Судебный акт
Организация водоснабжения и водоотведения
Документ от 13.12.2022, опубликован на сайте 26.12.2022 под номером 103710, 2-я гражданская, о признании незаконными бездействие в части организации надежащего водоотведения многоквартирых домов 2 пер.Благодатному, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-002523-51

Судья Нардшина Т.И.                                                                        Дело № 33а-5380/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       13 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                     

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы УМУП «Ульяновскводоканал», администрации муниципального образования «город Ульяновск» на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска                    от 30 июня 2022 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки        от 12 октября 2022 года, по делу № 2а-1421/2022, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района  г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в организации ненадлежащего водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му    пер. Благодатному в г. Ульяновске.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обеспечить организацию надлежащего водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске., расположенных от самотечного канализационного коллектора диаметром 300 мм в районе дома №40  по ул. Кольцевой до внешних границ стен многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске бесхозяйными. 

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске, расположенных от самотечного канализационного коллектора диаметром 300 мм в районе дома №40  по ул. Кольцевой до внешних границ стен многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске бесхозяйными.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске, расположенные от самотечного канализационного коллектора диаметром 300 мм в районе дома №40  по                     ул. Кольцевой до внешних границ стен многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске.

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., пояснения представителя УМУП «Ульяновскводоканал» Бельченко Ю.А., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании бездействия незаконным.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска проверки исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что администрацией г.Ульяновска допущены нарушения требований указанного законодательства, требующие применения прокурором полномочий по обращению в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что  водоотведение многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г.Ульяновске осуществляется с использованием инженерных систем, построенных разными хозяйствующими субъектами. В ходе проверки собственников системы водоотведения данных многоквартирных домов от точки технологического присоединения к центральным системам водоотведения по ул.Кольцевой, в том числе канализационного колодца, в котором расположены насосы, определить не представилось возможным.

Администрацией г.Ульяновска при даче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанных многоквартирных домов вопрос о принятии сетей водоотведения в муниципальную собственность не решался.

Точкой присоединения канализационных сетей вышеуказанных многоквартирных домов к муниципальной системе водоотведения является самотечный коллектор диаметром 300 мм в районе д.40 по ул.Кольцевой, далее сети канализации проложены по ул.Кольцевой, затем от дома №№35-37 по ул.Кольцевой до канализационного колодца с двумя насосами, расположенного примерно в трех метрах от цоколя дома 28А по 2-му пер. Благодатному, а далее до внешних стен многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному.

Обслуживание канализационной сети насосов осуществляли                            ТСН «Благодатный» и ТСН «Благодатное». Договоры транспортировки сточных вод и о пользовании вышеуказанными канализационными сетями с УМУП «Ульяновскводоканал» не заключались.

Вышеуказанные инженерные объекты обладают признаками бесхозяйных вещей по смыслу ст. 225 Гражданского кодекса РФ.

В связи с отсутствием собственника вышеуказанных канализационных сетей они надлежащим образом не содержатся и не обслуживаются, находятся в ненормативном состоянии и не соответствуют эксплуатационным требованиям, из них происходят утечки жидких отходов.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в организации ненадлежащего водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер.Благодатному в г.Ульяновске.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обеспечить организацию надлежащего водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске., расположенных от самотечного канализационного коллектора диаметром 300 мм в районе дома №40  по ул. Кольцевой до внешних границ стен многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске бесхозяйными. 

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г.Ульяновске, расположенных от самотечного канализационного коллектора диаметром 300 мм в районе дома №40  по ул. Кольцевой до внешних границ стен многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске бесхозяйными.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г.Ульяновске, расположенные от самотечного канализационного коллектора диаметром 300 мм в районе дома 40 по ул.Кольцевой до внешних границ стен многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38         по 2-му пер. Благодатному в г.Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены        УМУП «Ульяновскводоканал», Степанова Е.С., ООО «СЗ Ориентир», Алейкина Н.К., ООО «СК Еврострой», ТСН «Благодатное», ТСН «Благодатный».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах УМУП «Ульяновскводоканал», администрация     МО «город Ульяновск» не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

УМУП «Ульяновскводоканал» в обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что канализационные сети являются  бесхозяйственными, поскольку договоры транспортировки сточных вод и о пользовании канализационными сетями не заключались. Указывает, что УМУП «Ульяновскводоканал», как гарантирующая организация, не вправе навязывать заключение договора абонентам и транспортирующим организациям в силу закона. Договор транспортировки заключается только в случае установления тарифа на соответствующие услуги, а судом не выяснялся факт обращения ТСН «Благодатный» и ТСН «Благодатное» в орган государственного регулирования.

