Судебный акт
О возложении обязанности по раработке программы среднего профобразования
Документ от 06.12.2022, опубликован на сайте 26.12.2022 под номером 103743, 2-я гражданская, о возложении обязанности разработать и утвердить программу среднего профессионального образования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-004248-26

Судья Сизов И.А.                                                                            Дело № 33-5050/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        6 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Костенко А.П., Парфеновой И.А.,

при секретаре Курановой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Омского транспортного прокурора на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 августа 2022 года  по гражданскому делу № 2-2927/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Омского транспортного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева»  о возложении обязанности разработать и утвердить программы среднего профессионального образования - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., пояснения  прокурора Новикова В.А., поддержавшего апелляционное представление, представителя Федерального агентства воздушного транспорта – Нестеровой Е.О., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Омский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева») о возложении обязанности разработать и утвердить программы среднего профессионального образования.

В обоснование требований указано, что Омской транспортной прокуратурой в 2021 году по результатам проведенного анализа исполнения Омским летно-техническим колледжем гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского, являющегося филиалом ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее - ОЛТК ГА филиала ФГБОУ ВО УИ ГА), требований воздушного законодательства и законодательства об образовании при подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации, выявлены нарушения закона, выразившиеся в следующем.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Воздушного кодекса РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», вступившие в силу с 30.06.2016.

Пунктами 5-7 названных Федеральных авиационных правил установлен запрет на осуществление обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала авиационного учебного центра (далее – АУЦ), не имеющим выданного в соответствии с настоящими правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.

К авиационному персоналу согласно ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Согласно п.п. 3, 4 ст. 54 Воздушного кодекса РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В части 1 ст. 85 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации реализуются следующие образовательные программы:  1) основные программы профессионального обучения; 2) образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования; 3) дополнительные профессиональные программы.

В силу части 4 ст. 85 указанного Федерального закона реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 04.08.2015 № 240, в соответствии с которым к авиационному персоналу гражданской авиации отнесены специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов (пункт 4).

Из совокупности перечисленных норм в их взаимосвязи следует, что деятельность образовательной организации по подготовке и профессиональной переподготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации, в том числе специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, с выдачей дипломов, свидетельств с профессиональной подготовке и переподготовке, и повышение квалификации подразумевает получение образовательной организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки. При этом профессиональная переподготовка может осуществляться только в отношении лиц, имеющих профессиональное образование специалист авиационного персонала.

Из положений реализуемых ОЛТК ГА филиала ФГБОУ ВО УИ ГА образовательных программ, государственных образовательных стандартов, следует, что в результате обучения выпускник будет выполнять техническое обслуживание и ремонт воздушных судов (летательных аппаратов и двигателей) по оперативным и периодическим формам, проверять исправность приборов с использованием контрольно-проверочной аппаратуры, обеспечивать выпуск и прием воздушных судов.

С учетом того, что специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации РФ их обучение необходимо было проводить по программам, утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта.

В связи с выявленными нарушениями, 19.04.2021 ректору ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» вынесено представление. Однако до настоящего времени программы 25.02.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и 25.02.03 «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно­-навигационных комплексов» уполномоченным органом не утверждены, но по ним проводится обучение специалистов.

Истец просит возложить на ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. «Бугаева» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программы среднего профессионального образования 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов в Федеральном агентстве воздушного транспорта в установленном законом порядке.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении  Омский транспортный прокурор просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В представлении приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Указывает, что в соответствии с частью 4 ст. 85 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Специалисты по техническому  обслуживанию воздушных судов относятся к перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации №240 от 04.08.2015.

Также указывает, что деятельность образовательной организации по подготовке и профессиональной переподготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации с выдачей дипломов, свидетельств о профессиональной подготовке и переподготовке, при повышении квалификации подразумевает получение образовательной организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки. При этом профессиональная переподготовка может осуществлять  только в отношении лиц, имеющих профессиональное образование специалиста авиационного персонала.

