У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0021-01-2022-000467-27
Судья Кузнецова М.С.
Дело №33а-5105/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 13
декабря 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционное
представление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора на
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 1 августа 2022
года, по делу №2а-1-333/2022, по которому постановлено:
в удовлетворении
административных исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного
прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ
администрации МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района
Ульяновской области, МУ администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской
области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер,
направленных на очистку территории, прилегающей к лесу, на отделение леса
противопожарной минерализованной полосой, иным противопожарным барьером,
обязании принять указанные меры отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения помощника Ульяновского
межрайонного природоохранного прокурора Сапаровой Р.Х., поддержавшей доводы
апелляционного представления, Главы МУ администрации МО «Тушнинское сельское
поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области Смирнова И.Н.,
представителя МУ администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области
Дивеевой А.В., не согласившихся с апелляционным представлением, полагавших
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ульяновский
межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в
интересах неопределенного круга лиц к МУ администрации МО «Тушнинское сельское
поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области о признании незаконным
бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на очистку
территории, прилегающей к лесу, на отделение леса противопожарной
минерализованной полосой, иным противопожарным барьером, обязании принять
указанные меры.
В обоснование
административного иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения
администрацией МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района
Ульяновской области первичных мер пожарной безопасности на территории
населенных пунктов, подверженных пожаром.
В соответствии с
постановлением Правительства Ульяновской области от 01.04.2022 №151-П на
территории Ульяновской области с 14.04.2022 установлен пожароопасный сезон.
Согласно приложению №1 к указанному постановлению утвержден перечень
находящихся в границах территории Ульяновской области населенных пунктов,
подверженных угрозе лесных пожаров на территории МО «Тушнинское сельское
поселение» (с.Артюшкино, с.Потапиха, с.Смородино). В нарушение ст.ст. 51, 53
Лесного кодекса Российской Федерации, п.74 постановления Правительства РФ от
16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской
Федерации» администрацией МО «Тушнинское сельское поселение» мероприятия по
очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности,
валежника, мусора и других горючих материалов либо по отделению леса
противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м или иным
противопожарным барьером на территории населенных пунктов, расположенных рядом
с лесным фондом, в полной мере не выполнены. Прокурором 27.04.2022 в адрес
главы администрации сельского поседения внесено представление об устранении
выявленных нарушений, однако до настоящего времени меры по устранению указанных
нарушений не приняты.
Прокурор просил
признать незаконным бездействие МУ администрации МО «Тушнинское сельское
поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, выразившееся в не
принятии мер, направленных на очистку территории, прилегающей к лесу, от сухой
травянистой растительности, валежника, мусора и других горючих материалов либо
по отделению леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4
м или иным противопожарным барьером, расположенных на территории сельского
поселения, прилегающих к землям лесного фонда, и обязать административного
ответчика принять указанные меры.
Судом к участию в
деле в качестве административного соответчика привлечено МУ администрация МО
«Сенгилеевский район» Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица -
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционном
представлении Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор не соглашается с
решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об
удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы
указывает, что в ходе проверки установлено, что в с.Артюшкино выявленные
нарушения устранены в полном объеме, в с.Смородино нарушения устранены
частично. Администрация Тушнинского сельского поселения, владеющая,
пользующаяся и (или) распоряжающаяся территорией, прилегающей к лесу, обязана
обеспечить её очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков,
валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других
горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от границ территории и (или)
леса либо отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее
1,4 м или иным противопожарным барьером.
В возражениях на
апелляционную жалобу МУ администрация МО «Тушнинское сельское поселение»
Сенгилеевского района Ульяновской области просит решение суда оставить без
изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда
апелляционной инстанции не явился представитель Министерства природы и
цикличной экономики Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела
извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося
лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность
применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с
административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Согласно п.1 Правил противопожарного режима в Российской
Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479,
настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие
порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания
территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты
в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 63 названных Правил противопожарного режима в
Российской Федерации, предусмотрено, что в целях исключения возможного перехода
природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до
начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные
минерализованные полосы шириной не менее 10 м.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994
№69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления
поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных
мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для
участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных
формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года
воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных
пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего
пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений
Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации
пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной
противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и
городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов
Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности,
в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной
опасности.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор указал на неисполнение
администрацией МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района
Ульяновской области первичных мер пожарной безопасности на территории
населенных пунктов сельского поселения: с.Артюшкино, с.Потапиха, с.Смородино в
весенний период 2022 года.
