Судебный акт
О включение в список на получение жилья
Документ от 12.01.2023, опубликован на сайте 01.02.2023 под номером 104035, 2-я гражданская, о признании распоряжения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-005286-16                                

Судья Бирюкова О.В.                              Дело № 33- 121\2023 (33-5522/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   12 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 сентября 2022 года, по гражданскому делу № 2-3743/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска – удовлетворить.

Обязать   Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области включить Маханова Александра Дмитриевича ***.2001 г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми  помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области с правом на обеспечение жилым помещением на территории МО «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  прокурора Лобосовой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска  обратился в суд с иском в интересах Маханова А.Д. к  Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области  о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Требования мотивировал тем, что Маханов А.Д., ***.2001 года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска от 12.01.2007 №07 над Махановым А.Д. установлена опека, Маханова В.А. назначена опекуном, за Махановым А.Д. сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Маханова В.А. в интересах Маханова А.Д. обращалась с заявлением в Департамент по вопросу постановки его на учет, как не имеющего жилого помещения, в чем ответчиком было отказано, поскольку Маханов А.Д. является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: *** Считает отказ незаконным.

Просил признать распоряжение Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 01.06.2022 №686-р об отказе включить Маханова А.Д., ***.2001 года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей незаконным; обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области включить Маханова А.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области с правом на обеспечение жилым помещением на территории МО «город Ульяновск».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Администрация города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, Администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, отдел образования Администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, Максимов С.А., Максимов Д.А., Максимова К.А. в лице законного представителя, Маханова В.А.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просит его отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Указывает, что за Махановым А.Д., относящимся к категории лиц из числа детей-сирот, постановлением Главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска от 12.01.2007 №07 сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: *** общей площадью 64,20 кв.м. Данное жилое помещение значится в реестре муниципальной собственности города Ульяновска, Маханов А.Д. (до изменения фамилии – Максимов) был зарегистрирован в данном жилом помещении с 16.05.2001 по 12.07.2019 в качестве брата нанимателя, в данном жилом помещении зарегистрировано 2 человека. В случае регистрации Маханова А.Д. в жилом помещении по указанному адресу, общая площадь, приходящаяся на одного зарегистрированного, составит 21,4 кв.м, что выше учетной нормы, составляющей 12 кв.м. Указывает, что само по себе признание жилья непригодным для проживания не является основанием для включения в список. По вопросу установления факта невозможности проживания в жилом помещении по указанному адресу Маханов А.Д. в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не обращался. Невозможность его проживания в указанном жилом помещении в установленном законом порядке не признана.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями Маханова А.Д., 13 *** 2001 года рождения, являются М*** О.Д. и М*** Д.В. (л.д. 58, 93).

Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 25.04.2007 М*** Д.В. и М*** О.Д. были лишены родительских прав в отношении сына Маханова А.Д., несовершеннолетний был передан на воспитание опекуну Махановой В.А. (л.д.81-83).  Отец истца умер *** 2016 года (л.д. 101), мать истца умерла *** 2015 года (л.д. 100).

На основании постановления главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска №07 от 12 января 2007 года опекуном Маханова А.Д. была назначена Маханова В.А., за несовершеннолетним сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: *** (л.д.102).

Данное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 64,20 кв.м значиться в реестре муниципальной собственности г.Ульяновска, истец был зарегистрирован в указанном жилом помещении  с 16.05.2001 по12.07.2019, в качестве брата нанимателя (л.д.112).

25 марта 2014 года был заключен договор социального найма указанного жилого помещения с Максимовым С.А. в данном договоре в качестве члена семьи указан также истец Маханов А.Д. (л.д.108-111).

Как следует из справки ООО «РИЦ-Ульяновск» от 27.07.2022 в квартире *** зарегистрированы  Максимов С.А., ***.1995 года рождения и Максимов Д.А., ***.1998 года рождения (л.д.125).

С 12 июля 2019 года истец Маханов А.Д. зарегистрирован по адресу: *** (л.д.89).

Маханов А.Д. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

04.04.2022 Маханов А.Д. обратился в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении его в список для обеспечения жилым помещением (л.д.90-92).

Распоряжением  Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 01.06.2022 №686-р Маханову А.Д. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, по тому основанию, что он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: *** невозможность проживания в котором в установленном законом порядке не признана (л.д.27).

Полагая не включение в соответствующий Список незаконным, прокурор действуя в интересах Маханова А.Д., обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ЗО установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что  проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно (подп. 1);  жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством (подп. 2); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 3); иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство (подп. 4).

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области урегулированы Законом Ульяновской области от 21 декабря 2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 200-ЗО).

Статьей 2 Закона Ульяновской области № 200-ЗО установлено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 1 ст. 3  Закона Ульяновской области № 200-ЗО определено, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в случае проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в их выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации).

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Ульяновской области (п. 2 ст. 3).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 марта 2013 года №96-П утверждено Положение о порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее – Положение № 96-П).

Пунктами 2, 3 Положения № 96-П установлено, что для установления факта невозможности проживания детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях законные представители этих детей представляют в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения заявление об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, а также ряд документов, в том числе: договор социального найма жилого помещения, подтверждающий право пользования ребенком-сиротой, лицом из числа детей-сирот жилым помещением в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя (в случае наличия такого договора); документ, подтверждающий невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, если такой документ (сведения, содержащиеся в нем) не находится в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

К документам, подтверждающим невозможность проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, в том числе относятся: вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (в случае, если основанием для установления факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство, указанное в абзаце втором подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ); решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством (в случае, если основанием для признания невозможным проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство, указанное в подпункте 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ); документ, содержащий сведения о проживающих в ранее занимаемом жилом помещении (в случае, если основанием для признания невозможным проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении является обстоятельство, указанное в подпункте 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ).

В соответствии с п. 6 Положения № 196-П уполномоченный орган не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации заявления принимает одно из следующих решений: об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении; об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.

Судом первой инстанции установлено, что Маханов А.Д. на момент закрепления за ним жилого помещения по адресу:  *** никогда в данное жилое помещение не вселялся, в том числе с согласия нанимателя данного жилого помещения, указанное жилое помещение не занимал,  членом семьи нанимателя данного жилого помещения -   Максимова С.А. не является и не являлся.

Согласно Акту обследования жилищно-бытовых условий по адресу: *** жилое помещение нуждается в проведении капитального ремонта, санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения неудовлетворительное, в настоящее время условий для проживания в данном жилом помещении не имеется.

Таким образом, в силу положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проживание Маханова А.Д. в вышеназванном жилом помещении нельзя признать возможным в силу прямого указания закона, поскольку такое проживание противоречит его интересам ввиду того, что нанимателем жилого помещения является постороннее для Маханова А.Д. лицо, которое не давало согласия на его вселение в указанное жилое помещение; жилое помещение  непригодно для постоянного проживания и не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

С учетом всех изложенных выше обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для установления факта невозможности проживания Маханова А.Д. в ранее закрепленном жилом помещении, нанимателем которого является Максимов С.А., постороннее для истца лицо, и как следствие, для удовлетворения заявленных прокурором требований.

При установленных обстоятельствах, суд обоснованно возложил на    Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области обязанность включить Маханова А.Д., ***.2001 года рождения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми  помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области с правом на обеспечение жилым помещением на территории МО «город Ульяновск».

С 01.12.2022 Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области переименовано в Министерство социального развития Ульяновской области на основании Указа Губернатора Ульяновской области от 18.11.2022 № 151 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов Ульяновской области».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 сентября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 января 2023 года.