Ссылаясь на ч.3, ч. 4 ст. 54 Воздушного кодекса РФ  указывает, что подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом  в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждению и содержанию указанных программ устанавливаются Федеральными авиационными правилами. При этом пунктами 5-7 названных Федеральных авиационных правил установлен запрет на осуществление обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований Федеральных авиационных правил.

Указывает, что в ОЛТК ГА -  филиале ФГБОУ ВО УИ ГА осуществляется образовательная деятельность по программам среднего профессионального образования 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей и 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно­-навигационных комплексов. За период с 2014 года по 2021 год образовательным учреждением выпущено 526 специалистов и по завершении обучения им выдан документ государственного образца – диплом о среднем профессиональном образовании.

При этом из положений реализуемых колледжем образовательных программ, государственных образовательных стандартов следует, что в результате  обучения выпускник будет выполнять техническое обслуживание и ремонт воздушных судов (летательных аппаратов и двигателей) по оперативным и периодическим формам, проверять исправность приборов с использованием контрольно-проверочной аппаратуры, обеспечивать выпуск и прием воздушных судов.

Полагает, что специалисты  по техническому обслуживанию воздушных судов включены в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации РФ и их обучение необходимо было проводить по программам, утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта.

Ссылаясь на судебную практику, указывает, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Воздушный кодекс РФ имеют равную юридическую силу, самостоятельный предмет регулирования. При этом круг лиц, на который распространяется установленные ими нормы, пересекается, поскольку ряд норм воздушного законодательство определяют требования к образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку специалистов авиационного персонала, а не регулируют правоотношения в сфере образования.

С учетом изложенного, считает, что нормы воздушного законодательства в силу регулирования особых специфических правоотношений являются специальными по сравнению с общими нормами законодательства об образовании, в связи с тем что это обусловлено приоритетом безопасности использования воздушного транспорта, спецификой и значимостью сферы, регулируемой воздушным законодательством. С учетом приоритета действия специальных норм над общими, специального правового регулирования в области авиации, возлагающего на ответчика как организацию, осуществляющую образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала, должны  применяться нормы воздушного законодательства.

В возражениях относительно апелляционного представления ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений относительно апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Омским транспортным прокурором в 2021 году в адрес ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» вынесено представление, в котором прокурор просил устранить нарушения закона. Так, в представлении указано, что  в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидиевского – филиале ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» осуществляется образовательная деятельность  по программам среднего профессионального образования 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей и 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажнонавигационных комплексов, слушателям присваивается квалификация техник и старший техник. При этом образовательная деятельность ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации им. Ляпидиевского осуществлялась и осуществляется в настоящее время без сертификата АУЦ, удостоверяющего соответствие  ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» требованиям  Федеральных авиационных правил к образовательным организациям и организациям, осуществляющим  обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, по программам среднего профессионального образования.

Кроме того, в представлении указано, что  в имеющийся сертификат АУЦ №277 от 09.08.2017, выданный ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева», программы среднего профессионального образования, реализуемые в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского, не включены. Данное обстоятельство, по мнению прокурора, свидетельствует об отсутствии  соответствующего утверждения данных программ со стороны Федерального агентства воздушного транспорта.

Обращаясь с иском в суд, Омский транспортный прокурор ссылается на то, что до настоящего времени  программы 25.02.01 (допущена описка, в исковом заявлении указано «25.01.01»)  Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей и 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажнонавигационных комплексов, уполномоченным органом не утверждены, но по ним проводится обучение специалистов.

При этом прокурор просит возложить на ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. «Бугаева» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программы среднего профессионального образования 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов в Федеральном агентстве воздушного транспорта в установленном законом порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных Омским транспортным прокурором требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, реализуются следующие образовательные программы: 1) основные программы профессионального обучения; 2) образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования; 3) дополнительные профессиональные программы.

Реализация образовательных программ среднего профессионального образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Реализация образовательных программ высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Как установлено судом, в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидиевского – филиале ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» осуществляется образовательная деятельность  по программам среднего профессионального образования 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей и 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажнонавигационных комплексов.

