Судебный акт
О признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести работы по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов.
Документ от 06.12.2022, опубликован на сайте 26.12.2022 под номером 103647, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2022-004936-43

Судья Саенко Е.Н.                                                                             Дело №33а-5062/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           6 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 26 июля 2022 года по делу №2а-2586/2022, по которому постановлено:

административный иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска по  неисполнению возложенных на нее обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по адресам:   ул.Александра Невского, д.2а (ОГКОУ «Школа-интернат №16»), ул.Севастопольская, д.14 (МБОУ «Гимназия №34»), ул.Доватора, 15а (МБОУ «СШ №49»), ул.Орская, д.2а (МБОУ «СШ №49»), ул.Автозаводская (МБОУ «СШ №49»), ул.Октябрьская, д.16 (МБОУ «СШ №37»), ул.Аблукова, д.23 («Кадетская школа №7»), ул.Артема, д.8 (МБОУ «СШ №51»), ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им.А.В.Варламова»), ул.Стасова, д.16 (МБОУ «СШ №53»), ул.Терешковой, д.6 (МБОУ «СОШ №52»), ул.Доватора, д.15, ул.Доватора, д.3а, ул.Ефремова, д.12, пересечение улиц Автозаводская-Достоевского, ул.Достоевского, д.14, ул.50-лет ВЛКСМ, д.5б, ул.50-лет ВЛКСМ, д.8е, ул.Полбина, д.59, ул.Полбина, д.48а, ул.Аблукова, д.2 (Аквамолл), ул.Пушкарева, д.32.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по оборудованию ограничивающими пешеходными ограждениями пешеходных переходов, проходящих вдоль детских учреждений по адресам: ул.Севастопольская, д.14 (МБОУ «Гимназия №34»), ул.Доватора, 15а (МБОУ «СШ №49»), ул.Орская, д.2а (МБОУ «СШ №49»), ул.Автозаводская (МБОУ «СШ №49»), ул.Октябрьская, д.16 (МБОУ «СШ №37»), ул.Аблукова, д.23 («Кадетская школа №7»), ул.Артема, д.8 (МБОУ «СШ №51»),   ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им. А.В.Варламова») в соответствии с требованием п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019; по нанесению дорожной горизонтальной разметки 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах по адресам:   ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им. А.В.Варламова»), ул.Достоевского, д.14, ул.50-лет ВЛКСМ, д.5б, ул.50-лет ВЛКСМ, д.8е, ул.Аблукова, д.2 (Аквамолл), в соответствии с требованием п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017; по установке светофора типа Т.7 на пешеходных переходах, проходящих вдоль детских учреждений по адресам: ул.Доватора, д.15а (МБОУ «СШ №49»),  ул.Орская, д.2а (МБОУ «СШ №49»), ул.Автозаводская (МБОУ «СШ №49»), ул.Октябрьская, д.16 (МБОУ «СШ №37»), ул.Аблукова, д.23 («Кадетская школа №7»), ул.Артема, д.8 (МБОУ «СШ №51»), ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им.А.В.Варламова») в соответствии с требованием п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019; по оборудованию искусственной дорожной неровностью пешеходных переходов, проходящих вдоль детских учреждений по адресам: ул.Аблукова, д.23 («Кадетская школа №7»), ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им.А.В.Варламова») в соответствии с требованием п.6.2. ГОСТ Р 52605-2006; по оборудованию дублирующими дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах по адресам: ул.Аблукова, д.2 (Аквамолл), ул.Пушкарева, д.32, ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им. А.В.Варламова») в соответствии с требованием п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019; по оборудованию искусственным освещением пешеходного перехода по адресу: ул.Артема, д.8 (МБОУ «СШ №51») в соответствии с требованием п.4.9 ГОСТ 33176.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., судебная коллегия

установила:

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести работы по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного требования, проведенной прокуратурой района 12.04.2022 с привлечением специалиста центра дорожного и технического надзора, пропаганды БДД ГИБДД УМВД РФ по Ульяновской области, установлено, что администрацией города Ульяновска не выполняется обязанность по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, в том числе, расположенных вблизи дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и объектов социальной инфраструктуры в Засвияжском районе г.Ульяновска. Установлены многочисленные нарушения требований ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования».

