Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 13.12.2022, опубликован на сайте 27.12.2022 под номером 103860, 2-я гражданская, о назначении досрочной пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0011-02-2022-000404-17                                                                                   

Судья Мерзляков К.В.                                                                          Дело № 33-5205/2022                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            13 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 24 августа 2022 года по гражданскому делу №2-2-226/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Фадеевой Елены Вячеславовны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области назначить Фадеевой Елене Вячеславовне пенсию по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 14 мая 2022 года.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Фадеевой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Фадеева Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области  о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что 13 января 2022 года она обращалась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицо, проживавшее (работавшее) на территории с льготным социально-экономическим статусом – в *** в период с 16.09.1992 по 31.01.1998, а также как мать ***инвалида в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 08.02.2022 № 6495/22 в назначении ей досрочной пенсии отказано. При этом право на досрочную пенсию как матери ***-инвалида органом пенсионного фонда не оспаривался. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что населённый пункт, в котором она проживала и работала в период с 01.09.1988 по 01.02.1998, ***, не был поименован в Перечне населенных пунктов Вешкаймского района, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, а именно: к зоне с льготным социально-экономическим статусом. В указанном Перечне были поименованы только населённые пункты Большая Бекетовка и Малая Бекетовка. В то же время, фактически на территории Вешкаймского района в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 населённый пункт, в наименовании которого имелось слово ***, существовал только один - село ***, сел Большой Бекетовки и Малой Бекетовки не существовало. Считает, что неточность в наименовании населенного пункта в перечне населенных пунктов Вешкаймского района, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 №237 (в редакции распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 №557-р) не должна лишать ее права на досрочное пенсионное обеспечение, и периоды ее проживания (работы) в селе *** должны учитываться для назначения досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, как периоды проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Просила суд, с учетом уточненных требований, обязать ответчика назначить ей с 14.05.2022 досрочную пенсию по старости в связи проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с нормами Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальное образовательное учреждение Бекетовская средняя школа им. Б.Т. Павлова.

Определением суда от 24 августа 2022 года производство по данному делу прекращено в части требований о признании решения ответчика от 08.02.2022 №6495/2022 незаконным, признании права досрочную пенсию по достижению возраста 50 лет в порядке ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», установлении факта постоянного проживания в *** с 01.09.1988 по настоящее время, признании права на снижение пенсионного возраста на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» сроком на два года.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.  Ссылаясь на нормы действующего пенсионного законодательства РФ, указывает, что важным условием для досрочного назначения пенсии является факт постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом. Представленная справка №17 от 27.01.2022, выданная администрацией МО «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области подтверждает факт постоянного проживания и регистрации Фадеевой Е.В. в с. *** с 16.09.1992.  Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения поименованы села «Большая Бекетовка» и «Малая Бекетовка», соответственно село «***» не соответствует утвержденному перечню населенных пунктов. Отмечает, что истица имеет право на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину 1 год за постоянное проживание (работу) на территории с.*** с 26.02.1992 по 31.01.1998. Справка МБОУ Бекетовская средняя школа им. Б.Т. Павлова от 24.08.2022 №137 также не может служить основанием для снижения пенсионного возраста Фадеевой Е.В., поскольку не подтверждает факт ее постоянного проживания в с.***а. Кроме того, суд незаконно делает вывод о постоянном проживании истца на территории со льготным социально-экономическим статусом в период с 01.09.1988 по 31.01.1998 и о праве на снижение пенсионного возраста на 2 года, так как в соответствии с архивной справкой от 16.02.2022 №13 истица зачислена приказом №40/УЧ от 24.08.1990 в Ульяновский электромеханический колледж и отчислена 28.01.1992 по собственному желанию. Таким образом, Фадеева Е.В. не могла постоянно проживать на территории с льготным социально-экономическим статусом в период обучения в г. Ульяновске.

В письменных возражениях Фадеева Е.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобы – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Выслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 8 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу части 2 статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года был установлен возраст выхода на страховую пенсию по старости для женщин – 55 лет.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Истица претендует на назначение страховой пенсии досрочно с уменьшением возраста на основании вышеприведенных норм в связи с проживанием в период с 16.09.1992 по 31.01.1998 в с. ***, а также как мать ребёнка-инвалида.

Право Федеевой Е.В. на назначение страховой пенсии со снижением возраста в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» ответчиком не оспаривалось и подтверждено материалами дела.

Кроме того, ответчиком в апелляционной жалобе не оспариваются выводы суда, с которыми соглашается судебная коллегия, о том, что данная местность (с. *** относилась к местности с льготным социально-экономическим статусом проживания с 26.04.1986 по 31.01.1998 на основании Распоряжения Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 557-р.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт проживания Фадеевой А.В. в период до 31.01.1998 в с. *** более восьми лет подтверждается представленными допустимыми и относимыми доказательствами.

Из материалов дела следует, что Фадеева Е.В. в период с 16.09.1992 по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: ***, что подтверждается справкой Администрации МО «Бекетовское сельское поселение» от 27.01.2022.

Из копии трудовой книжки Фадеевой Е.В. следует, что истец работала в колхозе «Родина» начиная с 26.02.1992 по 28.01.2002.

Согласно справке МБОУ Бекетовская средняя школа им. Б.Т. Павлова от 24.08.2022 № 137, Фадеева (Гаджиева) Елена Вячеславовна обучалась в указанном образовательном учреждении с 1988 года по 1990 года, что также подтверждается копией свидетельства о неполном среднем образовании Ж № 997651.

Свидетели С***. и Г*** в судебном заседании подтвердили, что Фадеева (Гаджиева) Е.В. с 1987 года училась в Бекетовской средней школе и проживала с отцом П*** и бабушкой (матерью отца) П***, в с. ***, а затем вышла замуж и стала проживать с супругом в другом доме на ул. *** в том же населённом пункте. В период работы в колхозе «Родина» им дали квартиру на ул. ***, где она проживает и по настоящее время.

Таким образом, довод ответчика о том, что факт проживания Федеевой Е.В. в с. *** в спорный период подтвержден только свидетельскими показаниями, судебной коллегией отклоняется.

Не влияет на правильность принятого судом решения и довод апелляционной жалобы, сделанный на основе представленной архивной справки, о том, что в период с 01.09.1990 по 31.01.1998 истица очно обучалась в г. Ульяновске, в силу чего, не проживала в с. ***.

Действительно, согласно архивной справки от 16.02.2022 №13 истица зачислена приказом №40/УЧ от 24.08.1990 в Ульяновский электромеханический колледж и отчислена 28.01.1992 по собственному желанию.

Однако, данный период с 01.09.1990 (начало учебного года) по 28.01.1990 (дата отчисления), с учетом других установленных судом периодов проживания в местности с льготным социально-экономическим статусом (более 8 лет), не влияет на право Фадеевой Е.В. на назначение досрочной страховой пенсии по указанным основаниям.

Кроме того, материалами дела не опровергнуты объяснения истца о том, что фактически она в Ульяновском электромеханическом колледже не обучалась.    

При таком положении, с учетом установленных периодов постоянного проживания и работы  (более полных 8 лет), суд обоснованно пришел к выводу о наличии у Фадеевой Е.В.  права на снижение пенсионного возраста  на 2 года на основании статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 24 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.12.2022.