УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0006-01-2022-000869-04
Судья Гаврилова Е.И.
Дело №33-5254/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
20 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на решение Барышского городского суда
Ульяновской области от 31 августа 2022 года, по гражданскому делу № 2-572/2022,
по которому постановлено:
исковые требования
Заложенковой Марины Васильевны к Управлению Федеральной налоговой службы
по Ульяновской области удовлетворить
частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области в пользу
Заложенковой Марины Васильевны задолженность по выплатам при сокращении с
должности государственной гражданской службы в размере 29 975
руб. 94 коп., задолженность по отпускным за август 2021 года в размере 6691 руб. 94 коп.,
задолженность по отпускным за февраль
2022 года в размере 3580 руб. 81 коп., денежную компенсацию за задержку
выплат за период с 26.03.2022 по 25.06.2022 в размере
3563 руб. 22 коп., денежную компенсацию за задержку выплат за период с
26.06.2022 исходя из одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой
ставки Центрального банка Российской Федерации от остатка задолженности по
заработной плате за каждый день задержки по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 4000
руб.
В остальной части исковые требования оставить без
удовлетворения.
Заслушав доклад председательствующего,
объяснения представителя УФНС России по Ульяновской области – Едалина А.А., поддержавшего
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заложенкова М.В. обратилась
в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению
Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области о взыскании недоплаченных
сумм при сокращении, компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм и компенсации морального
вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что ее трудовая
деятельность в налоговой службе началась
с июля 1991 года, в Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области, где она
с 01.10.2013 занимала должность ***. С 28.03.2022 ИФНС реорганизованы путем присоединения к
Управлению ФНС по Ульяновской области. Приказом начальника МРИ № 4 от
25.03.2022, заключенный с ней служебный
контракт расторгнут, она была
освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п.8.2 ч.1
ст.37 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе в Российской Федерации» в связи с сокращением должности государственной
гражданской службы в государственном органе.
При увольнении работодателем ей была начислена причитающаяся
в связи с увольнением вследствие сокращения должности компенсация в размере
четырехмесячного денежного содержания в сумме 143 048 руб., а также
денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 9244 руб.48 коп.
О неверно произведенном расчете и о неполном исчислении
выплат ей стало известно в марте 2022 года. Выяснилось, что в расчет денежного
содержания не включались суммы выплаченных ей средств материального
стимулирования (далее СМС) и «разовых» премий за своевременное и качественное
выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и
обеспечением функций ФНС при исчислении компенсации в размере четырехмесячного
денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск.
Общая сумма недоплаченнных денежных средств составила
52 092 руб. 79 коп., в том числе: задолженность по компенсации при
увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением
должностей 35 428 руб. 88 коп., задолженность по отпускным за последний
год, предшествующий дате увольнения (с 23.08.2021 по 22.09.2021 – 31 день, с
07.02.2022 по 20.02.2022 – 14 дней) в сумме 16 663 руб. 91 коп. Кроме того, ей не была выплачена премия за
март 2022 года, как и другим сокращенным сотрудникам.
Просила суд взыскать с ответчика 49 845 руб. 34 коп.,
составляющих задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск,
недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, задолженность по
отпускным за период 2020-2022 годы; денежную компенсацию (проценты) за задержку
указанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня
установленного срока выплаты на день подачи иска в размере 2247 руб. 54 коп., и в последующем с августа
2021 года по день фактического расчета; сумму премии за март 2022 года; компенсацию морального вреда в размере 5000
руб.; обязать ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и
сборов в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации и
перечислить их в соответствующие бюджеты Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований. В обоснование доводов жалобы,
ссылаясь на нормы законодательства, считает, что при расчете
Заложенковой М.В. компенсации и отпускных выплат при увольнении в связи с
сокращением должности государственной гражданской службы, налоговым органом
обоснованно не учтены премии и средства материального стимулирования,
выплачиваемые сверх фондов оплаты труда. При расчете указанных выплат были
учтены премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная
помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12
календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Считает необоснованным вывод суда о необходимости учета при расчете компенсации
при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной
гражданской службы и за неиспользованный отпуск средств материального
стимулирования, а так же о том, что средства материального стимулирования
подлежат включению в фонд оплаты труда гражданских служащих. Указывает, что
средства материального стимулирования не носят системный характер, не включены
в фонд оплаты труда гражданских служащих, не являются гарантированной выплатой
обязательного характера, производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных
обязательств и не подлежат включению в расчет среднего заработка Заложенковой
М.В. Считает, что расчет пособия по сокращению, отраженный в решении суда
первой инстанции, произведен неверно, а именно за период с марта 2021 по
февраль 2022 неправомерно включена сумма в размере 18 928 руб., отраженная
как премия в декабре 2021 года, выплаченная в качестве материального
стимулирования на основании приказа от 09.12.2021 №02.3-03/198, а так же
средства материального стимулирования в размере 71 000 руб. Полагает, что
при расчете отпускных за август 2021 года судом неправомерно включена сумма
средств материального стимулирования в размере 75 900 руб. Расчет отпускных
за 2022 год, представленный Заложенковой М.В. содержит недостоверные данные, в
него неправомерно включена сумма 18 928 руб., отраженная истцом, как
премия за декабрь 2021 года, а так же средства материального стимулирования в
размере 71 000 руб. Считает, что суд неправомерно возложил на ответчика
обязанность по выплате истцу денежной компенсации за задержку выплат за период
с 26.06.2022, исходя из 1/150 действующей на то время ключевой ставки
Центрального Банка Российской Федерации от остатка задолженности по заработной
плате за каждый день задержки по день фактического расчета включительно.
