У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0024-01-2022-000722-73
Судья Трубачёва И.Г.
Дело № 33а-5429/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13 декабря 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области, общества с ограниченной
ответственностью «Горкомхоз» на решение Ульяновского районного суда Ульяновской
области от 25 августа 2022 года, по делу № 2а-1-477/2022, по которому
постановлено:
исковые требования
прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие МУ «Администрация муниципального образования «Ульяновский район»
Ульяновской области по выполнению работы по внесению в реестр мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район»
дополнительного места накопления твердых коммунальных отходов не более чем в
100 метрах от дома 19 по ул. Зеленая в
р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с
нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21.
Возложить на МУ
«Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской
области обязанность выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район»
дополнительных мест накопления твердых коммунальных отходов не более чем в 100
метрах от дома 19 по ул.Зеленая в
р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с
нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21 в
срок до 01 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения
представителя администрации муниципального образования «Ульяновский район»
Ульяновской области – Новичковой Т.Б., поддержавшей доводы апелляционных жалоб,
возражения прокурора Матвеева Н.С., полагавшего решение суда не подлежащим
отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор
Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с административным
иском в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании бездействия
незаконным, обязании выполнить работы по внесению в реестр мест (площадок)
накопления твердых бытовых отходов.
В обоснование
административного иска указав, что в ходе
проведенной прокуратурой Ульяновского района проверки выявлены нарушения
требований ст.15 Федерального
закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ),
регламентирующих организацию
мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах
муниципального образования и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В ходе проверки
установлено, что от дома №19 по ул. Зеленая в р.п.
Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов на территории МО
«Ульяновский район» ближайшие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов расположены более
чем в 100 метрах. В связи с существенными нарушениями
санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются
условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на
здоровье населения р.п.Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области,
создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных
заболеваний.
18.04.2022
прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области в адрес главы
администрации МО «Ульяновский район» внесено представление об устранении
нарушений закона, по результатам рассмотрения которого администрацией МО
«Ульяновский район» нарушения не устранены.
Просил признать
незаконным бездействие МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской
области по выполнению работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район»
дополнительного места накопления твердых коммунальных отходов не более чем в
100 метрах от дома №19 по ул. Зеленая в р.п.Ишеевка Ульяновского района
Ульяновской области в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологического
законодательства СанПин 2.1.3684-21.
Возложить на МУ
«Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность выполнить
работы по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов на территории МО «Ульяновский район» дополнительных мест накопления
твердых коммунальных отходов не более чем в 100 метрах от дома №19 по ул.
Зеленая в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области в соответствии с
нормами санитарно-эпидемиологического законодательства СанПин 2.1.3684-21.
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Горкомхоз» (региональный оператор
по сбору ТКО).
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционных
жалобах администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, ООО
«Горкомхоз» не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять по
делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых
требований.
Администрация МО
«Ульяновский район» Ульяновской области в обоснование жалобы указывает, что
постановлением администрации МО «Ульяновский район» от 22.08.2022 №1097 внесены
изменения в постановление администрации МО «Ульяновский район» от 11.02.2019
№155, по внесению в реестр мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов,
а именно в реестр включена ул.Зеленая р.п.Ишеевка. Указывает, что
административный истец не представил суду доказательств материалов проверки.
Кроме того, указывает, что прокуратура обращается в интересах А***, а не в
интересах неопределенного круга лиц. Отмечает, что судом первой инстанции не
выяснен вопрос о том, сколько домов находится на расстоянии более, чем 100
метров от этого дома. Обращает внимание, что жалоб от граждан проживающих по
ул.Зеленая р.п.Ишеевка в адрес администрации не поступало.
ООО «Горкомхоз» в
обоснование жалобы ссылается на п.6 постановления Правительства от 31.08.2018
№1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов и ведения их реестра», из которого усматривается
необходимость получения согласования в уполномоченном органе исполнительной
власти. В данном случае согласование в уполномоченном органе исполнительной
власти не получено. Кроме того, материалами дела установлено, что расстояние от
жилых домов по ул.Зеленая р.п.Ишеевка до проезжей части составляет от 4 до 7
метров, следовательно, поскольку место накопления размещается не на проезжей
части, а на прилегающем участке, то расстояние от жилого дома до планируемого к
размещению места накопления составит менее установленного (от 2-5 метров), что
противоречит п.4 СанПин 2.1.3684-21.
