УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-004767-21
Судья Кузнецова О. В.
Дело № 33-5029/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Федоровой Л.Г., Богомолова С.В.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3405/2022
по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска
от 3 августа 2022 года, по которому постановлено:
исковые требования Скрипка Наталии Валентиновны, действующей
в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ***, Галюкшова Алексея
Владимировича удовлетворить.
Обязать Министерство семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области выдать Скрипка Наталии
Валентиновне государственный жилищный сертификат на приобретение жилого
помещения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие радиационных
аварий и катастроф, с составом семьи: Галюкшов Алексей Владимирович, *** в
соответствии с нормативом стоимости квадратного метра из расчета не менее 54
кв.м.
Ранее выданный
Скрипка Наталии Валентиновне государственный жилищный сертификат серии ***
от 15.03.2022 считать утратившим силу. Обязать Скрипка Наталию Валентиновну в
десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу вернуть ранее
выданный сертификат серии *** от 15.03.2022 в Министерство семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.
Взыскать с Министерства семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области в пользу Скрипка Наталии
Валентиновны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя
Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Скрипник Н.В. –
адвоката Фасхутдинова Р.Т., полагавшего решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Скрипка Н.В., действующая в своих интересах и в интересах
несовершеннолетней ***, Галюкшов А.В. обратились в суд с иском Министерству
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области (в настоящее время – Министерство социального развития Ульяновской
области, далее – Министерство) о возложении обязанности выдать государственный
жилищный сертификат. В обоснование иска
указали, что она (истец) является
вынужденным переселенцем, выехавшим из зоны, подвергшейся радиоактивному
загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 18.09.2015 её признали нуждающейся в улучшении
жилищных условий и поставили на учет в качестве таковой с 25.02.2015. В период
с октября 2020 года по март 2022 она неоднократно обращалась к ответчику с
заявлением о выдаче ей и её детям Галюкшову А.В., *** государственного
жилищного сертификата на приобретение жилья, но каждый раз получала
необоснованные отказы. 15.03.2022 ответчик выдал ей жилищный сертификат серии ***
на общую сумму 1 504 349 руб. на состав семьи из трех человек: Скрипка
Н.В., Галюкшов А.В., ***. Поскольку на денежные средства по указанному
сертификату приобрести жилое помещение не менее 18 кв.м на одного человека и
общей площадью 54 кв.м не представлялось возможным, 11.04.2022 она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче
жилищного сертификата в соответствии с установленным нормативом стоимости
одного квадратного метра жилого помещения. Письмом от 26.04.2022 ей было
отказано в изменении размера выплаты в связи с не предоставлением обязательства
о расторжении договора социального найма и освобождении жилого помещения по
адресу: ***. 19.05.2022 она вновь обратилась
к ответчику с заявлением о пересмотре суммы выплаты по вышеуказанному жилищному
сертификату, предоставив обязательство о расторжении договора социального найма
и освобождении жилого помещения по адресу ее регистрации. Письмом от 09.06.2022
ответчик вновь отказал в удовлетворении ее заявления. Просили суд обязать
ответчика выдать государственный жилищный сертификат на
приобретение жилого помещения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации
вследствие радиационных аварий и катастроф, с составом семьи: истец, ее дети -
Галюкшов А.В., *** в соответствии с нормативом стоимости квадратного метра из
расчета не менее 54 кв.м.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
администрацию города Ульяновска, Сидорова Д.В. и, рассмотрев спор по существу,
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики
и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным
и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что Скрипка Н.В. и ее дети
зарегистрированы в муниципальной квартире по адресу: ***, нанимателем которой
является *** Р.Р. и право пользования которой имеют истцы. На каждого
зарегистрированного в данной квартире приходится по 10,76 кв.м, исходя из
которых был произведен расчет размера социальной выплаты для семьи истца.
