Судебный акт
Оспаривание бездействия регистрирующих оранов
Документ от 11.01.2023, опубликован на сайте 25.01.2023 под номером 104020, 2-я гражданская, о признании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, недействительными, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-005836-15

Судья Бирюкова О.В.                                          Дело № 33а-110/2023 (№ 33а-5504/2022)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           11 января 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ставской Натальи Петровны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от                 5 сентября 2022 года по делу №2а-4107/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Ставской Натальи Петровны к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности исключить из единого государственного реестра юридических лиц недостоверные сведения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., объяснения Ставской Н.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Бахматовой Н.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Ставская Н.П. обратилась в суд с административным иском к Управлению Минюста России по Ульяновской области, Управлению ФНС России по Ульяновской области (правопреемник ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска) о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности исключить из единого государственного реестра юридических лиц недостоверные сведения.

В обоснование административного иска Ставская Н.П. указала, что в период с 24.07.2020 по 12.05.2021 она являлась директором АНО «Школа по фигурному катанию на коньках». Летом 2021 ей стало известно, что после ее увольнения никаких действий по внесению изменений в ЕГРЮЛ по смене директора АНО «Школа по фигурному катанию на коньках» не принималось. По вопросу исключения указанной записи из ЕГРЮЛ Ставская Н.П. обращалась к административным ответчикам, однако ей было отказано.

Просила признать незаконным бездействие Управления Минюста России по Ульяновской области и Управления ФНС России по Ульяновской области, выразившееся в неисключении из ЕГРЮЛ недостоверных сведений о Ставской Н.П. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени АНО «Школа по фигурному катанию на коньках», обязать УФНС России по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, исключив с 13.05.2021 из ЕГРЮЛ сведения о ней как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени АНО «Школа по фигурному катанию на коньках».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ставская Н.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить, административные исковые требования удовлетворить.

В жалобе указывает, что согласно решению суда заявление о недостоверности сведений о руководителе подлежит направлению в Управление Минюста. Вместе с тем, судом не принято во внимание, что Ставской Н.П. от данного административного ответчика получен отказ в государственной регистрации изменений. Таким образом, судебный способ защиты стал для нее единственно возможным.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суд суда в части требований к налоговому органу оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что с 24.07.2020 Ставская Н.П. являлась директором АНО «Школа по фигурному катанию на коньках».

После прекращения трудовых отношений 12.05.2021 работодателем              АНО «Школа по фигурному катанию на коньках» не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ относительно лица, имеющего право действовать от                АНО «Школа по фигурному катанию на коньках» без доверенности, каковым являлась Ставская Н.П..

По обращению в Управление Минюста России по Ульяновской области уведомлением от 01.03.2022 Ставской Н.П. отказано во внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, поскольку принятие решения о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений, к компетенции органов Минюста России не отнесено.

УФНС России по Ульяновской области 19.05.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из законности действий государственных органов и отсутствия факта нарушения прав и законных интересов административного истца действиями административных ответчиков.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на представленных в дело доказательствах, приняты в соответствии с нормами материального и процессуального закона.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Специальный порядок государственной регистрации некоммерческой организации предусматривает участие в процедуре их регистрации двух органов: органа, уполномоченного в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций (министерство юстиции) и регистрирующего органа, вносящего записи в ЕГРЮЛ (налоговый орган). Указанные органы являются самостоятельными ведомствами. Их полномочия четко определены федеральными законами и другими нормативными актами.

В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001  № 129-ФЗ с учетом установленного названным Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом (пункт 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений (за исключением внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций) осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001       № 129-ФЗ органом (в рассматриваемом случае налоговым органом) на основании принимаемого уполномоченным органом (в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций) решения о государственной регистрации (пункт 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Уполномоченным органом в сфере принятия решений о государственной регистрации некоммерческих организаций на территории Ульяновской области является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

Из приведенных положений следует, что порядок внесения изменений в сведения о некоммерческой организации отличается от общего порядка, установленного для коммерческих организаций, и его особенностью является необходимость принятия решения о государственной регистрации изменений Управлением Минюста с последующей их регистрацией УФНС России по Ульяновской области, осуществляющим функции по ведению ЕГРЮЛ.

Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае заявление о недостоверности сведений о руководителе АНО должно было быть направлено в Управление Минюста.

В свою очередь, Управление Минюста не является лицом, уполномоченным на внесение каких-либо изменений в ЕГРЮЛ, а является органом, принимающим соответствующие решения при получении от заинтересованных лиц заявлений о внесении таких изменений и наличии на то законных оснований.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ответчиков нарушений норм закона. Требования административного истца в той форме, как они изложены в административном иске, не могли быть удовлетворены судом первой инстанции.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции юридическое лицо АНО «Школа по фигурному катанию на коньках» исключено из ЕГРЮЛ.

Судебная коллегия отмечает, что установление факта прекращения исполнения обязанностей директора с 13.05.2021, как просила Ставская Н.П., может являться предметом рассмотрения в ином споре, но не в рамках рассмотрения настоящего дела по спору с органами государственной власти.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, основанием для отмены правильного решения не являются, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Ставской Н.П. – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ставской Натальи Петровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16.01.2023.