Указывает, что на
основании п.17 постановления Правительства от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении
Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
и ведения их реестра» информация о планируемых к размещению мест накопления и
контейнерах должна формироваться с учетом предложений регионального оператора
по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки)
накопления ТКО. Региональный оператор ООО «Горкомхоз» отклонил предложение о
предполагаемом месте размещения контейнерной площадки, в связи с отсутствием
транспортной доступностью (узкая проезжая часть дороги, грунтовая поверхность
дороги, отсутствие места для разворота спецтехники, близкое расположение домов
к проезжей части).
Также отмечает, что
санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21 введены в действие с 01.03.2021,
соответственно, расстояния установленные данным СанПин должны соблюдаться лишь
при новом строительстве, проектировании или реконструкции зданий, строений. К
уже построенным зданиям и строениям данные положения не применяются. Обращает
внимание, что территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области
установлен расчет минимального нормативного количества контейнеров. Для
р.п.Ишеевка минимальное количество контейнеров, исходя из количества жителей и
частоты вывоза в неделю, составляет 105 контейнеров. Вместе с тем, в
р.п.Ишеевка уже установлено 207 контейнеров, что свидетельствует о превышении
норматива накопления в 2 раза.
Представитель ООО
«Горкомхоз» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен
надлежащим образом о рассмотрении дела.
Судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции рассматривает
административное дело в полном
объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1 ст.308 КАС
РФ).
Проверив материалы дела в полном объеме,
обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в
суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст.
227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых
решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое
решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы
административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному
правовому акту.
Удовлетворяя исковые
требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов
неопределенного круга лиц, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе
проверки, проведенной прокуратурой района, выявлено, что от дома №19 по
ул.Зеленая в р.п.Ишеевка Ульяновского района
Ульяновской области в соответствии с реестром
мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ульяновский район» ближайшие места
(площадки) накопления твердых
коммунальных отходов расположены более чем в 100 метрах. а административным
ответчиком меры по определению дополнительных мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов по ул.Зеленая в р.п.Ишеевка Ульяновского района
Ульяновской области не принимались.
С данными выводами
районного суда судебная коллегия согласиться, поскольку они сделаны без учета
всех в совокупности норм действующего законодательства, регулирующих
рассматриваемые правоотношения.
Так, в соответствии с требованиями ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать
обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или
возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по
административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При этом обязанность
доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций
и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное
лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также
подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким
административным делам прокурор, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и
законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязан
доказывать незаконность оспариваемых действий (бездействия), но обязан:
1) указывать, каким
нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения,
действия (бездействие);
2) подтверждать
сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим
разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением,
действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и
законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо
возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные
факты, на которые прокурор ссылается как на основания своих требований (ч.2
ст.62 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, прокурор Ульяновского района
Ульяновской области, обращаясь в суд с настоящим иском, в подтверждение
заявленных требований представил Постановление администрации МО «Ульяновский
район» от 11.02.2019 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов» №155, представление от 18.04.2022, внесенное главе МО
«Ульяновский район», Постановления администрации МО «Ульяновский район» от
18.07.2022 и от 06.07.2022 о внесении изменений в Постановление администрации
МО «Ульяновский район» от 11.02.2019 «Об утверждении реестра мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов» №155, ответ на представление, ответ на
обращение А*** И.Б., ответ на запрос прокуратуры от 30.03.2022.
Таким образом,
прокурор установил изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства,
без проведения проверки по указанному в иске адресу, соответствующих замеров и
составления акта.
Районный суд с этим
согласился.
В ходе рассмотрения
дела в районном суде прокурором не было заявлено каких-либо ходатайств об
истребовании дополнительных доказательств, привлечении специалиста в целях
подтверждения доводов административного иска.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 22
Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору,
накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья
населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с
санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Накопление отходов
допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих
требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места
(площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать
требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1
настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами,
утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.ч. 1, 3, 4 ст.13.4 Федерального
закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Действительно, согласно п.3 СанПин 2.1.3684-21 на территориях сельских поселений в
соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть
обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов
или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с
автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные
площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо
от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь,
твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и
дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение
распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от
контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов,
индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и
игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не
более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных
пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15
метров.
