Судебный акт
Об оспаривании ответа администраци по отказу в согласовании митинга
Документ от 13.12.2022, опубликован на сайте 27.12.2022 под номером 103692, 2-я гражданская, о признании незаконным решения органа местного самоуправления, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2022-003991-64

Судья Берхеева А.В.                                                                    Дело № 33а-5086/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     13 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской ЮА.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Димитровграда на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 августа 2022 года по делу №2а-2119/2022, по которому постановлено:

административный иск Шарафеева Камиля Дуфеновича удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ Администрации города Димитровграда «о проведении публичного мероприятия» от 19.08.2022 №02-11/117.

Обязать Администрацию города Димитровграда рассмотреть   уведомление о проведении митинга Шарафеева Камиля Дуфеновича от 16.08.2022  в установленном порядке с учетом выводов, указанных в решении суда.

В удовлетворении требования о понуждении согласовать проведение митинга отказать.

Взыскать с Администрации города Димитровграда в пользу Шарафеева Камиля Дуфеновича  государственную пошлину в размере 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации города Димитровграда Ульяновкой области – Мартель А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия 

 

установила:

 

Шарафеев К.Д. обратился в суд с административным иском к администрации города Димитровграда о признании ответа незаконным,  понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование требований указал, что 16.08.2022 им подано уведомление о проведении митинга в соответствии с Федеральным законом №54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». 19.08.2022 ему направлен ответ администрации города Димитровграда, в котором указано, что в уведомлении не указано ответственное лицо за организацию медицинской помощи. Также указано, что уведомление не соответствует требования Федерального закона №54-ФЗ, в связи с чем исключается возможность рассмотрения уведомления в установленном порядке, что влечет невозможность согласования митинга. С ответом не согласен, поскольку в абзаце 7 уведомления указаны формы и методы обеспечения общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания. В абзаце 9 уведомления указаны фамилия, имя и отчество лица, ответственного за медицинское обеспечение.

Просил признать ответ администрации г.Димитровграда от 19.08.2022  №02-11/117 незаконным.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Димитровграда не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Конституционный суд установил необходимость соблюдения баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц – с другой,  отвечающую целям эффективной государственной защиты прав и свобод всех лиц. Судом не учтены требования Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 20 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности». Так, пунктами 3, 3.2.1 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» именно на организатора возложена обязанность проводить на территории Ульяновской области массовые мероприятия, на которые не распространяется действие пункта 2 Указа, с учетом требований (рекомендаций) Роспотребнадзора, а также перед допуском в место проведения массового мероприятия обеспечить бесконтактную термометрию и обработку рук участников массового мероприятия дезинфицирующими средствами. Считает, что поскольку митинг предполагает пребывание в месте проведения неопределенного круга лиц, то обеспечение общественной безопасности и организация медицинской помощи с учетом вышеуказанных норм законодательства невозможны.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.08.2022 истец Шарафеев К.Д. подал в Администрацию города Димитровграда уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга. Согласно абзацу 7 Уведомления формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия  общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, указано, что медицинская помощь обеспечивается путем вызова скорой помощи и назначением ответственного за медицинское обеспечение. Также на месте проведения мероприятия будет находиться медицинская аптечка. Согласно абзацу 9 Уведомления фамилия, имя и отчество уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, в том числе обеспечение общественного порядка, медицинское обеспечение: Шарафеев К.Д. Указан его адрес и телефон.

19.08.2022 администрация города Димитровграда направила Шарафееву К.Д. письмо  «О проведении публичного мероприятия» в котором  указано, что  в  уведомлении от 16.08.2022  ответственное лицо за организацию медицинской помощи не указано. Таким образом, уведомление не соответствует требованиям вышеуказанного Федерального закона, поскольку указанные в нем формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи не отвечает в полной мере требованиям поддержания безопасности правопорядка при проведении публичного мероприятия. В связи с этим исключается возможность рассмотрения уведомления в установленном порядке, что в свою очередь влечет за собой невозможность согласовать заявленное публичное мероприятие.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск Шарафеева К.Д., суд первой инстанции исходил из того, что поданное Шарафеевым К.Д. уведомление от 16.08.2022  в полной мере соответствует требованиям закона, а организация медицинской помощи и санитарного обслуживания на планируемом публичном мероприятии, возлагается, в том числе на орган местного самоуправления.

С такими выводами городского суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны без учета взаимосвязанных положений законодательства, нормы которого регулируют рассматриваемые правоотношения.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым предусмотрен порядок организации и проведения публичных мероприятий.

Законом о митингах, которым предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий в Российской Федерации. Одной из форм проведения публичного мероприятия в соответствии со статьей 2 названного Закона является митинг.

Под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункт 7 статьи 2 Закона о митингах).

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) организатор публичного мероприятия обязан информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5 Закона о митингах).

Частью 3 ст.7 Закона о митингах установлено, что в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются, помимо прочего, лицо, ответственное за организацию медицинской помощи, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия.

Согласно абзаца 7 Уведомления указано, что лицом, ответственным за медицинское обеспечение является Шарафеев К.Д., указан его адрес и телефон (л.д.7).

Формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка в уведомлении не были указаны.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от  18.06.2019 №24-П, указание в уведомлении о проведении публичного мероприятия форм и методов обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи при его проведении, не отвечающих, по мнению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), требованиям названного Федерального закона, ни при каких обстоятельствах не может освобождать соответствующий орган от рассмотрения поданного уведомления, по результатам которого он обязан направить организатору публичного мероприятия мотивированные (обоснованные) предложения об изменении (дополнении, уточнении) таких форм и методов и в случае принятия организатором этих предложений - не препятствовать проведению заявленного публичного мероприятия.

На момент подачи Шарафеевым К.Д. уведомления о проведении публичного мероприятия – 16.08.2022 действовал Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности».

В соответствии с данным Указом введен режим повышенной готовности в связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции, в связи с чем, до особого указания приостановлено проведение на территории Ульяновской области  зрелищных, развлекательных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, рекламных, публичных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия), а также оказание соответствующих услуг, посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения массовых мероприятий (оказания услуг).

Указом предусмотрено, что ограничения не распространяются, в том числе, на проведение публичных мероприятий, которые проводятся на территориях единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Ульяновской области.

На организатора возложена обязанность проводить на территории Ульяновской области массовые мероприятия, на которые не распространяется действие пункта 2 настоящего указа, с учетом требований (рекомендаций) Роспотребнадзора, а также перед допуском в место проведения массового мероприятия обеспечить бесконтактную термометрию и обработку рук участников массового мероприятия дезинфицирующими средствами.

В тоже время митинг предполагает пребывание в месте проведения неопределенного круга лиц. Что само по себе делает невозможным для организатора публичного мероприятия исполнение функций ответственного за общественную безопасность, медицинское обеспечение в рамках своих полномочий.

Таким образом с учетом требований Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19, возложение медицинского обеспечения на организатора мероприятия не представляется возможным.

Данные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

В силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Исходя из данной нормы процессуального права и ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит лишь нарушенное право.

Таким образом, в суде может быть оспорено не любое действие или бездействие, а лишь то, которое нарушает конкретные права и законные интересы лица, обратившегося за их защитой.

Таким образом,  оспариваемый ответ администрации от 19.08.2022 не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов административного истца, отказа в согласовании заявленного публичного мероприятия не содержит.

Несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, а также неприменение  закона, подлежащего применению, в силу ст.310 КАС РФ являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Шарафеева К.Д.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от           29 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Шарафеева Камиля Дуфеновича к администрации города Димитровграда о признании ответа от 19 августа 2022 года незаконным отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи