Судебный акт
О назначении выплаты на рождение первого ребенка
Документ от 12.01.2023, опубликован на сайте 27.01.2023 под номером 104010, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                 73RS0001-01-2022-005759-52

Дело № 33-201/2023 (33-5618/2022)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        12 января 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 сентября 2022 года по гражданскому делу № 2-4156/2022, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней Д*** Д*** И*** удовлетворить.

Обязать Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области с *** назначить Дозоровой Лилии Фяритовне ежемесячную денежную выплату в связи с рождением первого ребенка – Д*** Д*** И***, *** года рождения.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действующий в интересах несовершеннолетней Д*** Д.И., обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУ СЗН Ульяновской области) о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка.

В обоснование иска указано, что 11.11.2021 Дозорова Л.Ф. обратилась в ОГКУ СЗН Ульяновской области с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка Д*** Д.И., *** года рождения. Дозорова Л.Ф. состоит в зарегистрированном браке с гражданином Российской Федерации Дозоровым И.А. В качестве документов, подтверждающих сведения о доходах членов семьи Дозоровой Л.Ф. были представлены, в том числе, справки о размерах дохода и трудовая книжка Дозорова И.А. При этом уведомлением от 16.11.2021 Дозоровой Л.Ф. было отказано в назначении указанной меры социальной поддержки в связи с отсутствием сведений о доходах Дозорова И.А. за период с 01.05.2020 по 30.04.2021.

На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным решение ОГКУ СЗН от 16.11.2021 об отказе в назначении Дозоровой Л.Ф. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, и обязать ответчика назначить с *** указанную ежемесячную выплату.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Дозоров И.А., УОГКУ СЗН «Единый областной центр социальных выплат», Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУ СЗН Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает на незаконность и необоснованность принятого судом решения. Основанием для отказа Дозоровой Л.Ф. в назначении спорной выплаты послужило отсутствие сведений о ее доходах и доходах отца ребенка в первом случае и отсутствие сведений о доходах отца ребенка при подаче второго заявления. Согласно письменным пояснениям Дозорова И.А. в период с мая 2020 года по апрель 2021 года был неофициально трудоустроен в ООО «Ч***» и за указанный период имел доход в размере 109 000 руб. Таким образом, вывод суда о том, что истица предоставила все имеющиеся сведения о ее доходах и доходах супруга, несостоятелен. Ссылаясь на социальное законодательство Российской Федерации, отмечает, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи. Отсутствие сведений о доходах  у налоговых органов не является свидетельством фактического отсутствия доходов у физического лица. Отсутствие записи в трудовой книжке не может свидетельствовать об отсутствии неофициальных доходов истца, которые нигде не декларируются. Указанные факты судом учтены не были. Отказ ответчика правомерен, поскольку отсутствовала возможность определить среднедушевой доход семьи, документально не подтверждена нуждаемость ее семьи в поддержке.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дозорова Л.Ф. и Дозоров И.А. с *** состоят в зарегистрированном браке.

Супруги Дозоровы являются родителями Д*** Д.И., *** года рождения.

12 августа 2021 г. Дозорова Л.Ф. обратилась в ОГКУ СЗН Ульяновской области с заявлением о назначении и предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка (л.д. 57).

Решением ОГКУСЗН Ульяновской области Дозоровой Л.Ф. было отказано в назначении указанной меры социальной поддержки по причине отсутствия сведений о доходах матери ребенка за период с 01.02.2020 по 31.08.2020 и отца ребенка за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 (л.д. 70).

11 ноября 2021 г. Дозорова Л.Ф. повторно обратилась с заявлением о назначении и предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка (л.д. 56).

Решением ОГКУСЗН Ульяновской области Дозоровой Л.Ф. было отказано в предоставлении государственной услуги – единовременной денежной выплате в связи с рождением первого ребенка по причине отсутствия сведений о доходах отца ребенка за период с 01.05.2020 по 30.04.2021 (л.д. 70).

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 08.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 418-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 418-ФЗ установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (часть 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 01.01.2018, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка (часть 3 ст. 1).