Согласно представлению прокурора от 27.04.2022,
направленному в адрес главы сельской администрации, прокурором указано на
невыполнение администрацией сельского поселения мероприятий по очистке
территории, прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, валежника,
мусора и других горючих материалов либо по отделению леса противопожарной
минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м или иным противопожарным
барьером на территории населенных пунктов, расположенных рядом с лесным фондом
(л.д. 31-33).
В ответе от 31.05.2022 (л.д. 34-35) администрация МО
«Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области
сообщила прокурору о рассмотрении представления. Сослалась на положения п.п.
10, 11 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, в соответствии с которыми требуемые
мероприятия по пожарной безопасности необходимо проводить с участием всех заинтересованных
лиц, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территориями, прилегающими
к лесу. Поскольку таких территорий в собственности администрации сельского
поселения не имеется, кроме того, границы указанных в представлении зон не
конкретизированы, обустроить минерализованные полосы шириной не менее 10м
затруднительно.
Также в материалы дела представлен ответ администрации МО
«Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области от
15.06.2022 на предписание ГУ МЧС России по Ульяновской области от 02.06.2022
(л.д. 23), в котором указано о мероприятиях проведенных по результатам
рассмотрения предписания: очистке территории от сухостоя, также обозначены
территории, которые не принадлежат администрации сельского поселения.
Согласно представленному администрацией МО «Тушнинское
сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области договору от
14.06.2022 №6 на опашку населенных пунктов Артюшкино, Смородино, Тушна,
Екатериновка в целях пожарной безопасности, указанные работы проведены, что
подтверждается актом от 15.06.2022 (л.д. 42-43).
В судебном заседании
представитель прокуратуры пояснил, что в с.Артюшкино нарушения полностью
устранены, в с.Смородино нарушения частично устранены, работы не выполнены
возле дома №53 по ул.Ульянова; в с.Потапиха (старая часть села вдоль автодороги
по направлению от г.Сенгилея в г.Ульяновск) нарушения не устранены.
Принимая решение об отказе в удовлетворении
административного иска Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора,
суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении административным истцом
по делу надлежащих доказательств, свидетельствующих о виновном неисполнении
административным ответчиком - администрацией МО «Тушнинское сельское поселение»
Сенгилеевского района Ульяновской области требований, изложенных прокурором в
представлении от 24.07.2022.
Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается.
С целью установления фактических обстоятельств по делу
судом апелляционной инстанции был истребован из ГУ МЧС России по Ульяновской
области материал внеплановой выездной проверки от 04.05.2022 в отношении МУ
администрация МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района
Ульяновской области, предметом которой являлись, в том числе спорные нарушения
пожарной безопасности.
Сведения, представленные в материале проверки, не
опровергают доводы администрации сельского поселения о том, что территории,
граничащие с лесом, не принадлежат данному муниципальному образованию.
Приложенный административным истцом к апелляционному
представлению акт осмотра от 01.08.2022, проведенного помощником прокурора
Сапаровой Р.Х., не может быть принят судебной коллегией в качестве достоверного
доказательства нарушения сельской администрацией пожарного законодательства,
поскольку отображенные в нем географические координаты точек в с.Потапиха, а
также в с.Смородино находятся за пределами данных населенных пунктов, что
следует из публичной кадастровой карты территорий.
На основании изложенного, поскольку по делу не
представлено достоверных доказательств незаконного бездействия со стороны
администрации МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района
Ульяновской области в непринятии спорных мер по пожарной безопасности, суд
правомерно отказал прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Принятое по делу решение основано на надлежащем применении
норм материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения
апелляционного представления и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 1 августа 2022 года
оставить без изменения, апелляционное представление Ульяновского межрайонного
природоохранного прокурора – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23.12.2022.