Судебный акт
Отказ в назначении пособия
Документ от 20.12.2022, опубликован на сайте 29.12.2022 под номером 103791, 2-я гражданская, о признании незаконным рещения об отказе в назначении ежемесчной выплаты на ребенка, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-005132-90

Судья Бирюкова О.В.                                                                           Дело № 33-5190/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    20 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Богомолова С.В.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области  на решение Ленинского районного суда                        г. Ульяновска от 30 августа 2022 года по делу № 2-3631/2022, по которому постановлено: 

 

исковые требования Бояркиной Татьяны Николаевны – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области №*** от 13 июня 2022 года об отказе истцу в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бояркина Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области, пенсионный орган) о признании решения об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки незаконным. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 13 июня 2022 года ей отказано в назначении меры социальной поддержки: ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Отказ в назначении пособия является незаконным, поскольку ответчиком проигнорировано указание п.п. «л» п. 2 Правил от 9 апреля 2022 года № 630, а именно пенсионным органом не принято во внимание, что ее семья являлась многодетной. Просила признать незаконным решение ответчика №*** от 13 июня 2022 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бояркина М.С. и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - ОПФ РФ по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что основания для отказа в назначении спорной ежемесячной денежной выплаты установлены в п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 630, среди которых: непредставление заявителем документов (сведений), а также непредставление документов (сведений) в сроки, указанные в пунктах 19 и 20 Правил; отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, за исключением ряда случаев, в том числе, если заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательной организации по очной форме обучения и не получали стипендию; семья заявителя являлась многодетной. Обращает внимание, что ежемесячная денежная выплата устанавливается с учетом комплексной оценки нуждаемости семьи. При назначении выплат используется правило «нулевого дохода», которое предполагает, что у взрослого члена семьи отсутствие доходов может быть обоснованно только объективными жизненными обстоятельствами. Если был даже кратковременный заработок, то правило «нулевого дохода» не применяется. При отсутствии заработка на протяжении всего года выплата назначается, если в рассматриваемом году у взрослого члена семьи были объективные причины для отсутствия доходов как минимум на протяжении 10 месяцев из этого периода. Обращает внимание, что в заявлении от 1 мая 2022 года Бояркина Т.Н. указала в составе семьи себя, супруга, двоих несовершеннолетних детей и ребенка в возрасте 23 лет, в отношении которого не представила справку об обучении. При обращении с повторным заявлением от 7 июня 2022 года Бояркиной Т.Н. не было подтверждено отсутствие доходов на протяжении 10 месяцев по объективным жизненным обстоятельствам. Указывает, что в силу Закона Ульяновской области от 29 декабря 2015 года № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» многодетными признаются семьи, имеющие на воспитании и содержании троих и более детей в возрасте до 18 лет и детей старше этого возраста, но обучающихся по очной форме обучения. Согласно представленной истцом справки № 1880 от 17 июня 2022 года ее дочь Б*** А*** М*** была переведена на заочную форму обучения с 15 апреля 2021 года, а не с 15 апреля 2022 года, как указал суд, то есть в часть того периода, за который рассчитывается доход. Обращает внимание, что с учетом данного обстоятельства у истца отсутствовал доход по объективным причинам по заявлению от 1 мая 2022 года – 3 месяца 15 дней, по заявлению от 7 июня 2022 года – 2 месяца 15 дней.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бояркина Т.Н. и Бояркин М.С. с 4 августа 2001 года состоят в зарегистрированном браке, являются родителями троих детей, двое из которых несовершеннолетние: Б*** М*** М***, *** года рождения, Б*** У*** М***, *** года рождения (л.д. 21-23).

1 мая 2022 года Бояркина Т.Н. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, - дочь М***, *** года рождения (л.д.  67-69).

Решением пенсионного органа от 19 мая 2022 года Бояркиной Т.Н. отказано в назначении (предоставлении) меры социальной поддержки в связи с непредставлением заявителем необходимых документов (сведений), а также непредставлением документов (сведений) в установленные сроки (л.д. 57).

7 июня 2022 года Бояркина Т.Н. повторно обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении указанной меры социальной поддержки (л.д. 70-72).

Решением пенсионного органа от 13 июня 2022 года Бояркиной Т.Н. отказано в назначении  (предоставлении) мер социальной поддержки в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой деятельности за расчетный период при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов (л.д. 56).

Полагая решение ответчика от 13 июня 2022 года об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконным, Бояркина Т.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Бояркиной Т.Н., суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, что доход членов семьи Бояркиной Т.Н. превышает установленную законом величину; указал, что факт перевода дочери заявителя - Б*** А.М. на заочную форму обучения с 15 апреля 2022 года на право предоставления спорной выплаты не влияет.

Однако, данные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющих детей» с 1 апреля 2022 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Указа Президента  Российской Федерации от 31 марта 2022 года №175 установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если ребенок является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации и размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (подп. «а»).

В соответствии с подп. «а» п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 175  ежемесячная выплата производится с 1 мая 2022 года  Пенсионным фондом Российской Федерации, в случае если полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты переданы субъектом Российской Федерации Пенсионному фонду Российской Федерации и исполняются Пенсионным фондом Российской Федерации за счет переданных ему средств бюджета субъекта Российской Федерации и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячной выплаты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года №630 утверждены основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (далее – Основные требования).

