УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0024-01-2022-000737-28
Судья Трубачева И.Г.
Дело № 33-5367/2022
А П Е Л Л
Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 13
декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам
Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.
судей Коротковой Ю.Ю., Парфеновой И.А.,
при секретаре Курановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской
области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 8
сентября 2022 года по гражданскому делу №2-1-493/2022, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Ульяновского
района Ульяновской области удовлетворить.
Признать бесхозяйными самовольно возведенные
строения, а именно: три деревянных строения, одно из которых похоже на дом, два
- на подсобные помещения, находящиеся на
земельном участке с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: ***, на
участках местности с координатами ***.
Обязать Министерство природы и цикличной
экономики Ульяновской области в течение трех месяцев со дня вступления решения
суда в законную силу снести самовольные постройки: три деревянных строения,
одно из которых похоже на дом, два - на подсобные помещения, расположенные по
адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, на участках
местности с координатами ***.
Заслушав доклад судьи Коротковой Ю.Ю.,
пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, судебная
коллегия
установила:
прокурор Ульяновского района Ульяновской
области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, а также в
защиту прав неопределённого круга лиц, к Министерству природы и цикличной
экономики Ульяновской области о признании бесхозяйными самовольно возведенных
строений, возложении обязанности снести самовольные постройки.
В обоснование заявленных требований указано,
что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного
законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований земельного
законодательства. Прокурорской проверкой вскрыт факт наличия самовольных
построек в государственном лесном фонде по направлению к береговой полосе
Куйбышевского водохранилища р. Волга. Установлено, что в нарушение
вышеназванного законодательства на земельном участке с кадастровым номером ***
(разрешенное использование - для размещения лесной растительности, категория
земель - земли лесного фонда) имеются постройки в виде домов и хозяйственных
помещений. Так, на вышеуказанном участке, на участке местности с координатами ***,
расположено три деревянных строения, из которых одно похоже на дом, два - на
подсобные помещения, что подтверждается
актом осмотра и фотоматериалами. Данные строения не имеют собственников,
признаков проживания не имеется.
Земельный участок с кадастровым номером ***
является собственностью Российской Федерации, в аренду не передавался.
Собственников строений в ходе проверки установить не удалось. Таким образом,
установлен факт нахождения вышеуказанных построек на земельном участке
государственного лесного фонда с кадастровым номером ***. Данные постройки
являются самовольно возведенными.
Просил признать бесхозяйными самовольно
возведенные строения на земельном участке с кадастровым номером *** на участках
местности с координатами ***: три деревянных строения, одно из которых похоже
на дом, два - на подсобные помещения; обязать Министерство природы и цикличной
экономики Ульяновской области снести указанные самовольные постройки.
Судом к участию в деле в качестве третьих
лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
привлечены Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства
водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Ульяновской области,
Межрегиональное территориальное управление государственным имуществом
Республики Татарстан и Ульяновской области, МУ Администрация МО «Ульяновский
район» Ульяновской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в лице
Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ГКУ
Ульяновской области «Ульяновское лесничество».
Рассмотрев исковые требования по существу,
суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство природы и
цикличной экономики Ульяновской области просит решение суда отменить, принять
по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном
объеме.
В обоснование жалобы указывает, что
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области является
ненадлежашим ответчиком по делу. На Министерство не может быть возложена
обязанность по сносу спорных бесхозяйных построек, поскольку их снос или
приведение в соответствие с установленными законодательством требованиями
осуществляет лицо, которое их построило, а в случае отсутствия такого лица –
правообладатель земельного участка. Отмечает, что уполномоченным представителем
собственника земельных участков, на которых возведены спорные строения,
является Территориальное управление имущества в Республике Татарстан и
Ульяновской области, в связи чем данный
орган является надлежащим ответчиком по делу.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело
в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы
дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и
правильность применения судом норм материального и процессуального права при
вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 8
Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) лесные участки в составе
земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 21
ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с
созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для
осуществления рекреационной деятельности.
На основании части 2
статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ)
действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие
угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения,
существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или
создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) самовольной
постройкой считается «здание, сооружение или другое строение, возведенные,
созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или
на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает
строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения
на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных
норм и правил».