Обращает внимание суда на то, что сети водоотведения и колодец с двумя насосами относятся к движимому имуществу. ТСН «Благодатное» подтвердило факт обслуживания спорных сетей и факт их передачи в ТСН.

Отмечает, что из представленных суду сведений Росреестра следует, что все земельные участки под перечисленными домами находятся в общей долевой собственности жильцов. Спорные канализационные сети водоотведения проходят по территории всех участков, данное обстоятельство затрагивает интересы собственников, которые к участию в деле привлечены не были.

Администрация МО «город Ульяновск» в обоснование жалобы указывает, что вследствие ненормативного состояния КНС и канализационных сетей вышеуказанных домов специалистами УМУП «Ульяновскводоканал» проведено обследование КНС и канализационных сетей, в ходе которого был выявлен ряд замечаний.

Отмечает, что на сегодняшний день КНС не приведена в нормативное состояние. Для рассмотрения возможности передачи данной КНС на баланс муниципального образования застройщику необходимо устранить все замечания, выявленные в ходе обследования.

Технические условия на монтаж КНС были выданы застройщику ООО СЗ «Ориентир».

Указывает, что на протяжении длительного времени обслуживание канализационной сети и насосов осуществляли ТСН «Благодатное» и ТСН «Благодатный», управляющие многоквартирными домами №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер.Благодатному в г.Ульяновске.

Обращает внимание, что в реестре муниципальной собственности территория вдоль вышеуказанных домов не значится.

К участию в деле не были привлечены собственники земельных участков, расположенных под многоквартирными домами.

Указывает, что суд не учел, что сети водоотведения и колодец с двумя насосами носят движимый характер имущества, в результате чего такому имуществу не требуется ни кадастровый учет, ни государственная регистрация.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10. 2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 5 статьи 8 данного Федерального закона, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из вышеприведенных норм следует, что организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Судом установлено и из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2 пер. Благодатный, д. 25, расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** введен в эксплуатацию 30.11.2016 на основании разрешения №73-73-217-2016, выданного администрацией г.Ульяновска.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2      пер. Благодатный, д. 30, расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** введен в эксплуатацию 30.11.2016 на основании разрешения №73-73-216-2016, выданного администрацией г. Ульяновска.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2      пер. Благодатный, д. 28, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, введен в эксплуатацию 18.10.2017 на основании разрешения №73-73-184-2017, выданного администрацией г. Ульяновска.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2      пер. Благодатный, д. 32, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, введен в эксплуатацию 27.12.2017 на основании разрешения №73-73-239-2017, выданного администрацией г. Ульяновска.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2      пер. Благодатный, д. 34, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, введен в эксплуатацию 28.06.2017 на основании разрешения №73-73-094-2017, выданного администрацией г. Ульяновска.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2      пер. Благодатный, д. 28А, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, введен в эксплуатацию 23.08.2019 на основании разрешения №73-73-099-2019, выданного Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2      пер. Благодатный, д. 38, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, введен в эксплуатацию 28.05.2019 на основании разрешения №73-73-058-2019, выданного Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.

При выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию вышеуказанных многоквартирных домов вопрос о принятии сетей водоотведения в муниципальную собственность не разрешался.

Сети водоснабжения и водоотведения многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному в г. Ульяновске не числятся в реестре муниципальной собственности муниципального образования «город Ульяновск», не поставлены на баланс УМУП «Ульяновскводоканал».

Лицами, осуществляющими строительство многоквартирных домов, произведено  подключение сетей к централизованной системе водоотведения на основании полученных в УМУП «Ульяновсководоканал» технических условий. 

Разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов выдавалось: Степановой Е.С. (дом №25), ООО СЗ «Ориентир» (дома №№28, 28а, 32, 34, 38), Алейкиной Н.К. (дом №30), ООО «СК «Еврострой» (дом №36), которыми были получены технические условия в УМУП «Ульяновскводоканал». 

Точкой присоединения канализационных сетей вышеуказанных многоквартирных домов к муниципальной системе водоотведения является самотечный коллектор диаметром 300 мм в районе д. №40 по ул. Кольцевой, далее сети канализации проложены по ул. Кольцевой, затем от дома №№35-37 по                ул. Кольцевой до канализационного колодца с двумя насосами, расположенного в трех метрах от цоколя дома 28А по 2-му пер. Благодатному, а далее до внешних стен многоквартирных домов №№25, 28, 28А, 30, 32, 34, 36, 38 по 2-му пер. Благодатному.

Вышеуказанные сети и расположенные на них канализационные колодцы предназначены для водоотведения нескольких многоквартирных домов, общим имуществом собственников помещений данных домов не являются, расположены в границах нескольких земельных участков, на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано. Фактически лица, их построившие, полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжения данным имуществом с момента строительства и до настоящего времени не осуществляют, намерения оформить право собственности на них, эксплуатировать их не имеют. 

Судом также установлено, что на протяжении длительного времени обслуживание канализационной сети и насосов осуществляли ТСН «Благодатное» и ТСН «Благодатный», управляющие многоквартирными домами №№25,28, 28А, 30, 32, 34, 36,38 по 2 пер.Благодатному.

С УМУП «Ульяновскводоканал», являющимся гарантированным поставщиком услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории МО «г.Ульяновск», договоры транспортировки сточных вод и о пользовании вышеуказанными канализационными сетями не заключались. 

Однако УМУП «Ульяновскводоканал» оказывает помощь жителям домов по 2 пер.Благодатному, устраняя засоры и производя откачку сточных вод.

Разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что спорные сети водоснабжения и водоотведения являются бесхозяйным недвижимым имуществом.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

С учетом того, что централизованная система водоснабжения или водоотведения находится в ведении органа местного самоуправления и судом не установлены иные участники гражданского оборота, заявляющие свои права в отношении инженерных сетей, вывод суда о включении таковых в реестр муниципальной собственности является верным.

Как видно из материалов дела, отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанных объектов, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, затопления, угрозу санитарному благополучию жителям города.

При указанных обстоятельствах, в целях осуществления содержания и обслуживание сетей, суд обоснованно возложил обязанность на администрацию           г. Ульяновска по обеспечению надлежащего водоснабжения и водоотведения, по признанию сетей бесхозяйными, по признанию на них права муниципальной собственности.

Доводы апелляционных жалоб о том, что спорный участок сети водоснабжения в муниципальную собственность не передавался, а меры по постановке его на учет как бесхозяйного имущества не произведены из-за отсутствия надлежащего технического состояния, не опровергают выводы суда.

Системное толкование вышеприведенных положений законов позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления. В данном случае судом первой инстанции такая обязанность верно возложена на администрацию г. Ульяновска.

Вопреки доводам жалоб, водопроводные сети в силу п. 10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к линейным объектам, поэтому в силу п.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недвижимым имуществом.

Оснований для привлечения собственников земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, являющихся жильцами этих домов и пользователями услуг по водоснабжению и водоотведению, у суда первой инстанции не имелось, поскольку их интересы в данном деле представляли ТСН «Благодатный» и ТСН «Благодатное». Кроме того, решение суда их права и интересы не нарушает, напротив, принято в их пользу, поскольку бесхозяйное содержание сетей может поставить под угрозу нормальное обеспечение водой жителей и водоотведение из их многоквартирных домов.

Судебная коллегия с учетом вышеприведенных обстоятельств приходит к выводу о том, что судом верно установлено незаконное бездействие администрации    г. Ульяновска, выраженное в ненадлежащей организации водоснабжения и водоотведения, в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного имущества спорного имущества.

Учитывая вышеизложенное, основания для отмены решения суда  отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска                                   от 30 июня 2022 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки        от 12 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы УМУП «Ульяновскводоканал», администрации муниципального образования «город Ульяновск» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23.12.2022.