По мнению прокурора,
с которым согласился суд первой инстанции, мусорный контейнер должен быть
установлен на улице Зеленая в р.п. Ишеевка каждые 100 м, а ближайший мусорный
контейнер от дома А*** - №19 по ул.Зеленая расположен на расстоянии,
превышающим 100 метров.
Между тем, такой вывод сделан без
необходимой взаимосвязи с нормами закона, регулирующими область обращения с
отходами в части установленных правил и нормативов их накопления.
В соответствии с п.2 ст.24.10 Федерального
закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы
накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления
поселения или городского округа.
Согласно п. 13,
14
Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 04.04.2016 №269 норматив определяется исходя из данных о
массе и объеме отходов, и выражается в количественных показателях массы и
объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные
единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Объем, исчисленный для всего места накопления
отходов в целом, распределяется в зависимости от используемой расчетной единицы
(пропорционально числу проживающих в помещении к расчетному числу граждан,
использующих место накопления ТКО, либо пропорционально площади жилого
помещения к общей площади помещений).
Приказом Министерства развития конкуренции и
экономики Ульяновской области от 29.06.2017 №06-77 утверждены нормативы
накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в год для категорий
объектов и количественных показателей объема на одну расчетную единицу. Пунктом 1.1
приложения к приказу нормативы накопления ТКО в год на территории
Ульяновской области для многоквартирных домов в количественных показателях
объема составили 2,30 куб. м на одного проживающего, в индивидуальных жилых
домах – 2,33 куб. м, соответственно.
Несмотря на это, судом первой инстанции не
была установлена численность и плотность населения по ул.Зеленая в р.п.Ишеевка,
типы домов, расположенных на ней (многоквартирные или индивидуальные), и как
следствие, необходимость и целесообразность увеличения числа мест размещения
ТКО по указанному адресу.
Исходя из
утвержденного административным ответчиком перечня контейнерных площадок для
сбора ТКО на территории Ульяновского района Ульяновской области, а также
информации регионального оператора по обращению с ТКО – ООО «Горкомхоз», количество установленных в р.п. Ишеевка контейнеров
для сбора мусора превышает установленный норматив в 2 раза.
Административным истцом такие сведения не
опровергнуты.
По мнению судебной
коллегии, прокурором в нарушение положений ст.62 КАС РФ не подтверждены факты,
на которые он ссылается как на основания своих требований.
Равно как не
подтверждены сведения о том, что оспариваемым действием (бездействием)
администрации МО «Ульяновский район» нарушены или могут быть нарушены права,
свободы и законные интересы неопределенного круга лиц либо возникла реальная
угроза их нарушения.
В силу ч.1 ст.39
КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в
защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или
интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов
гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных
правоотношений, может быть подано прокурором только в случае,
если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим
уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как видно из
материалов дела, и не оспаривалось прокурором Матвеевым Н.С. в настоящем
судебном заседании, кроме семьи А***, к прокурору с заявлениями относительно
контейнерных площадок для сбора ТКО другие жители р.п. Ишеевка не обращались.
Из содержания
обращения А*** Д.А. (л.д.27) следует, что она не согласна с начислениями платы
за ТКО, поскольку на ее улице не имеется мусорного контейнера.
Доказательств того,
что А*** Д.А. просила прокурора обратиться в суд в ее интересах ввиду того, что
по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным
причинам не может сама обратиться в суд, в деле не имеется.
Недоказанность установленных судом первой
инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также
неприменение закона, подлежащего
применении, в силу ст.310 КАС РФ являются основанием для отмены решения суда
первой инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, оспариваемое
нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового
решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 25 августа
2022 года отменить, принять по делу новое решение которым административное
исковое заявление прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах
неопределенного круга лиц к МУ «Администрация муниципального образования
«Ульяновский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным,
возложении обязанности по выполнению работы по внесению в реестр мест
(площадок) накопления твердых бытовых отходов оставить без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи