У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0003-01-2022-002584-62
Судья Резовский Р.С.
Дело № 33а-5261/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 20
декабря 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Котельниковой С.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 2 августа
2022 года по делу №2а-1459/2022, по которому постановлено:
административный иск
прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах
неопределённого круга лиц, к администрации города Ульяновска о признании
бездействий незаконными и возложении обязанности принять меры по образованию
земельного участка под многоквартирным домом удовлетворить.
признать незаконным
бездействие администрации города Ульяновска выразившееся в непринятии мер по
образованию земельного участка под многоквартирным домом №8 а по улице
Кольцевой города Ульяновска и постановке его на кадастровый учёт.
обязать
администрацию города Ульяновска принять меры по образованию земельного участка
под многоквартирным домом №8а по улице Кольцевой города Ульяновска и постановке
его на кадастровый учёт.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации города Ульяновска
Бодуновой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора
гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О.,
не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор
Железнодорожного района города Ульяновска обратился в суд с административным
исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации города
Ульяновска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять
меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом.
В обоснование
административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой
Железнодорожного района города Ульяновска поверки установлено ненадлежащее
исполнение административным ответчиком полномочий по постановке на кадастровый
учет земельного участка под многоквартирным жилым домом №8а по ул.Кольцевая в
г.Ульяновске. Обязанность по образованию земельного участка, предусмотренная действующим
законодательством, администрацией города Ульяновска не исполнена. Осуществить
государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом
возможно только после его образования.
Прокурор
Железнодорожного района г.Ульяновска просил признать незаконным бездействие
администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в
непринятии мер по образованию земельного участка под многоквартирным домом №8а
по ул.Кольцевой г.Ульяновска и постановке его на кадастровый учёт и обязать
административного ответчика принять меры по образованию земельного участка под
указанным многоквартирным домом и постановке земельного участка на кадастровый
учёт.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены филиал Федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, Управление имущественных отношений, экономики
и развития конкуренции администрации города Ульяновска, общество с ограниченной
ответственностью «Управляющая компания «Авион».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит
его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований
прокурора в полном объеме.
Указывает, что судом
неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, имеется
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих
значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в
решении, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное
применение норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении
решения судом не было учтено, что орган местного самоуправления свою обязанность
по образованию земельного участка под многоквартирным домом по ул.Кольцевая, 8а
уже исполнил.
Нарушение прав
собственников помещений многоквартирного дома повлекло не бездействие
администрации города Ульяновска, а действия Росреестра. При этом прокурором
Железнодорожного района г.Ульяновска не оспариваются действия Росреестра.
Администрация города Ульяновска считает, что административным истцом выбран
ненадлежащий способ защиты права.
Административным
истцом не представлено доказательств наличия необходимой совокупности
обстоятельств для признания бездействия администрации города Ульяновска
незаконным.
Административное
судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных
решений, действий (бездействия) государственного органа. Судебная защита имеет
цель восстановление нарушенного права административного истца. Необходимость в
такой защите в данном случае не доказана. Административные исковые требования
нормативно не обоснованы. Соответственно основания для удовлетворения заявленных
требований отсутствовали.
Судом не принято во
внимание, что с 01.01.2016 вступил в силу Закон Ульяновской области от
03.07.2015 №85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными
участками, государственная собственность на которые не разграничена, между
органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
и органами государственной власти Ульяновской области», в соответствии с
которым полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена, переданы Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области.
Администрация города
Ульяновска вправе осуществить распоряжение земельными участками, на которые
зарегистрировано право муниципальной собственности. Схему расположения
земельного участка вправе разработать и администрация города Ульяновска и
собственники многоквартирного дома, но утвердить её вправе только Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, которому переданы
полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность,
на которые не разграничена, к категории которых относится спорный земельный
участок.
В заседание суда
апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте
и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в
соответствии с положениями ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к
выводу о наличии оснований к отмене принятого по делу решения по доводам
апелляционной жалобы в связи со следующим.
По делу установлено,
что постановлением Мэра города Ульяновска от 14.12.2004 №3054 «О
предварительном согласовании ГУ-ОКС УИН Минюста России по Ульяновской области
места размещения строительства многоквартирного жилого дома в Железнодорожном
районе», названному государственному учреждению было согласовано место
размещения строительства многоквартирного жилого дома на земельном участке
площадью 2544,1 кв.м в 15 квартале «Юг» (севернее территории школы №58) в
Железнодорожном районе г.Ульяновска.
Земельный участок
под строительство предоставлялся из земель, находящихся в государственной
собственности (ст.214 ГК РФ, Федеральный закон №51-ФЗ от 30.11.1994).
29.03.2005 между
администрацией города Ульяновска (арендодатель) и ГУ-ОКС УИН Минюста России по
Ульяновской области (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка
№24-1-011521, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор
принимает в аренду земельный участок площадью 2544,1 кв.м, находящийся по
адресу: город Ульяновск, 15 квартал «Юг» (севернее территории школы №58) в
Железнодорожном районе, для выполнения изыскательских работ, строительства
многоквартирного жилого дома (л.д. 44-53).
