Судебный акт
Обеспечение жильем
Документ от 13.12.2022, опубликован на сайте 26.12.2022 под номером 103606, 2-я гражданская, об обязании выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-004767-21

Судья Кузнецова О. В.                                                                         Дело № 33-5029/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    13 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Федоровой Л.Г., Богомолова С.В.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3405/2022 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда                        г. Ульяновска от 3 августа 2022 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Скрипка Наталии Валентиновны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ***, Галюкшова Алексея Владимировича удовлетворить.

Обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области выдать Скрипка Наталии Валентиновне государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, с составом семьи: Галюкшов Алексей Владимирович, *** в соответствии с нормативом стоимости квадратного метра из расчета не менее 54 кв.м.

Ранее выданный  Скрипка Наталии Валентиновне государственный жилищный сертификат серии *** от 15.03.2022 считать утратившим силу. Обязать Скрипка Наталию Валентиновну в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу вернуть ранее выданный сертификат серии *** от 15.03.2022 в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Взыскать с Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в пользу Скрипка Наталии Валентиновны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.    

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Скрипник Н.В. – адвоката Фасхутдинова Р.Т., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Скрипка Н.В., действующая  в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ***, Галюкшов А.В. обратились в суд с иском Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время – Министерство социального развития Ульяновской области, далее – Министерство) о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.  В обоснование иска указали,  что она (истец) является вынужденным переселенцем, выехавшим из зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18.09.2015 её признали нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставили на учет в качестве таковой с 25.02.2015. В период с октября 2020 года по март 2022 она неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о выдаче ей и её детям Галюкшову А.В., *** государственного жилищного сертификата на приобретение жилья, но каждый раз получала необоснованные отказы. 15.03.2022 ответчик выдал ей жилищный сертификат серии *** на общую сумму 1 504 349 руб. на состав семьи из трех человек: Скрипка Н.В., Галюкшов А.В., ***. Поскольку на денежные средства по указанному сертификату приобрести жилое помещение не менее 18 кв.м на одного человека и общей площадью 54 кв.м не представлялось возможным, 11.04.2022 она  обратилась к ответчику с заявлением о выдаче жилищного сертификата в соответствии с установленным нормативом стоимости одного квадратного метра жилого помещения. Письмом от 26.04.2022 ей было отказано в изменении размера выплаты в связи с не предоставлением обязательства о расторжении договора социального найма и освобождении жилого помещения по адресу: ***.  19.05.2022 она вновь обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре суммы выплаты по вышеуказанному жилищному сертификату, предоставив обязательство о расторжении договора социального найма и освобождении жилого помещения по адресу ее регистрации. Письмом от 09.06.2022 ответчик вновь отказал в удовлетворении ее заявления. Просили суд обязать ответчика выдать государственный жилищный сертификат           на приобретение жилого помещения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, с составом семьи: истец, ее дети - Галюкшов А.В., *** в соответствии с нормативом стоимости квадратного метра из расчета не менее 54 кв.м.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Ульяновска, Сидорова Д.В. и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что Скрипка Н.В. и ее дети зарегистрированы в муниципальной квартире по адресу: ***, нанимателем которой является *** Р.Р. и право пользования которой имеют истцы. На каждого зарегистрированного в данной квартире приходится по 10,76 кв.м, исходя из которых был произведен расчет размера социальной выплаты для семьи истца. Просит учесть, что наниматель жилого помещения может расторгнуть договор найма только с согласия в письменной форме всех членов семьи. Представленное истцом обязательство об освобождении жилого помещения по *** подписано истцом и ее детьми. В данном жилом помещении остаются быть зарегистрированными кроме семьи истца еще три человека, то есть квартира освобождению не подлежит. Полагает, что в связи данным обстоятельством обязательство истца является недействительным. Просит учесть, что расчет размера социальной выплаты в отношении матери истца был произведен с учетом доли, приходящейся на нее в квартире по ***.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов, представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, а также привлеченной к участию в деле несовершеннолетней ***, просившей в заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствие

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 сентября 2015 года  было признано незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 23.04.2015 об отказе Скрипка Н.В., Скрипка И.А. в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; на администрацию города Ульяновска возложена обязанность принять решение о постановке Скрипка И.А., Скрипка Н.В, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как лиц, выехавших из зоны, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, с момента обращения с данным заявлением – 25.02.2015 (л.д. 14-15).

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02.10.2019 на Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность выдать Скрипка И.А. государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф при их очередном поступлении в Министерство, без предоставления обязательства о расторжении договора социального найма и освобождении занимаемого помещения без указания в рапорте в качестве членов семьи ***, Скрипка Н.В. (л.д.25-33).