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (часть 6 ст. 1).

В целях единообразного применения данного Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 7 ст. 1).

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения (часть 3 ст. 2).

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (пункт 1); пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации (пункт 2); компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей (пункт 4); денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период (часть 5 ст. 4).

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 ст. 4).

Частью 8 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ предусмотрено, что среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 № 889н утверждены Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат согласно приложению № 1; перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, согласно приложению № 2 (далее – Порядок № 889н).

Пунктом 5 Порядка № 889н установлено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может быть подано в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением № 2 к Порядку (пункт 8 Порядка № 889н).

Согласно п. 9 Порядка № 889н заявление о назначении выплат подается с предъявлением следующих документов: документы, удостоверяющие личность, подтверждающие место жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя (подпункт «а»); документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления через представителя (подпункт «б»).

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона № 418-ФЗ заявление о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается заявителем по месту его жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 10 Порядка № 889н)).

Пунктом 19 Порядка № 889н установлено, что в течение 5 календарных дней после приема и регистрации заявления о назначении выплат орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона № 418-ФЗ запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для вынесения решения по принятому заявлению.

Расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона №418-ФЗ (пункт 21 Порядка № 889н).

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети (пункт 22 Порядка № 889н).

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, в месячный срок с даты приема (регистрации) заявления о назначении выплат с документами (пункт 24 Порядка № 889н).

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24.10.2017 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на год обращения за назначением указанной выплаты (пункт 25 Порядка № 889н).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года.

По истечении указанного срока заявитель вправе подать новое заявление о назначении выплат сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы, предусмотренные пунктом 8 данных Правил (пункт 26 Порядка № 889н).

Из приведенных выше положений закона следует, что для определения права истца на получение спорной выплаты подлежали учету доходы Дозоровой Л.Ф. и ее супруга за период с 01.02.2020 по 31.01.2021 (по заявлению от 12.08.2021), с 01.05.2020 по 30.04.2021 (по заявлению от 11.11.2021).

Материалами дела подтверждено, что истец и ее супруг за периоды, подлежащие учету, дохода от трудовой деятельности не имели.

Дозорова Л.Ф. являлась студенткой Ф***» по очной форме обучения по направлению обучения «Л***», что подтверждается дипломом, выданным 03.07.2021, о присвоении истцу квалификации «в***» (л.д. 120-124).

Кроме того, истица, в период с сентября 2020 г. по февраль 2021 г. работала в ООО «Ч***», имела доход в 2020 году в размере 51 545 руб. 45 коп., в 2021 году – 28 000 руб., а также 12 000 руб. от Ф***» (л.д.49-50).

Дозоров И.А. до 22.11.2019 был трудоустроен в ООО «Л***», в спорный период официально не работал.

Согласно письменным пояснениям Дозорова И.А., в период с мая 2020 года по апрель 2021 года он был неофициально трудоустроен в ООО «Ч***» за указанный период имел доход в размере 109 000 руб. (л.д.119).

Дозорова Л.Ф. и Дозоров И.А. получателями пособий не являются (л.д.47, 86).

Таким образом, доход семьи истца не превышал 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, которая в 2021 году была установлена в Ульяновской области в размере 11 417 руб. (2-кратная величина – 22 834 руб.).

С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ ответчика в назначении Дозоровой Л.Ф. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка является незаконным.

Федеральный закон № 418-ФЗ не содержит оснований для отказа в назначении ежемесячной выплаты в случае, если один из родителей или оба родителя не трудоустроены.

В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе оригинал трудовой книжки (при ее наличии).

Доводы жалобы о необоснованной ссылке суда на письмо Минтруда России от 07.03.2018 № 12-1/10/П-1584 судебной коллегий отклоняются, поскольку решение суда мотивировано не только указанием на данное письмо, но и на нормы Федерального закона № 418-ФЗ и Порядок № 889н, которые не содержат в качестве основания для отказа в назначении спорной выплаты отсутствие у лица дохода от трудовой деятельности.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 сентября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.  

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.01.2023