Ссылаясь на судебную практику, полагает, что у суда не имелось оснований для
взыскания с инспекции процентов за каждый день задержки спорных выплат, начиная
с 31 августа 2022 года по день фактического расчета, как не имелось оснований и
для взыскания компенсации морального вреда.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями
действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.
Судом установлено и следует из материалов дела,
что Заложенкова М.В. с 27 сентября 2014
года принята на государственную гражданскую службу на должность *** отдела
информатизации Межрайонной ИФНС № 4 по Ульяновской области (приказ от
27.09.2013 № 02.3-03/10), в этот же день с ней заключен служебный контракт № 191.
В последующем Заложенкова М.В. переводилась
на иные должности государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС № 4 по
Ульяновской области. 30.01.2017 г.
Заложенкова М.В. была переведена на должность государственной гражданской
службы *** отдела учета и работы с налогоплательщиками.
25
марта 2022 года на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от
27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) приказом от
09 марта 2022 года № 02.3-03/39 служебный контракт № 191 от 27 сентября 2013 года с Заложенковой М.В. расторгнут, она освобождена
от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена.
В связи с увольнением Заложенковой М.В.
выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 9 244
руб. 48 коп., а также компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального
закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской
Федерации», в размере четырехмесячного денежного содержания, что по расчетам
ответчика составило 143 830 руб. 76 коп., что подтверждается расчетным
листком и лицевым счетом за март 2022 года.
Полагая, что расчет компенсации за
неиспользованный отпуск и выходное пособие рассчитаны не верно, а именно не
учитывали выплаченные ей в периоде суммы материального стимулирования,
Заложенкова М.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые
требования, учитывая разъяснения, изложенные в письме Министерства финансов
России от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном
стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от
27.03.2014 № 238-7», пришел к выводу о
том, что в соответствии с частью 10
статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе Российской Федерации» средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным
дополнительным выплатам, поэтому входят в состав денежного содержания при
расчете компенсации в связи с сокращением должностей федеральной
государственной гражданской службы и компенсации неиспользованного отпуска.
Суд апелляционной инстанции соглашается с
выводами суда первой инстанции о наличии оснований для частичного
удовлетворения требований и с произведенным судом расчетом.
Согласно пункту 4
части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский
служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным
федеральным законом,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным
контрактом.
Частью 1
статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде
денежного содержания, являющегося основным средством его материального
обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по
замещаемой должности гражданской службы.
Денежное
содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского
служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и
месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему
классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного
содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных
выплат (часть 2
статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
К
дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу
за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному
окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к
должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную
тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты
которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций
государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное
денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного
оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств
фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5
статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В
соответствии с частью 10
статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные
соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок
исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских
служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной
гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального
государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей
федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского
служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным
нормативным актом - Правилами
исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских
служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6
сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).
Пунктом 2
Правил предусмотрено, что согласно частям 2
и 5 статьи 50
Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада
гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью
государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада
гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином
гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания
гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а)
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской
службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия
гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за
работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное
денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е)
материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда
гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного
оплачиваемого отпуска.
Абзацем
первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае,
предусмотренном подпунктом
«д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в
связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа,
изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной
государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается
компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца
и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно
абзацу
второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется
исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним
служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада
денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами
«а» - «г» пункта 2
Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами
«д» - «ж» пункта 2
Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12
календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В
силу части 1
статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд
оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников,
замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы,
составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников
федерального государственного органа.
