Судебный акт
Оспаривание постановления муниципального образования
Документ от 29.11.2022, опубликован на сайте 22.12.2022 под номером 103633, 2-я гражданская, о признании незаконным действий и признании недействительным решения по включению в список участников подпрограммы, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0021-02-2022-000310-60          

Судья Зинин А.Н.                                                                     Дело № 33-4858/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    29 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда  Ульяновской области от 17 августа 2022 года, по гражданскому делу №2-2-179/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, удовлетворить.

Признать действия администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области по включению семьи Ярдаевых в список участников мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области» незаконными.

Признать недействительным свидетельство № 73/1053 от 22.10.1021 о предоставлении социальной выплаты в размере 756 000 руб. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства.

Взыскать с администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в пользу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области денежные средства в сумме 567 287 руб. 40 коп. из них в бюджет Российской Федерации в размере 241 070 руб. 18 коп., в бюджет Ульяновской области в размере 326 217 руб. 22 коп., выплаченные семье Ярдаевых в составе социальной выплаты с нарушением условий подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области».

В удовлетворении исковых требований к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области № 24 от 23.03.2017 «О принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» с даты приобретения Ярдаевой Екатерины Сергеевны права собственности на квартиру, расположенную по адресу: *** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Прокофьевой Н.О., представителя Счетной палаты Ульяновской области Сачкова В.А., представителя муниципального учреждения администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области Горячкиной Е.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее - Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области) обратилось в суд с иском, уточненным в ходе судебного заседания, к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области о признании действий незаконными, признании постановления недействительным и взыскании денежных средств.

Требования мотивированы тем, что Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области является ответственным исполнителем мероприятия «Предоставление субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с предоставлением социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений» основного мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями граждан относящихся к категориям, установленным законодательством». Между администрацией МО «Тереньгульский район» и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области 12.02.2021 заключено соглашение №73648000-1-2021-005 о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету.

В ходе проведенного Счетной палатой Ульяновской области контрольного мероприятия в отношении Администрации МО «Тереньгульский район» было выявлено нарушение реализации условий вышеназванной программы, а именно, участнику мероприятия было выплачено в качестве социальной выплаты (субсидии) 756 000 руб., несмотря на то, что на каждого члена семьи Ярдаевой Е.С. приходилось больше учетной нормы площади жилого помещения установленной в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На момент получения социальной выплаты семья Ярдаевой Е.С. имела в пользовании жилое помещение, предоставленное собственником по адресу: *** с количеством зарегистрированных 7 человек (с учетом родителей), а так же квартиру по адресу: ***

Таким образом, администрацией муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области была неправомерно предоставлена социальная выплата семье Ярдаевой Е.С. в сумме 756 000 руб., что привело к нецелевому использованию бюджетных средств.

Просили суд признать недействительным постановление Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области от 23.03.2017 года № 24 «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма» с даты приобретения Ярдаевой Е.С. права собственности на квартиру, расположенную по адресу ***; признать действия администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области по включению семьи Ярдаевых в список участников мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области» незаконными; признать недействительным свидетельство № 73/1053 от 22.10.1021 года о предоставлении социальной выплаты в размере 756 000 руб. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства; взыскать из бюджета администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в областной бюджет Ульяновской области денежные средства в сумме 567 287 руб. 40 коп. в том числе средства федерального бюджета в размере 241 070 руб. 18 коп., и средства областного бюджета Ульяновской области в размере 326 217 руб. 22 коп., выплаченные администрацией муниципального образования «Тереньгульский район» семье Ярдаевых в составе социальной выплаты с нарушением условий подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» и статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить в части отказа в признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области № 24 от 23.03.2017 «О принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» с даты приобретения Ярдаевой Е.С. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***