Не является самовольной постройкой здание,
сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением
установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного
участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действиях
указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Самовольная постройка подлежит сносу или
приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами
землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или
обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом
(далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а
при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом
владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный
участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом,
которому такой земельный участок, находящийся в государственной или
муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование,
либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее
приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в
соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 ГК
РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ
бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник
которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права
собственности на которую, собственник отказался.
Как следует из материалов дела, в ходе
проверки соблюдения лесного законодательства, проведенной прокуратурой
Ульяновского района Ульяновской области, было установлено, что на лесном
участке с кадастровым номером *** (разрешенное
использование - для размещения лесной растительности, категория земель - земли
лесного фонда), имеются постройки в виде домов и хозяйственных помещений. Так,
на вышеуказанном участке, на участке местности с координатами *** расположено
три деревянных строения, из которых одно похоже на дом, два - на подсобные
помещения.
Возведенные постройки
расположены на землях лесного фонда, не прошли процедуру согласования с Министерством
природы и цикличной экономики Ульяновской области. В ходе проверки лица, осуществившие постройки указанных объектов,
установлены не были.
Данные обстоятельства ответчиком при
рассмотрении дела не оспаривались.
Как следует из материалов дела, собственником
лесного участка с кадастровым номером *** является Российская Федерация.
Разрешая требования истца, суд первой
инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 11, 21, 88 ЛК
РФ, статьи 222 ГК РФ, исходя из того, что спорный
лесной участок в установленном лесным и земельным законодательством порядке
каким-либо физическим и юридическим лицам не предоставлялся, расположенные на
нем строения не относятся к объектам лесной инфраструктуры, обоснованно признал их бесхозяйными и возложил на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обязанность
по устранению нарушения лесного законодательства путем сноса
возведенных на нем объектов.
С выводами суда соглашается и суд
апелляционной инстанции, поскольку они достаточно мотивированы, основаны на
нормах материального права, приведенных в судебном постановлении.
Доводы апелляционной жалобы Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области о том, что оно
является ненадлежащим ответчиком по делу, исследовались судом первой инстанции,
им дана надлежащая правовая оценка.
Осуществление части полномочий в области
лесных отношений, в том числе в отношении земельных участков земель лесного
фонда, Российской Федерацией передано органам государственной власти субъектов
Российской Федерации на основании статьи
83 ЛК РФ, в частности: предоставление лесных участков, расположенных в
границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду,
безвозмездное пользование; заключение договоров купли-продажи лесных
насаждений, расположенных на землях лесного фонда; осуществление на землях
лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности
и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях
локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по
искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов
(за исключением лесозащитного районирования и государственного
лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением
лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных
растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения;
осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного
надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах,
за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36
и 37 статьи 81
настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1.1
Положения о Министерстве природы
и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Положения), утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П (с
последующими изменениями и дополнениями), Министерство является исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым
Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории
Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий
в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды,
реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение
нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии с разделом 2 Положения Министерство в области
использования лесов и сохранения их полезных функций:
осуществляет на землях лесного фонда охрану
лесов, защиту лесов;
осуществляет на землях лесного фонда
федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
осуществляет предоставление лесных участков,
расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное)
пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров
купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда,
подготовку, организацию и проведение торгов на право заключения договоров
аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных
насаждений, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных
в границах земель лесного фонда.
Из Положения о Межрегиональном
территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным
имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, утвержденного приказом
Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016
№458, следует, что полномочиями по федеральному государственному лесному
надзору за землями лесного фонда управление не обладает.
Учитывая, что Министерство природы и
цикличной экономики Ульяновской области
в области использования лесов наделено полномочиями по
лесной охране, защите лесов, а также функциями по федеральному государственному лесному
надзору на землях лесного фонда, судебная коллегия полагает, что оснований
для признания его ненадлежащим
ответчиком по делу у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не
свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права,
не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования
суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к
иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке
исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем
на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Оснований,
предусмотренных статьей 330
ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.
В силу изложенного решение суда является
правильным и отмене по доводам апелляционной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная
коллегия
определила:
решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 8 сентября 2022 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции
вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в течение трех месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 20 декабря 2022 года.