Судебный акт
Организация водоотведения
Документ от 11.01.2023, опубликован на сайте 20.01.2023 под номером 104053, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-02-2022-000447-82

Судья Мерзляков К.В.                                         Дело № 33а-162/2023 (№ 33а-5576/2022)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           11 января 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 сентября 2022 года по делу №2а-2-255/2022, по которому постановлено:

иск прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах Титовой Надежды Валерьевны к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать водоотведение бытовых сточных вод, признании незаконным бездействия и возложении обязанности по монтажу дренажных систем удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вешкаймский район» по организации водоотведения бытовых сточных вод от дома №15 по ул. Железнодорожной в р.п. Вешкайма путем подключения внутридомовой системы водоотведения здания от колодца, расположенного за домом, к централизованным сетям канализации р.п. Вешкайма.

Возложить на администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» обязанность организовать водоотведение бытовых сточных вод от дома № 15 по ул. Железнодорожной в р.п. Вешкайма путем подключения внутридомовой системы водоотведения здания от колодца, расположенного за домом, к централизованным сетям канализации р.п. Вешкайма в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вешкаймский район» по организации монтажа дренажных систем по месту расположения многоквартирного дома № 15 по ул. Железнодорожной в           р.п. Вешкайма с целью недопущения скопления грунтовых вод в подвальном помещении здания.

Возложить на администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» обязанность организовать монтаж дренажных систем по месту расположения многоквартирного дома № 15 по ул. Железнодорожной в р.п. Вешкайма с целью недопущения скопления грунтовых вод в подвальном помещении здания в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать водоотведение бытовых сточных вод, а также обязанности по монтажу дренажных систем.

В обоснование административных исковых требований указал, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул. Железнодорожная, д. 15 в р.п.Вешкайма Вешкаймского района Ульяновской области, 4-этажный,                             16-квартирный, был построен хозяйственным способом ООО «Агроснаб» (в настоящий момент прекратило свою деятельность) в 1993 году, дом оборудован внутридомовой системой канализации.

Обследованием местности выявлено, что здание расположено на участке с высоким заложением грунтовых вод. В этой связи в подвальном помещении дома постоянно скапливаются грунтовые воды, дренажная система для их отведения от объекта капитального строительства отсутствует. От дома ведет труба водоотведения протяженностью около 20 метров к колодцу, расположенному рядом с дорогой по ул.Железнодорожной в р.п. Вешкайма. При этом, эксплуатироваться в качестве выгребной ямы данный колодец не может ввиду его незначительного объема и негерметичности. Визуальным осмотром иных коммуникаций, колодцев, связанных с системой водоотведения дома, не установлено. Место для выгребной ямы в непосредственной близости от дома отсутствует ввиду плотной застройки и рядом проходящей дороги.

В настоящее время сточные воды по вышеуказанному трубопроводу не отводятся вследствие его непригодности, в связи с чем также происходит постоянное затопление подвала здания из ревизионного отверстия инженерного оборудования бытовыми стоками.

Замена трубопровода до вышеуказанного колодца планируется в рамках договора на капитальный ремонт общедомовой системы водоотведения от 16.05.2022, заключенного между Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и ООО «Профмонтаж», в 2022 году.

Вместе с тем проведение капитального ремонта системы водоотведения дома не решит проблему его жильцов и не обеспечит благоприятные условия проживания в нем по нижеперечисленным причинам: невозможность установки выгребной ямы на придомовой территории дома, отсутствие подключения внутридомовой системы канализации к централизованной системе водоотведения населенного пункта.

По улице Железнодорожной в р.п. Вешкайма со стороны расположения МКД система централизованной канализации отсутствует вовсе, водоотведение не организовано.

Несмотря на многочисленные обращения жителей МКД в администрацию      МО «Вешкаймский район», МУП «Вешкаймское водоснабжение» о необходимости организации водоотведения проблема жителей не решена.

Прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования «Вешкаймский район» по организации водоотведения бытовых сточных вод и монтажу дренажных систем по месту расположения многоквартирного дома     № 15 по ул. Железнодорожной в р.п. Вешкайма незаконным, возложить на администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» обязанность организовать водоотведение бытовых сточных вод путем подключения внутридомовой системы водоотведения здания от колодца, расположенного за домом, к централизованным сетям канализации р.п. Вешкайма и монтажу дренажных систем по месту расположения дома № 15 по ул. Железнодорожной в р.п. Вешкайма в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены               Петрова В.М., Жидкова В.Н., Спиридонова Н.Н., Сергеева М.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Вешкаймский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, производство по делу прекратить.