Прокуратурой района Главе города Ульяновска Вавилину Д.А. 13.04.2022 внесено представление об устранении нарушений закона в области безопасности дорожного движения. Согласно полученному ответу администрации города Ульяновска (исх. №73-ИОМСУ-24.01/6249 от 18.05.2022) административный ответчик согласен с выявленными нарушениями, однако до настоящего времени меры к их устранению не приняты.

Установленные нарушения закона, допущенные при содержании пешеходных переходов, расположенных, в том числе, вблизи дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и объектов социальной инфраструктуры, угрожают безопасности дорожного движения в целом, а также создают реальную угрозу жизни и здоровью пешеходов, в том числе несовершеннолетних детей, водителей и других участников дорожного движения, число которых определить не представляется возможным.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по адресам: ул.Александра Невского, д.2а (ОГКОУ «Школа-интернат №16»); ул.Севастопольская, д.14 (МБОУ «Гимназия №34»); ул.Доватора, 15а (МБОУ «СШ №49»), ул.Орская, д.2а (МБОУ «СШ №49»); ул.Автозаводская (МБОУ «СШ №49»); ул.Октябрьская, д.16 (МБОУ «СШ №37»); ул.Аблукова, д.23 («Кадетская школа №7»); ул.Артема, д.8 (МБОУ «СШ №51»); ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им. А.В.Варламова»); ул.Стасова, д.16 (МБОУ «СШ №53»);  ул.Терешковой, д.6 (МБОУ «СОШ №52»); ул.Доватора, д.15; ул.Доватора, д.3а; ул.Ефремова, д.12; пересечение улиц Автозаводская-Достоевского; ул.Достоевского, д.14; ул.50-лет ВЛКСМ, д.5б; ул.50-лет ВЛКСМ, д.8е; ул.Полбина, д.59; ул.Полбина, д.48а; ул.Аблукова, д.2 (Аквамолл); ул.Пушкарева, д.32;

обязать администрацию города Ульяновска оборудовать ограничивающими пешеходными ограждениями пешеходные переходы, проходящие вдоль детских учреждений по адресам: ул.Александра Невского, д.2а (ОГКОУ «Школа-интернат №16»); ул.Севастопольская, д.14 (МБОУ «Гимназия №34»); ул.Доватора, 15а (МБОУ «СШ №49»), ул.Орская, д.2а (МБОУ «СШ №49»); ул.Автозаводская (МБОУ «СШ №49»); ул.Октябрьская, д.16 (МБОУ «СШ №37»); ул.Аблукова, д.23 («Кадетская школа №7»); ул.Артема, д.8 (МБОУ «СШ №51»); ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им. А.В.Варламова») в соответствии с требованием п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019;

обязать администрацию города Ульяновска нанести дорожную горизонтальную разметку 1.14.1 «Зебра» на пешеходных переходах по адресам: ул.Александра Невского, д.2а (ОГКОУ «Школа-интернат №16»); ул.Севастопольская, д.14 (МБОУ «Гимназия №34»); ул.Доватора, 15а (МБОУ «СШ №49»), ул.Орская, д.2а (МБОУ «СШ №49»); ул.Автозаводская (МБОУ «СШ №49»); ул.Стасова, д.16 (МБОУ «СШ №53»); ул.Октябрьская, д.16 (МБОУ «СШ №37»); ул.Терешковой, д.6 (МБОУ «СОШ №52»); ул.Аблукова, д.23 («Кадетская школа №7»); ул.Артема, д.8 (МБОУ «СШ №51»); ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им. А.В.Варламова»); ул.Доватора, д.15; ул.Доватора, д.3а; ул.Ефремова, д.12; пересечение улиц Автозаводская-Достоевского; ул.Достоевского, д.14; ул.50-лет ВЛКСМ, д.5б; ул.50-лет ВЛКСМ, д.8е; ул.Полбина, д.59; ул.Полбина, д.48а; ул.Аблукова, д.2 (Аквамолл); ул.Пушкарева, д.32; ул.Пушкарева, д.8, в соответствии с требованием п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

обязать администрацию города Ульяновска произвести установку светофора типа Т.7 на пешеходных переходах, проходящих вдоль детских учреждений по адресам: ул.Доватора, д.15а (МБОУ «СШ №49»);  ул.Орская, д.2а (МБОУ «СШ №49»); ул.Автозаводская (МБОУ «СШ №49»); ул.Октябрьская, д.16 (МБОУ «СШ №37»); ул.Аблукова, д.23 («Кадетская школа №7»); ул.Артема, д.8 (МБОУ «СШ №51»); ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств                          им. А.В.Варламова») в соответствии с требованием п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019;