При этом указанные программы утверждены Приказом Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года № 389 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей и Приказом Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года № 392 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов. По итогам освоения данных программ слушателям колледжа присваивается квалификация  техник (базовая 25.02.01 и 25.02.03) и старший техник (25.02.01 углубленная).

Как следует из Приказа № 389 от 22.04.2014 Министерство образования науки Российской Федерации утвердило федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.

Согласно п.1.1 Приказа №389 от 22.04.2014 настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (п.1.2 Приказа).

В указанной программе разработаны: структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки; структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки; требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена; требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, характеристика подготовки профессиональной деятельности выпускников, характеристика подготовки по специальности.

При этом указано, что образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах программа подготовки специалистов среднего звена, в том числе с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования.

Из Приказа № 392 от 22.04.2014 также следует, что Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов.

Согласно п.1.1 данного Приказа №392 от 22.04.2014 настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации.

Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В указанной программе Министерством образования и науки также разработаны структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки; структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки; требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена; требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, характеристика подготовки профессиональной деятельности выпускников, характеристика подготовки по специальности.

Обращаясь с иском в суд, Омский транспортный прокурор ссылается на то, что в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 04.08.2015 №240 к авиационному персоналу гражданской авиации отнесены специалисты по техническому обслуживанию воздушных судов (п.4). При этом пунктом 5 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289, запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала образовательным организациям, не имеющим выданного в соответствии с настоящими Правилами сертификата авиационного учебного центра (АУЦ), или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.

При этом предметом спора указанные прокурором обстоятельства не являются, в связи с чем судебная коллегия считает, что прокурором выбран неправильный способ защиты интересов Российской Федерации.

Как следует из просительной части искового заявления, транспортный прокурор  просит возложить на ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программы среднего профессионального образования 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов в Федеральном агентстве воздушного транспорта в установленном законом порядке.

При этом как отмечено выше, указанные программы утверждены Приказом Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года № 389 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей и Приказом Минобрнауки России от 22 апреля 2014 года № 392 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов. По итогам освоения данных программ слушателям колледжа присваивается квалификация  техник (базовая 25.02.01 и 25.02.03) и старший техник (25.02.01 углубленная).

Доводы апелляционного представления о том, что специалисты по техническому  обслуживанию воздушных судов относятся к перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации №240 от 04.08.2015; деятельность образовательной организации по подготовке и профессиональной переподготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации с выдачей дипломов, свидетельств о профессиональной подготовке и переподготовке, при повышении квалификации подразумевает получение образовательной организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки;  пунктами 5-7 Федеральных авиационных правил установлен запрет на осуществление обучения специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований Федеральных авиационных правил, не являются основанием к отмене решения суда.

Так, Федеральные авиационные правила «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденные приказом Министерства транспорта России №289 от 29.09.2015, устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил (далее - сертификат АУЦ). При этом настоящие  Правила не регулируют правоотношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 3).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 октября 2017 года № 399 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации».

Согласно п.п.1,2 настоящие правила устанавливают требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Настоящие правила не регулируют правоотношения, связанные с разработкой и утверждением образовательных программ.

При этом согласно пункту 1 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Учитывая изложенное, а также то,  что реализуемые ответчиком программы среднего профессионального образования 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов основаны на соответствующих федеральных образовательных стандартах, утвержденных профильным ведомством, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

В связи с чем доводы представления о том, что в ОЛТК ГА филиале ФГБОУ ВО УИ ГА осуществляется образовательная деятельность по программам среднего профессионального образования 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей и 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно­-навигационных комплексов; за период с 2014 года по 2021 год образовательным учреждением выпущено 526 специалистов и по завершении обучения им выдан документ государственного образца – диплом о среднем профессиональном образовании, судебной коллегией отклоняются.

Другие доводы апелляционного представления не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции. В связи с чем не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия находит доводы, приведенные в нем, несостоятельными, что в силу положений ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения по доводам апелляционного представления не является.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционного представления не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 августа 2022 года  оставить без изменения, а апелляционное представление Омского транспортного прокурора - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.12.2022.