Пунктом 2 Основных требований установлено, что право на получение ежемесячной денежной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает на территории Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и постоянно проживающий на территории Российской Федерации (п. 3 Основных требований).

Согласно подп. «а» п. 4 Основных требований ежемесячная денежная выплата осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами), в случае если полномочия субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории «Сириус» по осуществлению ежемесячной денежной выплаты переданы Пенсионному фонду Российской Федерации и исполняются им за счет предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации средств бюджета субъекта Российской Федерации, или бюджета г. Байконура, или бюджета федеральной территории «Сириус» и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, г.Байконура, федеральной территории «Сириус», возникающих при осуществлении ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с п. 5 Основных требований ежемесячная денежная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (далее - величина прожиточного минимума на душу населения); 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подается начиная с 1 мая 2022 г ода (п. 11 Основных требований).

В случае если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подано с использованием единого портала или регионального портала государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, представляет документы (сведения) (п. 19 Основных требований).

Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 21 Основных требований).

В соответствии с п. 23 Основных требований основаниями для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты являются: непредставление заявителем документов (сведений) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20 и 22 перечня), а также непредставление документов (сведений) в сроки, указанные в пунктах 19 и 20 настоящих основных требований (подп. «д»); отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в» (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), «е», «к», «м» - «о» и «р» пункта 32 основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 33 основных требований, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период: заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет; заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; заявитель или члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность; заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации); заявитель или члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения); заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей); семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи); заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 33 данных основных требований, или при условии, что на день подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты срок беременности женщины - 12 недель и более, решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается); заявитель и (или) члены его семьи относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведут традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает коренной малочисленный народ и подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты (подп. «л»).

Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в подпункте «л» пункта 23 основных требований, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 33 основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты не принимается (п. 24 Основных требований).

Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты.

В случае принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня принятия такого решения, гражданину направляется уведомление с указанием аргументированного обоснования (п. 25 Основных требований).

В состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной денежной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун (попечитель) ребенка, подавшие заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (попечительством) (за исключением таких детей, состоящих в браке) (п. 30 Основных требований).

Пунктом 32 Основных требований определены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.

Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п. 33 Основных требований).

Из материалов дела, следует, что в заявлении от 1 мая 2022 года Бояркина Т.Н., сделав отметки в соответствующих графах, указала, что ее семья является многодетной; член семьи младше 23 лет обучался в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получал стипендию.

В заявлении от 7 июня 2022 года Бояркина Т.Н. данные графы не заполнила, вместе с тем, как следует из иска, полагала, что ее семья является многодетной.

Материалами дела подтверждено, что старшая дочь заявителя – Б*** А*** М***, *** года рождения, обучается в ФГБОУ ВО «***» на факультете *** на 2 курсе заочной формы обучения, за счет средств федерального бюджета; приказ о зачислении на очную форму обучения от 4 августа 2020 года № 387-с; приказ о переводе с очной на заочную форму обучения от 15 апреля 2021 года № 149-с (л.д. 58).

Исходя из приведенных выше положений Основных требований и даты подачи заявления истцом 7 июня 2022 года, для определения среднедушевого дохода семьи Бояркиной Т.Н. подлежали учету доходы семьи истца за период с 1 февраля 2021 года по 31 января 2022 года.

Из материалов дела следует, что в указанный учетный период сама заявитель Бояркина Т.Н. доходов от трудовой деятельности не имела, равно как и ее старшая дочь Б*** А*** М***, *** года рождения, с 15 апреля 2021 года обучавшаяся по заочной форме обучения в высшем учебном заведении.

Доказательств того, что доход у истца отсутствовал по уважительным причинам, материалы дела не содержат.

Ссылка Бояркиной Т.Н. на то, что ее семья являлась многодетной, несостоятельна.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» было постановлено в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 29 декабря 2005 года № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» многодетными признаются семьи, имеющие на воспитании и (или) содержании троих и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей старше этого возраста, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования в очной форме, - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Из приведенных выше положений закона следует, что на момент подачи Бояркиной Т.Н. в пенсионный орган заявления от 7 июня 2022 года ее семья не являлась многодетной.

Доказательств того, что в течение 10 месяцев учетного периода (с 1 февраля 2021 года по 31 января 2022 года) Бояркина Т.Н. не имела дохода по уважительным причинам, истцом ответчику и суду не представлено. По заявлению от 7 июня 2022 года период отсутствия у Бояркиной Т.Н. дохода по уважительным причинам составляет 2 мес. 15 дней (с 1 февраля по 15 апреля 2021 года (дата перевода старшей дочери на заочную форму обучения).

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Бояркиной Т.Н. и признания незаконным решения ответчика от 13 июня 2022 года.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бояркиной Т.Н. к ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области о признании незаконным решения №*** от 13 июня 2022 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет отказать. 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 августа 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Бояркиной Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения №*** от 13 июня 2022 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет отказать. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  22.12.2022.