обязать администрацию города Ульяновска оборудовать искусственной дорожной неровностью пешеходные переходы, проходящие вдоль детских учреждений по адресам: ул.Аблукова, д.23 («Кадетская школа №7»); ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им. А.В.Варламова») в соответствии с требованием п.6.2. ГОСТ Р 52605-2006; обязать администрацию города Ульяновска оборудовать дублирующими дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах по адресам: ул.Аблукова, д.2 (Аквамолл); ул.Пушкарева, д.32; ул.50-летия ВЛКСМ, д.19 (МБУДО «Детская школа искусств им. А.В.Варламова») в соответствии с требованием п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019;

обязать администрацию города Ульяновска оборудовать искусственным освещением пешеходный переход по адресу: ул.Артема, д.8 (МБОУ «СШ №51») в соответствии с требованием п.4.9 ГОСТ 33176.

Определением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 26.07.2022 принят отказ от иска прокурора от требований в части возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по оборудованию ограничивающими пешеходными ограждениями пешеходный переход по адресу: ул.Александра Невского, д.2а, а также обязанности по нанесению горизонтальной разметки 1.14.1 «Зебра» по адресам: ул.Александра Невского, д.2а, ул.Севастопольская, д.14, ул.Доватора, 15а, ул.Орская, д.2а, ул.Автозаводская, ул.Стасова, д.16, ул.Октябрьская, д.16, ул.Терешковой, д.6, ул.Аблукова, д.23, ул.Артема, д.8, ул.Доватора, д.15 и д.3а, ул.Ефремова, д.12, пересечение улиц Автозаводская-Достоевского, ул.Полбина, д.59 и д.48а, ул.Пушкарева, д.32 и д.8 в связи с добровольным удовлетворением административным ответчиком данных требований.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МУП «Правый берег».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер и используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

В связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска финансированием не обеспечена.

Администрацией города Ульяновска по вопросу выделения дополнительного финансирования на выполнение мероприятий по безопасности дорожного движения, в том числе по объектам указанным в административном иске прокурора, направлялись обращения в адрес Ульяновской Городской Думы о необходимости внесения изменений в бюджет города. Однако дополнительное финансирование на указанные цели не было доведено до администрации города.

Таким образом, в действиях администрации города Ульяновска отсутствует факт бездействия в непринятии мер по безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Возможность выполнения указанных мероприятий будет рассмотрена при условии дополнительного финансирования данной статьи затрат на 2023-2024 годы.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подп.5 п.1 ст.14, подп.5 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу требований ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как установлено судом, заявленные в административном иске автомобильные дороги находятся на территории муниципального образования «город Ульяновск» и числятся в реестре муниципальной собственности.

Проведенной прокуратурой проверкой соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации на территории муниципального образования «город Ульяновск» установлено невыполнение административным ответчиком обязанности по надлежащему содержанию (оборудованию) пешеходных переходов, в том числе, расположенных вблизи дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и объектов социальной инфраструктуры в Засвияжском районе г.Ульяновска. Установлены многочисленные нарушения требований ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования».

Факт несоблюдения администрацией города Ульяновска законодательства о безопасности дорожного движения и защите прав несовершеннолетних, а также ненадлежащего исполнения возложенной на нее обязанности по содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения нашел своё подтверждение в ходе рассмотрения дела. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц г.Ульяновска от 12.04.2022, составленном прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска.

Надлежаще оценив представленные в дело доказательства, верно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении возложенной на него обязанности по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии пешеходных переходов, расположенных по указанным прокурором в административном иске адресам, влечет нарушение прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью пешеходов, в том числе несовершеннолетних детей, водителей и других участников дорожного движения.

Поскольку обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения отнесена в силу закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования к администрации города Ульяновска, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск», наделённым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Довод администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе о недостаточности финансирования не освобождает административного ответчика от возложенной на него обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в силу чего судом обоснованно удовлетворены требования административного истца, направленные на приведение в соответствие с нормативными требованиями пешеходных переходов на улицах города Ульяновска.

Принятое по делу решение является по существу правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для  удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 26 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.12.2022.