Судебный акт
О назначении досрочной пенсии
Документ от 12.01.2023, опубликован на сайте 02.02.2023 под номером 104036, 2-я гражданская, о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-005310-41 

Судья Алексеева Е.В.                                              Дело № 33-123\2023 (33-5525/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        12 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абдрахмановой Н.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Батраковой Зульфии Дианшеевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 сентября 2022 года, по гражданскому делу № 2-3766/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении   исковых требований   Батраковой Зульфии Дианшеевны   к  Государственному учреждению – Отделение  Пенсионного фонда  Российской Федерации по Ульяновской области о  возложении обязанности  досрочно назначить пенсию по старости  – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Батраковой З.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Батракова  З.Д. обратилась в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению – Отделение  Пенсионного фонда   Российской Федерации по Ульяновской области о  возложении обязанности  досрочно назначить пенсию по старости.

Требования мотивировала тем, что 11.05.2022 она  обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением пенсионного органа от 14.06.2022 ей было отказано в назначении пенсии, по причине отсутствия требуемой продолжительности  проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Считает отказ незаконным, поскольку с 05.08.1986 по 08.09.1987 она постоянно проживала и была зарегистрирована в с. Нагаево Карсунского района Ульяновской области.  Данный  факт подтверждается справкой, выданной администрацией  МО «Новопогореловское сельское поселение» Карсунского района Ульяновской области от 02.09.2020 года №121. Указанная местность относилась к местности с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 21.01.1998 на основании распоряжения  Правительства РФ №557-Р от 05.04.1993. С 09.09.1987 по 18.08.1989 она проживала и была зарегистрирована по адресу: *** Данная местность с 26.04.1986 по 31.01.1998 относилась к местности с льготным социально-экономическим статусом на основании распоряжения Правительства РФ №557-Р от 05.04.1993.  Считает, что имеет право на снижение  пенсионного возраста в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом. 

Просила суд признать за ней  право на досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год и обязать ответчика  назначить ей досрочную пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991  №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с  31.05.2022.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Батракова  З.Д. просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что юридическое значение для назначения досрочной пенсии является период её проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а именно с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года. Считает, что период её проживания с 14 апреля 1986 года по 18 июля 1986 года в с.Нагаево Карсунского района Ульяновской области в доме родителей, поскольку она была несовершеннолетней, является юридически значимым доказательством. Считает неправильным вывод суда о том, что единственным и необходимым условием установления факта постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом должно быть наличие регистрации по месту жительства или пребывания. Считает, что факт её преимущественного проживания на указанной территории был подтвержден, в том числе свидетельскими показаниями, представленной суду справкой правления колхоза *** Сухо-Карсунского сельского совета №170 от 18 июля 1986 года о том, что с 14 апреля 1986 года по 18 июля 1986 года она проходила стажировку помощником кладовщика в данном колхозе. Полагает, что проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 30.06.1986 было подтверждено надлежащими доказательствами, представленными суду.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области просит  апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Возраст выхода на пенсию на 31.12.2018 составлял для женщин- 55 лет, для мужчин – 60 лет.

В силу ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к ст. 35 указанного закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

На основании ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р) р.п.Карсун, с. Нагаево Карсунского района Ульяновской области включены в перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.05.2022 Батракова З.Д., ***.1968 года рождения обратилась в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 14.06.2022 № 99243/22 Батраковой З.Д. в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 31.05.2022 было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по старости по достижении возраста 60 лет (л.д.10-11).

Из оспариваемого решения пенсионного органа следует, что продолжительность проживания (работы) истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 3 года 0 месяцев 14 дней с 05.08.1986 по 08.09.1987, с 09.09.1987 по 18.08.1989 соответственно у Батраковой З.Д. отсутствует право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

Не согласившись с отказом, Батракова З.Д.  обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности и верно применил закон, подлежащий применению.

Вывод суда мотивирован, оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.

Из материалов дела следует, что Батракова Зульфия Дианшеевна ( до брака- Узбякова) родилась ***.1968 года в с.Нагаево Карсунского района Ульяновской области, что подтверждается свидетельством о рождении, паспортом, свидетельством о заключении брака (л.д.8, 9, 42).

Согласно сведений, представленных администрацией МО «Новопогореловское сельское поселение» Карсунского района Ульяновской области от 02.09.2020, Батракова З.Д. была зарегистрирована и  постоянно проживала в с.Нагаево Карсунского района Ульяновской области с 05.08.1986 по 08.09.1987  (л.д.14).