30.03.2005 между
ГУ-ОКС УИН Минюста России по Ульяновской области и ЗАО «Строительная
корпорация» был заключен договор субаренды вышеуказанного земельного участка
(л.д. 54-62).
ЗАО «Строительная
корпорация» было выдано разрешение №RU 73304000-279 на строительство
35-квартирного жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Кольцевая, 10, сроком до
24.11.2009 (л.д. 63-64).
18.12.2008 ЗАО
«Строительная корпорация» выдано разрешение №RU73304000-232 на ввод
многоквартирного дома в эксплуатацию, с присвоением ему адреса: г.Ульяновск,
ул.Кольцевая, 8А (л.д. 66-68).
Сведения о
многоквартирном доме с кадастровым номером *** расположенном по адресу:
Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Кольцевая, 8А, площадью 2600,9 кв.м,
внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.11.2011.
Сведения о земельном
участке с кадастровым номером *** расположенном по адресу: Ульяновская область
город Ульяновск, Железнодорожный район 15 квартал «Юг» (севернее территории
школы №58), площадью 2544,1 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов,
разрешенное использование - для выполнения изыскательских работ для
строительства многоквартирного жилого дома, были внесены в Единый
государственный реестр недвижимости 26.03.2007 по заявлению УФСИН России по
Ульяновской области.
27.09.2019 сведениям
о земельном участке с кадастровым номером *** присвоен статус «архивные».
Статус «архивная»
присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о
характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта
недвижимости.
Согласно сведениям
филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Ульяновской области, а также Управления
Россреестра по Ульяновской области статус «архивные» был присвоен сведениям о
земельном участке с кадастровым номером *** в связи с отсутствием в Едином
государственном реестре недвижимости сведений о правах и ограничениях прав в
отношении данного земельного участка, а также о наличии на земельном участке
объектов недвижимости.
Указанные действия
были регламентированы п.181 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943,
действовавшего на момент присвоения сведениям о земельном участке статуса
«архивные».
Принимая решение об
удовлетворении требований прокурора к администрации города Ульяновска, судом
первой инстанции не было принято во внимание, что спорный земельный участок под
многоквартирным домом по адресу: г.Ульяновск, ул.Кольцевая, 8А подлежал
образованию из земель, государственная собственность на которые не
разграничена.
С 01.01.2016 вступил
в силу Закон Ульяновской области от 03.07.2015 №85-ЗО «О перераспределении
полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена, между органами местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти
Ульяновской области», который регулирует отношения, связанные с
перераспределением полномочий по распоряжению земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена, между органами
местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами
государственной власти Ульяновской области.
В соответствии с
данным законом полномочия по распоряжению земельными участками, государственная
собственность на которые не разграничена, переданы от администрации города
Ульяновска к органу государственной власти Ульяновской области. Таким органом в
настоящее время является Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области.
Согласно п.1.1
постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 №1/51-П «О
Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области» (вместе
с «Положением о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области») Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по
управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками,
находящимся в государственной собственности Ульяновской области.
Однако судом данный
орган не привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.
Вывод суда первой
инстанции о том, что полномочиями по образованию и постановке земельного
участка под многоквартирным домом на кадастровый учет обладают только
уполномоченные органы города Ульяновска, поскольку такой земельный участок,
если он не сформирован и в отношении него не проведен государственный
кадастровый учет, находится в собственности соответствующего публичного
правового образования, не может быть признан верным, поскольку согласно
представленным в материалы дела доказательствам, земельный участок не находится
в собственности муниципального образования а относится к категории земель,
государственная собственность на которые не разграничена.
Данное обстоятельство
не было предметом проверки суда в ходе рассмотрения дела. Судом не установлена
категория спорного земельного участка, не исследован вопрос о совершении
уполномоченным органом действий по перераспределению земельного участка для
подтверждения его формирования в определенных границах для постановки на
кадастровый учет, либо восстановления земельного участка на кадастровом учете,
необходимость проведения межевания земельного участка при том, что при
предоставлении земельного участка для строительства многоквартирного жилого
дома проект границ земельного участка в 15 квартале «Юг» Железнодорожного
района разрабатывался и согласовывался в установленном порядке (л.д. 114-138).
Принимая во внимание
указанные обстоятельства, принятое по делу решение не может быть признано
законным и обоснованным и подлежит отмене на основании п.4 ч.1 и п.2 ч.2 ст.310
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как
постановленное при недоказанности установленных судом первой инстанции
обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также без
привлечения к участию в деле в качестве административного соответчика
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, чьи
права могут быть затронуты в связи с заявленными административным истцом
требованиями.
Довод администрации
города Ульяновска в апелляционной жалобе о неизвещении о рассмотрении
настоящего административного дела является несостоятельным, поскольку в
материалах дела имеется два уведомления от 01.07.2022 и от 22.07.2022 о вручении
представителю администрации города Ульяновска извещений о рассмотрении дела
(л.д. 165, 168).
На основании
изложенного, принятое по делу решение подлежит отмене с направлением дела на
новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении
суду следует устранить приведенные недостатки и принять законное и обоснованное
решение.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 2 августа 2022 года отменить,
дело направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд
г.Ульяновска.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23.12.2022.