Полагает, что предусмотренная законодательством обязанность по организации водоотведения на территории МО «Вешкаймское городское поселение» администрацией исполнена. Поскольку многоквартирный дом по ул.Железнодорожная, д. 15 в р.п.Вешкайма в связи с приватизацией в нем всех квартир исключен из реестра муниципальной собственности, бремя содержания локальной системы водоотведения (как и дренажной системы, которая должна быть оборудована в этом доме) как общего имущества должна возлагаться на собственников квартир.

Положения статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ, а также статьи 52.1 Градостроительного кодекса РФ обязывают собственников квартир, желающих подключиться к системе центрального водоотведения, обратиться с соответствующим заявлением в             МУП «Вешкаймское водоснабжение» для заключения договора и оплаты услуги. Аналогичным образом нормы Жилищного кодекса РФ возлагают на собственников квартир обязанность по организации монтажа дренажных систем. Соответственно возложение на администрацию МО «Вешкаймский район» вышеуказанных обязанностей является неправомерным.

В случае отклонения доводов апелляционной жалобы административного ответчика просит срок исполнения решения суда установить в течение минимум года с момента его вступления в законную силу.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в результате проведенной  прокуратурой Вешкаймского района Ульяновской области проверки установлено, что 4-этажный 16-квартирный дом, расположенный по адресу: ул. Железнодорожная,        д. 15 в р.п. Вешкайма Вешкаймского района Ульяновской области, не оборудован системой водоотведения, не подключен к централизованной системе водоотведения р.п. Вешкайма, подвальное помещение указанного дома подвергается затоплению, отвод сточных и грунтовых вод не осуществляется.

Как следует из ответа главы администрации МО «Вешкаймский район» на обращение Спиридоновой Н.Н. от 05.03.2018, в результате строительства дома была допущена ошибка по заглублению подвальной части дома. Дом расположен на участке с высоким заложением грунтовых вод, что не учтено при строительстве. Канализационная система не достроена, к общей канализационной системе дом не подключен (т. 1, л.д. 15).

Из ответа на обращение Сергеевой М.В. Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 22.04.2021 следует, что для предотвращения затопления подвального помещения многоквартирного дома необходимо технологическое подключение к системе центрального водоотведения. Кроме того, возможной причиной постоянных затоплений может быть близкое расположение грунтовых вод (т. 1, л.д. 22).

Имеющиеся в деле многочисленные обращения жильцов многоквартирного дома также подтверждают, что в подвале дома постоянно скапливаются сточные воды, последствием чего является присутствие в квартирах постоянного зловонного запаха.

Судом первой инстанции установлено, что технической причиной скопления грунтовых и сточных вод в подвальном помещении является отсутствие надлежаще организованной системы водоотведения из многоквартирного дома, а также отсутствие дренажной системы.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по водоотведению и монтажу дренажных систем лежит именно на органе местного самоуправления, то есть относится к полномочиям администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; внутри многоквартирного дома № 15 по ул. Железнодорожная в р.п. Вешкайма отсутствуют отведение сточных и грунтовых вод, дренажная система не смонтирована, в связи с чем помещения дома, подвальное помещение подвергаются затоплению; работы по отведению сточных вод, несмотря на неоднократные обращения и требования, до настоящего времени не организованы, что может создать угрозу нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе жителей указанного дома.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003            № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003              № 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Как предусмотрено пунктом 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 43 Устава муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области к полномочиям администрации муниципального образования «Вешкаймский район» по решению вопросов местного значения на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Вешкаймский район», относится организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как установлено пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011           № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Из вышеприведенных норм следует, что организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Судебная коллегия с учетом вышеприведенных обстоятельств также приходит к выводу о том, что судом верно установлено незаконное бездействие администрации    МО «Вешкаймский район» Ульяновской области, выраженное в ненадлежащей организации водоотведения.

Доводы жалобы о том, что бремя содержания локальной системы водоотведения как общего имущества должна возлагаться на собственников квартир в связи с их полной приватизацией в доме, были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку со ссылкой на статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Вопреки доводам жалобы, судом был установлен срок для исполнения принятого решения. При наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (ст.ст.189, 358  Кодекса административного  судопроизводства  Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, основания для отмены решения суда  отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19 января 2023 года.