УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-003963-08
Судья Денисова М. А.
Дело № 33-5143/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Федоровой Л.Г., Богомолова С.В.,
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу государственного учреждения здравоохранения «Детская городская
клиническая больница города Ульяновска» на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 14 июля 2022 года по делу № 2-2725/2022, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Ленинского района города
Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего *** - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Детская
городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать *** рецепты на
обеспечение ***
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечивать Маркова Даниила Николаевича
***
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Алексеевой
Н.Н., прокурора Данилова Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах
несовершеннолетнего *** обратился в суд с иском Министерству здравоохранения
Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Детская
городская клиническая больница города Ульяновска» (далее – ГУЗ ДГКБ) о
возложении обязанности выписывать льготные рецепты и обеспечивать медицинскими
изделиями. В обоснование иска указал, что ***, *** года рождения, является
ребенком-инвалидом, имеет диагноз: ***. Согласно протоколу врачебной комиссии
по экспертизе льготного обеспечения медицинскими изделиями от 24 февраля 2022
года № 16/138 по заявлению законного представителя *** был рассмотрен вопрос о
выписке средств диагностики по бесплатному рецепту. Законный представитель ***!%
просила выписать бесплатно средства непрерывного мониторирования глюкозы.
Согласно заключению комиссии несовершеннолетнему *** было отказано в выписке
средств *** в связи с отсутствием *** в соответствующем Перечне медицинских
изделий, а не отсутствием медицинских показаний. До настоящего времени
Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на
обеспечение *** ***, не приняты, льготные рецепты на получение указанной ***
ГУЗ ДГКБ не выписываются. Прокурор просил обязать: ГУЗ ДГКБ выписывать несовершеннолетнему ***
рецепты на ***, Министерство здравоохранения Ульяновской области - бесплатно
обеспечивать несовершеннолетнего *** ***
в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «ГБ
МСЭ по Ульяновской области» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» считает решение суда незаконным и подлежащим
отмене. В обоснование жалобы указывает, что обеспечение медицинскими изделиями
входит в обязанности Министерства здравоохранения Ульяновской области. Обращает внимание, что ***
является дополнительной функцией, используется для удобства родителей, но не
заменяет *** и не является жизненно важной. ГУЗ «ДГКБ г.
Ульяновска» в соответствии с законодательством Российской Федерации не может
выписывать *** льготный рецепт на обеспечение *** в связи с тем, что данные средства диагностики
отсутствуют в перечне медицинских изделий, утвержденном распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года
№ 3053-р.
В возражениях на апелляционную жалобу Алексеева Н.Н. просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В представленном в суд заявлении привлеченный к участию в деле
несовершеннолетний *** указал о том, что извещен о рассмотрении дела судом
апелляционной инстанции, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и
месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим
образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, ***
года рождения, является ребенком-инвалидом (л.д. 21).
Матерью несовершеннолетнего *** является Алексеева (Маркова)
Н.Н. (л.д. 18).
Согласно заключению врачебной комиссии ГУЗ ДГКБ от 24
февраля 2022 года № 16/138 (л.д. 9-11) несовершеннолетний *** имеет диагноз ***.
Из содержания данного заключения врачебной комиссии следует,
что законному представителю несовершеннолетнего отказано в выписке средств ***;
указано, что принимая важность и значимость данного вопроса, в Министерство
здравоохранения Ульяновской области будут направлены предложения для решения
данного вопроса на региональном и федеральном уровне.
Ссылаясь на то, что ребенок-инвалид ***, страдающий
заболеванием *** нуждается в средствах ***, прокурор обратился в суд с
настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению
к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Согласно
части 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений (часть 1
статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким
образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее
человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция
Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей,
гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым
нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья
граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»).
В
силу статьи 4
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе
которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных
с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья.
Источниками
финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства
обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан,
средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные
пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации
источники (статья 82
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
К
числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на
медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в
соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и
иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского
страхования (часть 2
статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Статьей 29
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности,
организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (пункт 5 части
1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации»).
Медицинскими
изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование,
материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в
сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми
для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное
обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики,
лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма
человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения,
изменения анатомической структуры или физиологических функций организма,
предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых
не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или
метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут
признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному
назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг
друга (ч. 1 ст. 38
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
Согласно
части 1
статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями,
и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для
окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное
наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень
социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность
для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из
высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения
продолжительности жизни заболевших (часть 2
статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены Перечень
социально значимых заболеваний и Перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень
социально значимых заболеваний включен, в том числе, ***
В
соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября
2019 года № 2406-р в Перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского
применения, входят препараты для лечения ***.
Приказом Минздрава России от 22 января 2021 года № 22н
утвержден Стандарт медицинской помощи детям при *** (диагностика и лечение). В
указанном Стандарте в числе лабораторных методов исследования указано
исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования (п.2.2
Стандарта).
В силу п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года
№178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют
инвалиды.
В соответствии с ч.1 ст.6.2 указанного Федерального закона в
состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного
Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе:
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми
лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на
лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские
изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов.
Из пояснений допрошенного в суде первой инстанции детского
врача-эндокринолога Д*** А.С. следует, что несовершеннолетний *** наблюдается у
нее с диагнозом «***», у ребенка наблюдаются ***, ежегодно он госпитализируется
в отделение больницы. На основании клинических рекомендаций основным методом диагностики
являются ***, которые выписываются ребенку по льготным рецептам. Вместе с тем,
система мониторирования является более удобной для использования, позволяет
скорректировать лечение с учетом графика показателей ***. Поскольку ***
приобретают данную систему родители, в работе врачи пользуются данными
показателями.
Руководствуясь приведенными выше положениями закона и
установив нуждаемость несовершеннолетнего в ***, суд первой инстанции
обоснованно удовлетворил требования прокурора и возложил на ГУЗ ДГКБ
обязанность выписывать рецепты на данные средства диагностики, а на
Министерство здравоохранения Ульяновской области – обязанность по обеспечению
спорными средствами диагностики.
В заключении врачебной комиссии ГУЗ ДГКБ от 3 ноября 2022
года №91/879, представленном в суд апелляционной инстанции, указано, что учитывая
наличие рекомендации главного внештатного врача-эндокринолога ГУЗ УОДКБ по
обеспечению ребенка постоянным мониторингом *** ***, оформлена дополнительная
заявка на *** в количестве 26 штук в год.
Пунктом
35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 года №
1094н, установлено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи
назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом
стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно
или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными
препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке №
148-1/у-04(л).
В
соответствии с п. 36 указанного выше Порядка право назначать лекарственные
препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных
препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют
медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную
медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной
власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из
приведенных норм закона следует, что обеспечение лекарственными препаратами и
медицинскими изделиями осуществляется на основании рецептов лечащего врача.
В силу прямого указания приведенных выше положений закона
ребенок-инвалид, страдающий заболеванием «***», подлежит бесплатному
обеспечению необходимыми средствами диагностики по рецептам лечащего врача.
Доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 июля 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения
«Детская городская клиническая больница города Ульяновска» – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.12.2022.