.2022, вплоть до его отмены.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 января 2023 года.