УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0011-01-2022-000652-02
Судья Копылов
И.Н. Дело
№ 33-5102/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
6 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Карабанова А.С., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда
Ульяновской области от 2 сентября 2022 года, с учетом определения того же суда
от 23 сентября 2022 года об исправлении описки, по гражданскому делу
№2-1-335/2022, по которому постановлено:
исковые требования Потаниной
Елены Викторовны удовлетворить частично.
Обязать Государственное
учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской
области включить в период льготного исчисления, дающего право на досрочное
назначение пенсии, период проживания Потаниной Елены Викторовны в зоне с
льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 05.07.1986 и
назначить Потаниной Елене Викторовне пенсию с 7 июня 2022 года.
В удовлетворении остальной части
исковые требования Потаниной Елены Викторовны оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Потанина Е.В. обратилась в суд с
иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области о назначении пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста.
В обоснование заявленных
требований указала, что 7 июня 2022 года обратилась в Государственное
учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской
области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного
возраста на один год в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим
статусом в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобылской АЭС». Решением пенсионного органа №124185/22 от 27.06.2022 в
назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на один год
было отказано из-за отсутствия документов, подтверждающих проживание не
территории радиоактивного загрязнения.
Указала, что 1 сентября 1983
года она поступила в Карсунское медицинское училище на очную форму обучения,
там и проживала с начала учебы до ее окончания 05.07.1986. Поскольку общежития
при училище не было, все обучающиеся проживали в «съемном» жилье и она в том
числе проживала по месту учебы без регистрации.
Просила суд признать факт
проживания в *** в период с 01.09.1983 по 05.07.1986, возложить на
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ульяновской области обязанность назначить пенсию по старости со снижением
пенсионного возраста на один год в связи с проживанием в зоне с
льготно-экономическим статусом в соответствии с Законом РФ 1244-1 от 15.05.1991
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены ОГБПОУ
«Карсунский медицинский техникум имени В.В. Тихомирова», Администрация МО
«Карсунский район».
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял
приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение –
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с заочным решением суда, просит его отменить, принять новое решение
об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы
считает решение суда незаконным и необоснованным. Ссылаясь на нормы
действующего законодательства, указывает, что
важным условием для досрочного назначения пенсии является факт постоянного
проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, однако
Потанина Е.В. не представила документы, подтверждающие период проживания на
территории с льготно-экономическим статусом с 26.04.1986 по 05.07.1986.
считает, что из представленных в качестве доказательств справки от 06.06.2022
№178, выданной ОГБПОУ «Карсунский медицинский техникум имени В.В. Тихомирова»,
диплома серии ЗТ №027151, показаний свидетелей невозможно установить факт
постоянного проживания в ***, поскольку безусловным подтверждением данного
факта могут являться сведения о регистрации по месту жительства.
В возражениях на апелляционную жалобу Потанина Е.В. считает
решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а
апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие участников процесса,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
В
силу статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом
возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на
территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые
уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер
социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на
возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим
Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры
социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом
одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки
предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований
по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной
поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и
меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда
и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они
устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному
нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством
Российской Федерации не предусмотрено иное.
В
соответствии с пунктом 8
части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего
Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории
зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В
силу части 2 статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста,
установленного статьей 8
Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря
2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30
- 37
настоящего Закона.
Согласно статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8
части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с
уменьшением возраста, предусмотренного частью второй
статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за
каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина
снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32
- 35
настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или
проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня
1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента
переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством
Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по
состоянию на 31 декабря 2018 года был установлен возраст выхода на страховую
пенсию по старости для женщин – 55 лет.
Из материалов дела следует, что Потанина Е.В., *** года
рождения, претендует на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста на 1
год на основании вышеприведенной нормы в связи с проживанием в период с 26.04.1986 (даты аварии на ЧАЭС) по 05.07.1986 в ***, в связи с чем она
07.06.2022 обратилась с заявлением №124185/22 о назначении пенсии по старости,
предусмотренную Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ответчика от 27.06.2022 Потаниной Е.В. отказано в
назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в
соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» с 07.06.2022 в связи с отсутствием требуемой продолжительности
проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Данная местность (***)
относилась к местности с льготным социально-экономическим статусом проживания с
26.04.1986 по 31.01.1998 на основании Распоряжения Совета Министров
- Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 557-р.
Согласно паспорту серии *** №***, выданному 09 июля 2013
года, Потанина Елена Викторовна родилась *** года в ***.
Зарегистрирована по адресу: *** с 22 августа 1986 года по настоящее время.
В период с 01 сентября 1983 года по 05 июля 1986 года
Чистопольцева Елена Викторовна обучалась в р.п. *** по очной форме обучения в
Карсунском медицинском училище, что подтверждается копией диплома ЗТ-1 №027151
и копией архивной справки ОГБПОУ «КМТ» от 06 июня 2022 № 178.
Согласно справке о переименовании учреждения с 28 июня
2016 года Карсунское медицинское училище имеет наименование – Областное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Карсунский медицинский техникум имени В.В. Тихомирова».
Из свидетельства о заключении брака усматривается, что
после регистрации брака с П*** Чистопольцевой Елене Викторовне
присвоена фамилия Потанина.
Допрошенная судом в качестве свидетеля Б***. пояснила, что
в период с 1983 года по 1986 год совместно с Потаниной Е.В. обучались по
дневной форме обучения ***. Потанина Е.В., девичья фамилия Чистопольцева,
обучалась в Карсунском медицинском училище, а сама обучалась в Карсунском СПТУ.
В период обучения Потанина Е.В. проживала в съемном жилье. Прямого автобусного
сообщения в период обучения между *** и *** не было.
Д***., сестра Потаниной Е.В., допрошенная в качестве
свидетеля показала, что Потанина Е.В. в период с 1983 года по 1986 год
обучалась по очной форме обучения в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской
области в Карсунском медицинском училище. В период обучения постоянно проживала
в ***, то есть до получения диплома об окончании образовательного учреждения, домой
в с. *** приезжала в выходные дни и каникулярное время.
Из информации директора Департамента транспорта
Министерства транспорта Ульяновской области следует, что Министерство
информацией о регулярном автобусном сообщении между *** и *** в период с 1983
года по 1986 год не располагает.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом
верно установлено, что в период очного обучения с 01.06.1983 по 05.07.1986 в
Карсунском медицинском училище Потанина Е.В. постоянно проживала в *** на
момент аварии на Чернобыльской АЭС, что дает ей право на назначение страховой
пенсии по снижением возраста на 1 год.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку
представленных доказательств, не опровергают выводы суда и отклоняются судом
апелляционной инстанции.
Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом верно.
В силу
изложенного решение суда является правильным, оснований для его отмены по
доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Майнского районного суда Ульяновской области от 2 сентября 2022 года, с учетом
определения того же суда от 23 сентября 2022 года об исправлении описки оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения
Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области - без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Майнский районный суд
Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 13.12.2022.