Из справки выданной администрацией МО «Карсунский район» Ульяновской области от 28.08.2020 №1271 следует, что  Батракова (Узбякова) З.Д. была зарегистрирована по месту жительства: *** с 09.09.1987 по 18.08.1989, на момент аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года фактически не была зарегистрирована в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д.13).

Согласно справке №305 от 18.07.2022, выданной администрацией МО «Новопогореловское сельское поселение» Карсунского района Ульяновской области  Батракова (Узбякова) З.Д. не проживала и не была зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, с.Нагаево с 1986 по 1989 год (л.д.19).

Кроме того, по сведениям администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области в расчетно-платежных ведомостях колхоза *** Сухо-Карсунского сельского совета Карсунского района Ульяновской области  за период с 1986 года по 1989 год записи на Батракову З.Д. отсутствуют (л.д.23).

Как следует из материалов дела с 1983 по 1986 год Узбякова З.Д.  обучалась в Ульяновском кооперативном книжном техникуме, 25.06.1986 ей был выдан диплом (л.д.40).

Из справки, выданной колхозом «*** № 170 от 18.07.1986 следует, что Узбякова З.Д. проходила стажировку в колхозе помощником кладовщика с 14.04.1986 по 18.07.1986 (л.д.34).

ГУ – Отделением Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области  был сделан запрос в архив администрации Карсунского района о предоставлении приказа о прохождении стажировки, справки о заработной плате, копии лицевых счетов на Батракову (Узбякову) З.Д. в колхозе *** Сухо-Карсунского сельского совета помощником кладовщика с 14.04.1986 по 18.07.1986 (л.д.81 оборот).

Между тем, по сведениям, предоставленным администрацией МО «Карсунский район» Ульяновской области от 01.06.2022 в адрес пенсионного органа, в расчетно-платежных ведомостях колхоза *** за период с 14.04.1986 по 18.07.1986 записи о начислении заработной платы и отработанных человеко-днях на Батракову (Узбякову) З.Д. отсутствуют, в книге протоколов колхоза *** за 1986 год записи на Батракову (Узбякову) З.Д. отсутствуют (л.д.79).

Согласно трудовой книжке, первая запись о приеме на работу 01.08.1986, истица была принята на работу товароведом Сосновского кооппредприятия (л.д.43).

Допрошенная судом первой инстанции свидетель Н*** Х.Х. поясняла, что истица обучалась в техникуме в г.Ульяновске, часто приезжала домой, после учебы проходила стажировку в колхозе ***, в момент аварии на Чернобыльской АЭС она была в с.Нагаево.

Свидетель М*** К.А. поясняла, что истица в период учебы в г. Ульяновске  приезжала домой в с.Нагаево на выходные, проходила стажировку в колхозе, свидетель, работая заместителем главного бухгалтера выдавала истице справку о прохождении стажировки.

Разрешая спор, суд правомерно указал, что спорным периодом для разрешения вопроса о назначении пенсии истице со снижением пенсионного возраста, является период с 26 апреля 1986 года, с которого необходимо установить факт постоянного проживания или работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд  не установил факт проживания (работы) истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 18.07.1986.

Как следует из материалов дела, в указанный период истица не была зарегистрирована по месту проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В указанный период она обучалась на очном отделении в Ульяновском книжном техникуме, расположенном в г.Ульяновске, где ей было предоставлено общежитие при техникуме в г.Ульяновске.

В соответствии с перечнем документов, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 958н от 28 ноября 2014 года (пункт 100), периоды проживания или работы в зонах подвергшихся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания). В связи с чем, факт постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом подтверждается документально.     

При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что показания свидетелей в отсутствии документов не могут быть приняты в качестве доказательства данного факта. 

Справка о том, что истица в период с  14.04.1986 по 18.07.1986 проходила  стажировку в колхозе *** Сухо-Карсунского района Ульяновской области помощником кладовщика, в отсутствии приказа о прохождении стажировки, документов о направлении ее на стажировку,  не может с достоверностью подтвердить   факт  постоянного проживания (работы)  Батраковой З.Д.  на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в спорный период времени.

Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что истица не имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 в связи с проживанием в населенном пункте, относящемся  к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению на один год за проживание в указанной зоне в период с 28.04.1986 по 30.06.1986.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что истица  подтвердила надлежащими доказательствами факт постоянного проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, являлись предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, и направлены на иную оценку доказательств по делу.

Изучение материалов дела показывает, что выводы суда первой инстанции подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах.

Доводы апелляционной жалобы Батраковой З.Д. не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Батраковой Зульфии Дианшеевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 января 2023 года.