УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-004263-78
Судья Кузнецова О.В. Дело № 33-5135/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 13 декабря 2022 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Маслюкова П.А.,
судей Грудкиной Т.М., Рыбалко В.И.,
при секретаре Туктаровой
Н.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Фонда
модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июля 2022 года, с учетом
определения судьи того же суда об исправлении описки от 20 сентября 2022 года, по делу № 2-2943/2022,
которым постановлено:
исковые требования
Мингуловой Резеды Абдулловны удовлетворить.
Возложить на Фонд
модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обязанность
перечислить собранные по услуге «капитальный ремонт» с собственников
многоквартирного жилого дома № *** в городе Ульяновске денежные средства в
размере 858 554 руб. 13
коп. на специальный счет № ***, открытый 22 мая 2020 года в ПАО Сбербанк.
Взыскать с Фонда
модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области в пользу
Мингуловой Резеды Абдулловны расходы по оплате государственной пошлины в
размере 300 руб.
Заслушав доклад
судьи Рыбалко В.И., объяснения представителя Мингуловой Р.А. – Петруниной Н.С.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Мингулова Р.А. обратилась
в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к Фонду
модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о возложении обязанности
перечислить денежные средства на специальный счет многоквартирного дома.
В обоснование иска
указала, что она является собственником
квартиры № *** в
доме № *** в г. Ульяновске и председателем совета собственников помещений
данного многоквартирного дома. Общим собранием собственников помещений многоквартирного
дома № *** в г. Ульяновске (протокол № 2/2019 от 11 декабря 2019 года) были
приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете;
об определении регионального оператора - Фонда модернизации
жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области владельцем специального
банковского счета; об определении в качестве кредитной организации, в которой
будет открыт специальный счет, - ПАО Сбербанк. Специальный счет был открыт 22
мая 2020 года, однако денежные средства в сумме 858 554 руб. 13 коп.,
собранные собственниками помещений многоквартирного дома и находящиеся на счете
Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, до
настоявшего времени на специальный счет не перечислены.
Просила суд обязать Фонд
модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области перечислить денежные
средства, в сумме 858 554
руб. 13 коп, собранные по услуге «капитальный ремонт» с собственников
многоквартирного жилого дома № *** в г. Ульяновске, на специальный счет № ***,
открытый 22 мая 2020 года в ПАО Сбербанк.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования
относительно предмета спора, привлечены ООО «РИЦ-Ульяновск», ПАО
Сбербанк, Агентство государственного строительного и жилищного надзора
Ульяновской области, ООО «Сервисная компания по обслуживанию многоквартирных
жилых домов КПД-2», Мингулов
В.Р.
Рассмотрев заявленные требования
по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области просит
решение суда отменить.
Указывает, что протокол
общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме составлен с
нарушениями Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 28 января 2019 года № 44/пр «Об утверждении
Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в
многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов
общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственный жилищный надзор». Кроме того, в нарушение ст. 173 Жилищного
кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) протокол был направлен в Фонд в
нарушение установленного порядка, предусматривающего направление решения общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа
формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после
принятия такого решения владельцу специального счета, на который перечисляются
взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или
региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы. Между тем,
протокол № 2/2019 от 11 декабря 2019 года был направлен в Фонд лишь 21 января 2020 года.
В возражениях на
апелляционную жалобу Мингулова Р.А. просит решение суда оставить без изменения,
а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В отзыве на
апелляционную жалобу Агентство государственного строительного и жилищного
надзора Ульяновской области указывает, что срок направления решения общего
собрания собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального
ремонта, установленный ч. 4 ст. 173 ЖК РФ не является пресекательным и не может
служить основанием для отказ в принятии представленных документов.
Поскольку лица, не
явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени
его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их
отсутствие.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии
с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме
вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального
ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2)
перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
По общему правилу,
предусмотренному ч. 1 ст. 173 ЖК РФ, основанием для избрания способа
формирования капитального ремонта является решение общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 5 ст.
170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального
ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в
многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной
власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев
после официального опубликования региональной программы капитального ремонта,
которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации
порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается
вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В противном случае
орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа
государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст.
172 ЖК РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в
отношении дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ).
В соответствии с ч.
3 ст. 173 ЖК РФ, в случае, если формирование фонда капитального ремонта
осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа
формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в
многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с ч. 4 ст. 170 ЖК РФ.
Способ формирования
фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании
решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1
ст. 173 ЖК РФ).
В ч. 4 ст. 173 ЖК
РФ предусмотрено, что решение общего собрания собственников помещений в
многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального
ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется
владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный
ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному
оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
При этом, в ч. 5 ст. 173
ЖК РФ установлено, что решение о прекращении формирования фонда
капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда
капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после
направления региональному оператору решения общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 4 ст. 173 ЖК РФ,
если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не
ранее наступления условия, указанного в ч. 2 ст. 173 ЖК РФ. В
течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный
оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Такое правовое
регулирование отвечает сути социального правового государства и, будучи
основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и
поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивает, как
соблюдение законодательно установленных условий предоставления гражданам
коммунально-бытовых услуг, в том числе и осуществление капитального
ремонта мест общего пользования многоквартирных жилых домов, так и
защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого
уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность
предоставления указанных услуг при условии их оплаты.
В рамках этих
правоотношений, в случае выявления ошибки, допущенной управляющей компанией, в
том числе и несвоевременного направления необходимых документов региональному
оператору, при отсутствии со стороны собственников жилых
помещений каких-либо виновных действий, приведших к
отказу в принятии к исполнению решения общего собрания собственников
об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, бремя
неблагоприятных последствий, связанных с выявленной ошибкой, должно
распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего
формальный подход, и с учетом особенностей сложившейся ситуации.
Установлено, что согласно
Выписке из единого государственного реестра недвижимости истцу Мингуловой Р.А. принадлежит 43/100 доли
в праве общей долевой собственности на
квартиру № *** в доме № *** в г.
Ульяновске
Общим собранием
собственников помещений многоквартирного дома № *** в г. Ульяновске было принято решение о способе
формирования фонда капитального ремонта дома на специальном счете дома в ПАО
Сбербанк.
Решение
собственников помещений в доме, зафиксированное в протоколе общего собрания №
2/2019 от 11 декабря 2019 года, было вручено ответчику 21 января 2020 года. Срок
перечисления ответчиком денежных средств истекал в январе 2021 года.
Размер денежных
средств, перечисленных собственниками помещений в многоквартирном доме № *** в г.
Ульяновске по услуге «капитальный ремонт», а именно – 858 554 руб. 13 коп.,
ответчик не оспаривал.
Суд первой инстанции,
установив, что в установленный законом срок ответчик не исполнил решение
собственников помещений в многоквартирном доме, пришел к правильному выводу о
наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, с чем
судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной
жалобы о нарушении порядка оформления протокола общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме и срока
представления данного протокола в Фонд не являются основаниями для отказа в иске, поскольку
решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете
регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на
специальном счете вступило в силу и ответчик обязан перечислить средства фонда
капитального ремонта на специальный счет дома в банке в установленный срок.
Нарушений норм
материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения,
судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно,
доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального
кодекса РФ оснований для отмены решения
суда в апелляционном порядке.
При таких
обстоятельствах, принятое по делу решение суда отмене по доводам апелляционной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 18 июля 2022 года, с учетом
определения судьи того же суда об исправлении описки от 20 сентября 2022 года, оставить без
изменения, апелляционную жалобу Фонда модернизации жилищно-коммунального
комплекса Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 19 декабря 2022 года.