Судебный акт
Взыскание пособия
Документ от 13.12.2022, опубликован на сайте 30.12.2022 под номером 103680, 2-я гражданская, о признании отказа в выплате недополученного пособия по беременности и родам незаконным, обязании произвести доплату пособия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2022-005220-20            

Судья Алексеева Е.В.                                                                     Дело № 33-5031/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            13 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 августа 2022 года, по гражданскому делу №2-3751/2022, по которому постановлено:

исковые требования Ковдря Юлии Андреевны к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации   о признании отказа  незаконным,   взыскании  недополученного пособия - удовлетворить.  

Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  в выплате Ковдря Юлии Андреевне недополученного пособия по беременности и родам за период с 03.06.2022 по 20.10.2022 в сумме 35 162 руб. 40 коп.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ковдря Юлии Андреевны  недополученное      пособие по беременности и родам за период с 03.06.2022 по 20.10.2022  в сумме 35 162 руб. 40 коп., расходы по государственной пошлине в суме 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ковдря Ю.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации   о признании отказа  незаконным,   взыскании  недополученного пособия.

Требования мотивировала тем, что она с 01.05.2013  состоит в трудовых отношениях с ***) в должности ***,   работает в режиме неполного рабочего времени (на 0,5 ставки). 03.06.2022 она обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении ей отпуска по беременности и родам, с 03.06.2022 по 20.10.2022 (140 дней), согласно листа нетрудоспособности. Приказом работодателя данный отпуск ей был предоставлен. 07.06.2022 ответчик выплатил ей пособие по беременности и родам за указанный период времени в сумме 35 162 руб. 40 коп., недоплатив при этом  35 162 руб. 40 коп. С размером выплаченного пособия она не согласна, поскольку  он противоречит законодательным нормам.

Просила взыскать с ответчика в свою пользу недополученное пособие в указанном размере  35 162 руб. 40 коп. за период с 03.06.2022 по 20.10.2022, признав отказ ответчика в выплате его в полном размере незаконном, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что Положение Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 №375 «Об утверждении положения  об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», на которое ссылается суд, утратило силу с 01.01.2022, а страховой случай наступил 03.06.2022. Указывает, что средний заработок Ковдря Ю.А., рассчитанный за 2020 – 2021 годы, в расчете на полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, при расчете пособия по беременности и родам он принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Пособие по беременности и родам, исчисленное из МРОТ при условии работы на 0,5 ставки на момент страхового случая составило 35 162 руб. 40 коп. Ковдря Ю.А. фактически исполняла трудовые обязанности на условиях неполного рабочего времени – 0,5 ставки, что свидетельствует об отсутствии страхового риска в виде утраты заработка на 1 ставку, который является обязательным условием для назначения и выплаты указанного пособия, призванного компенсировать временно утраченный заработок, составляющий в данном случае – 50%. Считает, что у регионального отделения отсутствует право в перерасчете пособия по беременности и родам Ковдря Ю.А. по листкам нетрудоспособности от 03.06.2022 и от 08.08.2022 из МРОТ с учетом ставки 1,00.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения в системе обязательного социального страхования в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ), определяют правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии со ст.ст.2 и 2.1 Закона № 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане, работающие по трудовым договорам и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховое обеспечение в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255-ФЗ, является направленной на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязанностью Фонда социального страхования как страховщика является  осуществление контроля  за соблюдением страхователями законодательства  РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате страхового  обеспечения застрахованным   лицам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ковдря Ю.А. состоит в трудовых отношениях с *** в должности ***  ( на 0,5 ставки)  с   01.05.2013  года по настоящее время.

На период с  03.06.2022  года по 20.10.2022 года  ей  предоставлен отпуск по беременности и родам, что подтверждается приказом работодателя от  03.06.2022 года №1.

Размер пособия согласно представленным данным определён  ответчиком 35 162, 40 руб.

Истица, не согласившись с размером выплаченного ей пособия беременности и родам, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об  удовлетворении требований Ковдря Ю.А.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, учитывается средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (расчетный период).

В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 года № 1540 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Данное Положение разработано в соответствии со статьей 14 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 7 настоящего Положения (далее - расчетный период) (пункт 5 Положения).

В случае если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (пункт 7 Положения).

В силу пункта 8 указанного Положения, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 5 и 7 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть менее минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно пункту 11 Положения во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 12 Положения средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления заработка, начисленного за расчетный период, на 730.

В случаях, указанных в пункте 8 настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов (для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, - пропорционально продолжительности рабочего времени), увеличенного в 24 раза, путем его деления на 730 (пункт 14 Положения).

Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.

Средний дневной заработок, используемый в расчете пособия по беременности и родам в любом случае не должен быть меньше среднего дневного заработка, исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда.

Указанное  не было учтено ответчиком при определении размера пособия по беременности  и родам, подлежащего выплате истице.

Размер недополученного истицей пособия составляет 35 162, 40 руб.,  указанная денежная сумма должна быть взыскана с ответчика в пользу  истицы в судебном порядке, поскольку ответчик  отказал истице в ее выплате  письмом от 23.06.2022 года,  направленном   в качестве ответа на претензию истицы.

С 01.06.2022 года МРОТ  составляет  15 279 руб. х 24 мес./730= 502, 32 руб. х 140 дней – 35 162, 40 руб.

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно взыскал с ГУ УРО ФСС в пользу Ковдря Ю.А. указанную сумму. 

Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с принятым решением, основаны на неверном толковании и применении норм материального права,   не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемого судебного  акта и не влекут его отмену.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 №375 «Об утверждении положения  об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»,  утратило силу с 01.01.2022, не влечет отмену решения суда.

11.09.2021 постановлением Правительства Российской Федерации №1540 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С учетом изложенного, решение суда по существу заявленных Ковдря Ю.А. требований является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 декабря 2022 года.