Судебный акт
О присуждении компенсации
Документ от 13.01.2023, опубликован на сайте 18.01.2023 под номером 104005, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

73OS0000-01-2022-000306-96

Дело № 3а-117/2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

13 января 2023 года                                                                      город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамурадовой Александры Борисовны к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

установил:

 

Шамурадова А.Б.  обратилась в суд с  административным исковым заявлением к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований Шамурадова А.Б. указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 марта 2016 года по гражданскому делу №*** на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была возложена обязанность обеспечить её благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск». 

02.08.2016 возбуждено исполнительное производство № ***-ИП. Однако, начиная с 2016 года и на момент обращения в суд с данным иском, решение суда ответчиком не исполнено, чем нарушаются её права.

В связи с  этим Шамурадова А.Б. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей. 

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области; в качестве заинтересованного лица -  Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебном заседании административный истец Шамурадова А.Б.  административный иск полностью поддержала по приведенным доводам, просила его удовлетворить. Сообщила, что решение суда исполнено 08.12.2022, то есть после ее обращения в суд с данным иском. Полагает, что имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до дня прекращения исполнительного производства. Постановление судебного пристава об окончании исполнительного производства ею не обжаловано. Она не работает, имеет на иждивении двух малолетних детей, в зарегистрированном браке не состоит. До обеспечения ее жилым помещением проживала либо у родственников, либо на съемном жилье. Своего жилого помещения не имела. Компенсацию за наем жилья не получала, так как за ней не обращалась. Жилое помещение, которое предоставили ей 08.12.2022, это был первый за все время предложенный ей вариант, на который она сразу же согласилась. Она обращалась с заявлением о возбуждении уголовного дела в связи с неисполнением судебного решения, но в органы полиции приглашалась лишь один раз для допроса. О ходе расследования по уголовному делу ей ничего не известно. 

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, просит в иске отказать. В письменном отзыве на иск указал на то, что считает Министерство ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, правопреемником которого является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области. Заявленный истцом размер компенсации является завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000 рублей. Таким образом, считает, что в действиях Министерства отсутствует нарушение права на неисполнение судебного акта в разумный срок. Указано, что  в силу бюджетного законодательства выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств  или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года, а в текущем финансовом году - при условии внесения соответствующих изменений в бюджет. Отмечено, что в законе Ульяновской области от 08.12.2021 № 146-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В  отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов может исполнить решение суда. Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые до Министерства, не позволяли закрывать  потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан. Проводится системная работа по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 08.12.2022 № *** Шемурадова А.Б. обеспечена жилым помещением по адресу: ***, с ней заключен договор найма этого жилого помещения.  Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованной.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мнения административного истца,  суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав административного истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, обозрев гражданское  дело Ленинского районного суда города Ульяновска № ***, исполнительное производство № ***-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 марта 2016 года по гражданскому делу №*** исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Шамурадовой А.Б. удовлетворены. На Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Шамурадову А.Б благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

28.06.2016 апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 марта 2016 года, с учетом определения того же суда от 28 апреля 2016 года,  оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

13 июля 2016 года  исполнительный лист ФС № *** по данному решению был направлен прокурору для дальнейшего предъявления к исполнению.

1 августа 2016 года исполнительный лист был предъявлен в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

02.08.2016  на основании данного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области  № ***-ИП.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор (на основании решения Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2017 года по административному делу № *** должник освобожден от уплаты исполнительского сбора), должник привлекался к административной ответственности по части 1 и по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании Указа Губернатора Ульяновской области № 118 от 10 декабря 2021 года с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области создано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области с  передачей ему функций Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в сфере строительства и промышленности строительных материалов и изделий.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года  № 1/52-П утверждено Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области. С 1 апреля 2022 года полномочия Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения переданы Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 августа 2019 года в порядке правопреемства произведена замена должника в исполнительном производстве с Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на Министерство строительство и архитектуры Ульяновской области.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2022 года в порядке правопреемства произведена замена должника в исполнительном производстве с Министерства  строительства и архитектуры Ульяновской области на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

30 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене должника в исполнительном производстве с Министерства  строительства и архитектуры Ульяновской области на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 августа 2022 года было отказано в удовлетворении заявления Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 марта 2016 года.

16 октября 2020 года было возбуждено уголовное дело № *** по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации по сообщению о допущении в период 2019-2020 годы должностными лицами Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области халатности, повлекшей существенное нарушение прав и законных интересов граждан, входящих в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

18 февраля 2022 года Шамурадова А.Б. признана потерпевшей по уголовному делу, о чем вынесено постановление следователем Следственного комитете Российской Федерации по Ульяновской области (л.д.19).

Материалами дела подтверждается, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области 8 декабря 2022 года было издано распоряжение № *** «О предоставлении Шамурадовой А.Б. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения» (л.д.55, оборот).