При
формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы
средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются
следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин -
в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному
окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных
окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия
гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной
процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими
государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за
выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного
содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который
устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно
указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при
предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в
размере трех окладов денежного содержания (часть 2
статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В
соответствии с частью 3
статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд
оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных
государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2
данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного
коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания,
размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные
выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Согласно
части 6
статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок
формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских
служащих и работников федерального государственного органа устанавливается
Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской
Федерации. Пунктом 8
Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном
содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что
фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального
государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в)
ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9
Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном
содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что
фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных
федеральных государственных органов формируется за счет средств,
предусмотренных пунктом 8
Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного
вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные
должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за
работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных
районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и
Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и
процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми
актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах,
устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат,
предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других
выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В
соответствии с абзацем
восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы
государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено
до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по
внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной
гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка
оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения
показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также
единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим
премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из
приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального
государственного гражданского служащего формируется за счет средств,
предусмотренных в частях 2
и 3 статьи 51
Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств
на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными
нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование
гражданских служащих.
Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н
утвержден Порядок
осуществления материального стимулирования федеральных государственных
гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Порядок
осуществления материального стимулирования федеральных государственных
гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы
разработан в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О
материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и
сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной
власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования
федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов
Федеральной налоговой службы (пункт 1
Порядка). Согласно пункту 2
Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1
Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между
тем, в пункте 1
Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611
«О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих
и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов
исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования
федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных
органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 года, в 2008 - 2012 годах
и в 2013 году.
В
силу пункта 2
Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611
«О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих
и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов
исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных
гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы
осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в
федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых,
налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные
вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя
из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное
стимулирование, которое было предусмотрено постановлением
Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О
материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и
сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов
исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком
осуществления материального стимулирования федеральных государственных
гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы,
производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности
финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010
годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
В
силу части 10
статьи 50, части 3
статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских
служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных
направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную
правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного
фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в
зависимости от достижения показателей результативности профессиональной
служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка
осуществления материального стимулирования федеральных государственных
гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы,
утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября
2007 года № 90н.
Судебная
коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для отмены
решения по доводам апелляционной жалобы.
В
обжалуемом решении суда приведено исчерпывающее толкование норм материального
права, подлежащих применению к спорным отношениям, не согласиться с которым у
суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что при исчислении денежного содержания гражданских
служащих в определенных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо
предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Законом
о госслужбе, и никакие другие суммы учитывать нельзя, в том числе выплаты по ч. 10 ст. 50
Федерального закона № 79-ФЗ, были предметом обсуждения в суде первой инстанции
и им дана надлежащая оценка в обжалуемом решении.
Данные
доводы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку они выражают
субъективное отношение стороны к правильности разрешения спора, основанное на
неправильном толковании норм материального права применительно к настоящему
делу.
При
этом, по доводам апелляционной жалобы несогласие ответчика с решением сводится
лишь к иному толкованию норм материального права.
Подробный
расчет, произведенный судом подлежащих выплате сумм, с учетом правильного
применения норм материального права, ответчиком не оспорен, проверен судом
апелляционной инстанции и признается правильным.
Доводы
апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания процентов
за задержку выплат и компенсации морального вреда также основаны на неверном
толковании закона.
Согласно
части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных
служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных
актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями,
предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Федеральным
законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской
Федерации» не урегулирован вопрос ответственности работодателя за задержку
причитающихся работнику выплат, а также вопрос компенсации морального вреда, в
связи с чем судом обоснованно к возникшим правоотношениям применены положения
статей 236 и 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно
статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем
установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска,
выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику,
работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в
размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой
ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в
срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после
установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При
неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат,
причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из
фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной
компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным
актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной
компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким
образом, судом обоснованно взыскана с ответчика денежная компенсация за
задержку выплат за каждый день просрочки
по день фактического расчета включительно.
В
силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред,
причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя,
возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением
сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения
работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом
независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая,
что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт нарушения
прав Заложенковой М.В. на своевременное и полное получение всех причитающихся
выплат при увольнении, суд обоснованно взыскал с ответчика компенсацию
морального вреда, определив ее размер в сумме 4000 руб.
Иные
доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела,
которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы суда, не
содержат данных о допущенных судом нарушениях норм материального и
процессуального права, влекущих отмену решения суда в апелляционном порядке.
В силу изложенного решение суда является
правильным, оснований для его отмены, а равно изменения по доводам
апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Барышского городского суда Ульяновской области от 31
августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Барышский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
26.12.2022.