В обоснование доводов жалобы считает решение суда в части неудовлетворенных требований незаконным и необоснованным.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что приобретение квартиры и изменение статуса нуждаемости и обеспеченности в дальнейшем не может служить основанием для признания постановления недействительным, поскольку существует другой порядок, предусмотренный для осуществления учета граждан в качестве нуждающихся, предусмотренный Законом Ульяновской области от 06.05.2006 №49-ЗО (п. 4 ст.4). Указывает, что данный порядок нарушался семьей Ярдаевой Е.С., которая сразу же после признания их нуждающимися, приобретает квартиру и не сообщают об этом в нарушение п.2 ст.2 Закона №49-ЗО. Полагает, что действие оспариваемого постановления администрации должно было прекратиться с даты приобретения Ярдаевыми права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  администрация МО «Тереньгульский район» и Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области 12.02.2021 заключили соглашение №73648000-1-2021-005 о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ  местному бюджету. Предметом соглашения является предоставление из бюджета Ульяновской области в 2021-2023 годах, бюджету МО «Тереньгульский район» субсидий на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.

Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 № 118 полномочия Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области были переданы Министерству ЖКХ и строительства Ульяновской области.

Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от 31.12.2020 №581 утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район» на 2021-2024 годы».

В соответствии с решениями совета депутатов МО «Тереньгульский район» Ульяновской области №54/78 от 27.10.2016, №27/35 от 29.10.2020 администрации МО «Белогорское сельское поселение» от администрации МО «Тереньгульский район» переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями на 2017, 2021 годы.

Как следует из соглашения о передаче администрации муниципального образования «Белогорское сельское поселение» части полномочий администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями от 02.12.2020, администрация района, передает администрации поселения часть полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, а именно признания граждан малоимущими, признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а так же установление и ведение очередности граждан нуждающихся в жилых помещениях (ст.1 п.1.1 соглашения).

Из протокола заседания жилищной комиссии МО «Белогорское сельское послание» Тереньгульского района Ульяновской области от 23.03.2017, следует, что комиссией было рассмотрено заявление Ярдаевой Е.С. и пакет документов о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район». Комиссией было установлено, что Ярдаева Е.С. собственного жилья не имеет, проживает совместно с мужем и двумя несовершеннолетними детьми по адресу: *** При этом, общая площадь дома 48,18 кв.м, на которой зарегистрировано 6 человек, не соответствует учетной норме, в связи с чем было предложено признать Ярдаеву Е.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением главы администрации МО «Белогорское сельское поселение» №24 от 23.03.2017 Ярдаева Е.С., проживающая в *** принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Из материалов дела также следует, что 22.10.2021 Ярдаева Е.С. обратилась с заявлением к главе администрации МО «Тереньгульский район» о включении ее в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район».

К указанному заявлению Ярдаевой Е.С. были  приложены в том числе: справка №125 от 14.05.2021, выданная Ярдаевой Е.С. о том, что она и члены ее семьи проживают по адресу: ***; справка №341 от 2021 года, выданная главой администрации МО «Белогорское сельское поселение», согласно которой Ярдаева Е.С. с составом семьи: муж и трое детей, первично принятые на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий 23.03.2017 года, по состоянию на 01.10.2021 продолжают быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий; выписка из ЕГРПН, согласно которой семье Ярдаевых на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу: *** а так же копия договора купли продажи от 28.04.2017 года о покупке указной квартиры.

22.10.2021 МУ администрацией МО «Тереньгульский район» Ульяновской области семье Ярдаевых в составе: супруга Ярдаева А.А., супруги Ярдаевой Е.С., детей С*** Ю.С., Я*** С.А., Я*** В.А., было выдано свидетельство № 73/1053 о предоставлении социальной выплаты в размере 756 000 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Ульяновской области, которым удостоверялось, что молодая семья Ярдаевых является участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Денежные средства социальной выплаты в размере 756 000 рублей были перечислены на банковский счет Ярдаева А.А., открытый для зачисления социальной выплаты, что подтверждается копией договора банковского счета для обслуживания целевых жилищных программ от 08.11.2021, заключенного ПАО Сбербанк с Ярдаевым А.А., и платежным поручением №817534 от 21.12.2021.

Средства указанной выше социальной выплаты были направлены на приобретение семьей Ярдаевой Е.С. жилого дома по адресу: ***,  согласно договору купли-продажи от 10.12.2021, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись государственной регистрации от 14.12.2021.

