Судебный акт
Об установлении разумных сроков переселения граждан из аварийного дома
Документ от 13.12.2022, опубликован на сайте 29.12.2022 под номером 103858, 2-я гражданская, о признании незаконным п. 2 постановления администрации г. Ульяновска от 04.02.2020, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2021-015003-90                                                                                                                                                                                                                                                                      

Судья Дементьев А.Г.                                                                  Дело № 33а-5214/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     13 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 1 августа 2022 года по делу №2а-2925/2022, по которому постановлено:

административный иск прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Красновой Нины Георгиевны к администрации города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации города Ульяновска от 04.02.2020 №2020 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части п.2 об установлении срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ******, до 2029 года.  

Обязать администрацию города Ульяновска установить разумный срок для отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ульяновск ***, не превышающий три года со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу и для сноса данного аварийного дома, не превышающий четыре года со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации города Ульяновска Зыковой О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилину Ю.О., не согласившуюся с доводами апелляционной жалобы, Галицкову Н.Н., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах Красновой Н.Г. к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления от 04.02.2020 №2020 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части п.2 об установлении срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ульяновск, *** о возложении обязанности установить разумные сроки сноса данного аварийного дома и отселения из него указанных лиц.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения администрацией города Ульяновска требований законодательства при установлении сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов установлено, что многоквартирный жилой дом *** в г.Ульяновске был признан аварийным после 01.01.2017 и включен в действующую в настоящее время областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П. Расселение указанного дома предусмотрено в 2029 году.

Поскольку дальнейшая эксплуатация дома *** г.Ульяновска и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации города Ульяновска об установлении срока отселения дома до 2029 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Постановлением администрации города Ульяновска от 04.02.2020 №173 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» дом *** в г.Ульяновске признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно акту обследования Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 15.06.2021 состояние отдельных конструкций, систем и элементов здания свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации многоквартирного дома. При этом как следует из технического отчета от 2017 г. жилого дома №***«*** г.Ульяновска, выполненного ООО «БЭСТ-ПРОЕКТ», физический износ здания составляет 81 %.

Строение объекта не отвечает требованиям существующих строительных норм и правил и представляет опасность для людей.

В постановлении администрации города Ульяновска от 04.02.2020 №2020 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» установлено, что срок отселения физических и юридических лиц из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов в соответствии с перечнем, в который включен дом *** в г.Ульяновске, установлен в 2029 году.

Указанный срок сноса и отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным.

Настоящий иск предъявлен в интересах *** Красновой Н.Г. (опекун Акимова Ю.Н.), являющейся собственником квартиры №*** дома *** в г.Ульяновске, которая в силу своего состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы в судебном порядке.

При указанных обстоятельствах, п.2 постановления администрации города Ульяновска от 04.02.2020 №2020 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ***, до 2029 года не соответствует закону, в связи с чем прокурор просил удовлетворить заявленные в административном иске требования.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены       Краснова Н.Г., Акимова Ю.Н., Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, Управление имущественных отношений экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Скитяев С.П., Суматохин В.А., Сорокина Н.П.;       Цивильский А.О., Цивильская Н.А., Константинова А.Н., Константинова А.Д., Арзамасцева В.Е.; Галацкова Н.Н., Синеркин А.В.; Николаев Г.А., Нколаев Д.А., Клочкова З.В., Сидоров А.Н., Феоктистова М.Н., Торопова М.А., Торопов А.В., Безрукова В.А., Борисов А.М., Борисова И.А., Суханкин А.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении  административного иска в полном объеме.

Указывает, что определение сроков отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей дома из аварийного дома, законом не установлены. Срок отселения, установленный в оспариваемом постановлении, является разумным. Жители вышеуказанного многоквартирного дома не обращались в администрацию города Ульяновска за предоставлением им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда.

В заседание суда апелляционной инстанции явились представители административного истца, административного ответчика, заинтересованное лицо Галацкова Н.Н. Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Оспариваемое решение вышеприведенным требованиям закона не соответствует.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как установлено судом, заключением Межведомственной комиссии, созданной при администрации города Ульяновска, от 18.10.2018 №69 многоквартирный жилой дом по адресу: г.Ульяновск, *** признан аварийным и подлежащим сносу.