Во исполнение пункта 1 распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области 8 декабря 2022 года № *** Шамурадовой А.Б. предоставлено жилое помещение (квартира), общей площадью 33,3 кв.м., расположенное по адресу:  ***, по договору найма специализированного жилого помещения.

8 декабря 2022 года между ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» (действует на основании Устава и распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от *** № ***) как наймодателем и Шамурадовой А.Б. как нанимателем подписан договор найма жилого помещения для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № *** (л.д. 56-57).

8 декабря 2022 года между ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» как наймодателем и Шамурадовой А.Б. как нанимателем подписан акт приема-передачи жилого помещения по адресу: ***, площадью 33,3 кв.м. (л.д. 58 оборот- л.д. 59).

Указанные договор и акт были предоставлены в  МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области  13.12.2022.

13 декабря 2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства № ***-ИП по пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

С настоящим административным исковым заявлением Шамурадова А.Б.  обратилась в суд 21 ноября  2022 года (согласно оттиску почтового штемпеля), то есть в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Как следует из исполнительного производства, Министерством в течение длительного времени каких-либо действенных мер, направленных на реальное исполнение решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 марта 2016 года не принималось. Судебным приставом-исполнителем фиксировались факты неисполнения судебного решения, назначались новые сроки исполнения.

В силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы Шамурадовой А.Б. о нарушении ее права на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии оснований для присуждения компенсации являются обоснованными,  поскольку в период с момента вступления решения суда в законную силу должник никаких мер, направленных на исполнение решения суда и восстановление прав административного истца не предпринимал длительное время, какие-нибудь конкретные сроки, способы исполнения решения должник не обозначал, указанные меры приняты должником лишь в период исполнительного производства после возбуждения уголовного дела и после неоднократного привлечения должника к административной ответственности, в том числе за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Данные обстоятельства указывают на недостаточность, несвоевременность и неэффективность действий должника, не обеспечивающих реальную возможность восстановления прав взыскателя.

Затягивание сроков исполнения судебного акта имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца и при отсутствии каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих исполнить судебный акт в разумный срок.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 года № 2008-О, институт компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок гарантирует гражданам защиту от злоупотреблений со стороны органов власти в сфере исполнения судебных актов, вынесенных против публичных образований.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной  в постановлениях от 22 июля 2021 года № 40-П, от 25 января 2001 года № 1-П, от 23 июля 2018 года № 35-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, полноценное осуществление данного права невозможно при отсутствии правовых механизмов, с помощью которых выигравшая судебный спор сторона могла бы компенсировать неблагоприятные для нее последствия несвоевременного исполнения судебного акта стороной, спор проигравшей.

Правовое значение при решении судом вопроса о возможности присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок имеет установление факта нарушения права лица на исполнение решения суда в разумный срок. Вина органа, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, а также сложность исполнения решения по предоставлению жилого помещения, не могут являться основаниями для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В судебном заседании установлено, что исполнительное производство не приостанавливалось, судебные акты об отсрочке исполнения решения суда не принимались. Действий, направленных на задержку исполнения судебного акта, со стороны административного истца, не установлено.

Определяя продолжительность периода исполнения решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 марта 2016 года, суд руководствуется  также  разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта подлежит исчислению со дня его вступления в законную силу в случае, если исполнение требований имущественного или неимущественного характера осуществляется без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства.

При этом суд исходит из того, что требование о предоставлении административному истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения очевидно подлежало исполнению и могло быть исполнено в рамках ординарных административных процедур без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (пункт 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.

Из исследованных материалов усматривается, что судебный пристав вынес постановление об окончании исполнительного производства в день поступления ему документов,  подтверждающих факт исполнения решения суда.

Таким образом, суд считает необходимым исчислять общую продолжительность исполнения решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 марта 2016 года  с момента вступления указанного решения суда в законную силу – 28 июня 2016 года и до дня окончании исполнительного производства по этому решению - 13 декабря 2022 года.

С учетом этого период исполнения судебного решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 марта 2016 года  составляет 6 лет 5 месяцев 15 дней.

Приведенное Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в качестве причины, препятствующей своевременному исполнению решения суда, обстоятельство – недостаточность денежных средств в областном бюджете Ульяновской области - не является основанием к отказу административному истцу в удовлетворении исковых требований.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные административным ответчиком в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Шамурадова А.Б. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона № 68-ФЗ  судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Шамурадовой А.Б.  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000 рублей.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, во исполнение положений пункта «в» части 2 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд также решает вопрос о распределении судебных расходов.

При подаче данного административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, подлежащая взысканию в пользу административного истца.

В связи с изложенным, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования Шамурадовой Александры Борисовны удовлетворить частично.

Присудить  Шамурадовой Александре Борисовне компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000  рублей.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Шамурадовой Александры Борисовны  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 65 000 рублей, расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Шамурадовой Александре Борисовне отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                       О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 16 января 2023 года.