Таким образом, после покупки квартиры по адресу: *** с учетом использования семьей Ярдаевой Е.С. жилого помещения по адресу регистрации***, площадью 48,2 кв.м, семья перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С учетом общего количества зарегистрированных лиц в жилом доме по адресу: ***, на семью Ярдаевых приходится 34,4 кв.м общей площади (48,2 кв.м : 7 х 5). Суммарная площадь всех жилых помещений, право пользования которыми имеют члены семьи Ярдаевых, составляет 75,6 кв.м (34,4 кв.м + 41,2 кв.м квартира в г. Ульяновске). Таким образом, на одного члена семьи Ярдаевых в момент выдачи субсидии приходилось 15,1 кв.м (75,6 кв.м : 5 чел.), что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в МО «Белогорское сельское поселение» решением Совета депутатов МО «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области №23/83 от 19.12.2006, которая составляет 12 кв.м.

Так как семья Ярдаевых в случае надлежащего учета администрацией муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района, должна была  быть снята с учета, то и участвовать в программе «Обеспечение жильем молодых семей» МО «Тереньгульский район» на 2021-2024 годы» она не могла.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области принимая решение о выдаче субсидии, не проверила нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

Таким образом, администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в нарушение условий вышеуказанных программ по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений, выдала свидетельство № 73/1053 от 22.10.1021  о предоставлении социальной выплаты в размере 756 000 руб. на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями  ст. 1064 Гражданского кодекса РФ пришел к правомерному выводу, об удовлетворении  исковых требований о признании действий администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области по включению семьи Ярдаевых в список участников мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области» незаконными, признании недействительным свидетельства № 73/1053 от 22.10.1021  и взыскании с администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в пользу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области денежных средств в сумме 567 287 руб. 40 коп., из них в бюджет Российской Федерации в размере 241 070 руб. 18 коп., в бюджет Ульяновской области в размере 326 217 руб. 22 коп., выплаченные семье Ярдаевых в составе социальной выплаты с нарушением условий подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области». Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

Вместе с  тем, разрешая спор, суд первой инстанции отказал в удовлетворении  требований к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области о признании недействительным постановления Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области от 23.03.2017 № 24 «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» с даты приобретения Ярдаевой Е.С. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***

Между тем, судебная коллегия не может согласится с решением суда в указанной части, находя доводы апелляционной жалобы указывающие на незаконность решения суд в указанной части заслуживающими внимания.

Отказывая в удовлетворении требований в указанной части суд, неправильно определил юридически значимые обстоятельства и применил нормы материального права.

Постановлением администрации МО «Белогорское сельское поселение» от 23.03.2017 №24 (протокол №1 от 23.03.2017) семья Ярдаевой Е.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, после чего Ярдаева Е.С. была признана участником муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей», составом семьи из 5 человек: Ярдаева Е.С., ее супруг Ярдаев А.А., и дети.

Между тем на основании договора купли-продажи  квартиры от 28.04.2017  Ярдаев А.А., Ярдаева Е.С. приобрели  в общую совместную собственность квартиру, находящуюся по адресу: *** общей площадью 41,2 кв.м (л.д.26-28, т.2), право общей совместной собственности зарегистрировано 04.05.2017.

Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на  указанную квартиру 04.05.2017 (***) семья Ярдаевых перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении  требований о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области № 24 от 23.03.2017 года «О принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» с даты приобретения Ярдаевой Е.С. права собственности на квартиру, расположенную по адресу *** нельзя признать законным, оно подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения о признании недействительным постановление администрации МО «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области  №24 от 23 марта 2017 года о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении  предоставляемом по договору социального найма с даты приобретения Ядряевой Е.С. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Сенгилеевского районного суда  Ульяновской области от 17 августа 2022 года в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным постановления  администрации МО «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области  №24 от 23 марта 2017 года отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

Признать недействительным постановление администрации МО «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области  №24 от 23 июля 2017 года о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении  предоставляемом по договору социального найма с даты приобретения Ядряевой Екатериной Сергеевной права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 декабря 2022 года.