К данному выводу межведомственная комиссия пришла на основании технического заключения по результатам обследования двухэтажного жилого дома по указанному адресу, выполненного ООО «БЭСТ ПРОЕКТ» в 2017 году, решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16.02.2018.

Постановлением администрации города Ульяновска от 04.02.2020 №173 многоквартирный дом по адресу: г.Ульяновск, *** признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком отселения в 2029 году (л.д. 57-58).

Многоквартирный жилой дом *** г.Ульяновска включен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П. Планируемая дата окончания переселения жителей указанного многоквартирного дома IV квартал 2029 года.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.04.2022 №147-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П» установлен срок отселения физических и юридических лиц - 2028 год, снос дома - 2029 год (л.д. 165-168).

В соответствии с актом обследования Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 15.06.2021 состояние отдельных конструкций, систем и элементов здания свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома: на фасаде, цоколе многоквартирного дома имеются участки с выкрашиванием цементного раствора кирпичной кладки; стены и перегородки - аварийное; в местах общего пользования (на лестничной клетке 2-го этажа подъезда №1) на стенах и потолке участок с отслоением штукатурного слоя сухими следами протечки кровли (разводы), провисанием отделочного материала потолка (фанера); в жилом помещении квартире №5 в ванной комнате имеется сквозное отверстие в перекрытии; лестница в подъезде №1 деревянная, имеется зыбкость элементов лестничного марша, лестничных площадок (коробление, рассыпание досок); по периметру многоквартирного дома имеются участки с разрушением отмостки.

Согласно техническому отчету жилого дома *** г.Ульяновске, выполненного ООО  «БЭСТ-ПРОЕКТ» в 2017 году, физический износ здания составляет 81 %.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в полном объеме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, дом грозит обрушением, в связи с чем установленные административным ответчиком в постановлении от 04.02.2020 №173 сроки отселения жильцов дома не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

С выводами районного суда в указанной части судебная коллегия соглашается.

Вместе с тем, с решение суда в части установления сроков сноса аварийного дома №*** г.Ульяновска и отселения из него жителей в течение, соответственно, четырех и трех лет со дня вступления решения суда в законную силу нельзя признать правильным, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из административного иска прокурора следует, что он просил суд обязать администрацию города Ульяновска установить разумные сроки сноса аварийного дома *** г.Ульяновска и отселения из него жителей.

Между тем, суд первой инстанции в нарушение ч.1 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вышел за пределы заявленных требований без приведения в решении мотивов этому, что недопустимо.

Кроме того, устанавливая самостоятельно срок сноса аварийного дома и отселения из него жителей, суд грубо нарушил материальный закон, проигнорировав закрепленный ст.10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, согласно которому органы каждой из ветвей государственной власти действуют самостоятельно в рамках установленной Конституцией и законом компетенции, не вмешиваясь в полномочия другой.

Согласно абз.2 п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006  №47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В пунктах 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года (вопрос №3), в соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации, вышеприведенного Положения №47, определение срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Указанные требования закона не были приняты во внимание судом первой инстанции.

Нарушение норм материального и процессуального права в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Принимая во внимание вышеизложенное, оспариваемое решение нельзя признать правильным в части установления сроков отселения граждан из аварийного жилья, оно подлежит отмене в указанной части с принятием в данной части нового решения о возложения на орган местного самоуправления обязанности установить новые, разумные сроки отселения граждан.

Исковые требования об определении разумных сроков для сноса аварийного дома не могут быть удовлетворены, поскольку оспариваемое постановление администрации г.Ульяновска предусматривает лишь сроки отселения жильцов, но не устанавливает сроки сноса дома.

В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как разъяснено в п.22 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 1 августа 2022 года в части установления срока для отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ульяновск ***, не превышающим три года со дня вступления решения суда в законную силу, и для сноса данного аварийного дома, не превышающим четыре года со дня вступления решения суда в законную силу, отменить. 

Принять в указанной части новое решение, которым обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного дома *** г.Ульяновска, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации города Ульяновска от 04.02.2020 №173 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

В остальной части решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 1 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Об исполнении решения суда по настоящему административному делу сообщить в суд и заинтересованным лицам (жителям аварийного дома *** в г.Ульяновске) в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.12.2022.