Материалами дела подтверждено, что Скрипка Н.В. является матерью ***, *** года рождения, Галюкшова А.В., *** года рождения (л.д. 13, 41).

02.06.2021 Скрипка Н.В., как лицу, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение, выдано удостоверение о праве на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 10).

15.03.2022 Скрипка Н.В. с составом семьи: сын Галюкшов А.В. и дочь *** выдан государственный жилищный сертификат серии *** о праве на получении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в размере 1 504 349 руб. для приобретения жилого помещения на территории Ульяновской области (л.д. 16).

11.04.2022 Скрипка Н.В. обратилась в Министерство с заявлением об изменении размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В ответ на обращение истца Министерство письмом от 26.04.2022 № 73-ИОГВ-1201/2847 разъяснило, что расчет размера социальной выплаты произведен с учетом доли жилого помещения, приходящейся на семью истца в квартире, где они зарегистрированы, по адресу: *** (л.д. 23).

19.05.2022 Скрипка Н.В. обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением об изменении суммы выплаты сертификата в связи с предоставлением обязательства о расторжении социального найма со стороны ее и детей (л.д. 20).

К указанному заявлению истец приложила обязательство о расторжении договора найма жилого помещения от 19.05.2022, которое подписано истцом и ее детьми, с одной стороны, и начальником отдела по учету, распределению и приватизации жилой площади Управления муниципальной собственностью г.Ульяновска с другой стороны (л.д. 19-20, 65).

В ответ на данное обращение Министерство письмом от 09.06.2022 указало о невозможности изменения размера социальной выплаты и направлении запроса Главе города Ульяновска о правомерности оформления обязательства (л.д. 24).

В ответе Управление муниципальной собственностью г. Ульяновска сообщило в Министерство, что договор социального найма на жилое помещение по адресу: *** не расторгнут, так как в нем остаются быть зарегистрированными 3 человека; освобождению и сдаче в целом квартира по указанному адресу не подлежит (л.д.60).

Настаивая на том, что имеет право на получение государственного жилищного сертификата на большую сумму, Скрипка Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска Скрипка Н.В.

Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы  «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила № 153), и установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правила № 153 устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с подп. «ж» п. 5 Правил № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном данными Правилами, имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 13 Правил № 153 установлено, что социальная выплата (за исключением граждан, указанных в подпункте «к» пункта 5 Правил) предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из:

норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, определяемого в соответствии с пунктами 16 и 16(2) данных Правил для граждан, указанных в подпунктах «а», «б» и «е» - «з» пункта 5 Правил, и определяемого в соответствии с пунктом 16 данных Правил для граждан, указанных в подпунктах «и» и «л» пункта 5 Правил;

норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 16 Правил № 153 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Как указано в п. 16(2) Правил № 153, в случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а», «б» или «е» пункта 5 Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте «ж» пункта 5 Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 данных Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.

В случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 данных Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в данном пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Из приведенного п. 16(2) Правил № 153, на который содержится ссылка в апелляционной жалобе, следует, что для расчета размера социальной выплаты учету подлежит площадь жилого помещения, занимаемого гражданином (в настоящем случае – вынужденным переселенцем) и членами его семьи.

Из материалов дела следует, что истец Скрипка Н.В. и ее дети – Галюкшов А.В. и ***, зарегистрированы по адресу: ***

Нанимателем жилого помещения является *** (отчим истца).

В данном жилом помещении помимо истца и ее детей зарегистрированы: *** (наниматель), *** (дочь нанимателя), ***, *** года рождения, (внук нанимателя).

Мать истца – *** с 19.11.2021 снята с учета из жилого помещения по указанному адресу и зарегистрирована по адресу: ***.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.010.2019 установлено, что истец Скрипка Н.В. и ее дети в квартире по *** не проживают.

Часть 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (ч. 4 ст. 69).

Как было указано выше, нанимателем жилого помещения по адресу: ***, является отчим истца, с которым истец, ее мать и дети совместно не проживают и общего хозяйства не ведут, что установлено вступившим в законную силу судебным решением.

Поскольку Скрипка Н.В. в настоящее время не является членом семьи нанимателя жилого помещения, в нем не проживает, оснований учитывать площадь жилого помещения в квартире, где зарегистрирована истец с детьми, для определения размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения, не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность выдать истцу жилищный сертификат с составом семьи истец и дети в соответствии с нормативом стоимости квадратного метра жилья из расчета площади не менее 54 кв.м.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену состоявшегося решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  16.12.2022.