Просит учесть, что наниматель жилого помещения может расторгнуть договор найма
только с согласия в письменной форме всех членов семьи. Представленное истцом
обязательство об освобождении жилого помещения по *** подписано истцом и ее
детьми. В данном жилом помещении остаются быть зарегистрированными кроме семьи
истца еще три человека, то есть квартира освобождению не подлежит. Полагает,
что в связи данным обстоятельством обязательство истца является
недействительным. Просит учесть, что расчет размера социальной выплаты в
отношении матери истца был произведен с учетом доли, приходящейся на нее в
квартире по ***.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие истцов, представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, а
также привлеченной к участию в деле несовершеннолетней ***, просившей в
заявлении о рассмотрении дела в ее отсутствие
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением
по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не
доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в
котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным
Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от
18 сентября 2015 года было признано
незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади
администрации г. Ульяновска от 23.04.2015 об отказе Скрипка Н.В., Скрипка И.А.
в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; на
администрацию города Ульяновска возложена обязанность принять решение о
постановке Скрипка И.А., Скрипка Н.В, на учет в качестве нуждающихся в
улучшении жилищных условий как лиц, выехавших из зоны, подвергшейся
радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, с момента
обращения с данным заявлением – 25.02.2015 (л.д. 14-15).
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 02.10.2019 на Министерство семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность
выдать Скрипка И.А. государственный жилищный сертификат на приобретение жилого
помещения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие радиационных
аварий и катастроф при их очередном поступлении в Министерство, без
предоставления обязательства о расторжении договора социального найма и
освобождении занимаемого помещения без указания в рапорте в качестве членов
семьи ***, Скрипка Н.В. (л.д.25-33).
Материалами дела подтверждено, что Скрипка Н.В. является
матерью ***, *** года рождения, Галюкшова А.В., *** года рождения (л.д. 13,
41).
02.06.2021 Скрипка Н.В., как лицу, выехавшему добровольно из
зоны проживания с правом на отселение, выдано удостоверение о праве на
компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» (л.д. 10).
15.03.2022 Скрипка Н.В. с составом семьи: сын Галюкшов А.В.
и дочь *** выдан государственный жилищный сертификат серии *** о праве на
получении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для
приобретения жилого помещения в рамках реализации государственной программы
Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами граждан Российской Федерации» в размере 1 504 349 руб. для
приобретения жилого помещения на территории Ульяновской области (л.д. 16).
11.04.2022 Скрипка Н.В. обратилась в Министерство с
заявлением об изменении размера социальной выплаты для приобретения жилого
помещения.
В ответ на обращение истца Министерство письмом от
26.04.2022 № 73-ИОГВ-1201/2847 разъяснило, что расчет размера социальной
выплаты произведен с учетом доли жилого помещения, приходящейся на семью истца
в квартире, где они зарегистрированы, по адресу: *** (л.д. 23).
19.05.2022 Скрипка Н.В. обратилась в Министерство семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с
заявлением об изменении суммы выплаты сертификата в связи с предоставлением
обязательства о расторжении социального найма со стороны ее и детей (л.д. 20).
К указанному заявлению истец приложила обязательство о
расторжении договора найма жилого помещения от 19.05.2022, которое подписано
истцом и ее детьми, с одной стороны, и начальником отдела по учету,
распределению и приватизации жилой площади Управления муниципальной
собственностью г.Ульяновска с другой стороны (л.д. 19-20, 65).
В ответ на данное обращение Министерство письмом от
09.06.2022 указало о невозможности изменения размера социальной выплаты и
направлении запроса Главе города Ульяновска о правомерности оформления
обязательства (л.д. 24).
В ответе Управление муниципальной собственностью г.
Ульяновска сообщило в Министерство, что договор социального найма на жилое
помещение по адресу: *** не расторгнут, так как в нем остаются быть
зарегистрированными 3 человека; освобождению и сдаче в целом квартира по
указанному адресу не подлежит (л.д.60).
Настаивая на том, что имеет право на получение
государственного жилищного сертификата на большую сумму, Скрипка Н.В.
обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному
выводу об удовлетворении иска Скрипка Н.В.
Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции
судебная коллегия не усматривает.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила
выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации
ведомственной целевой программы
«Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и
оплате коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации
«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан
Российской Федерации» (далее – Правила № 153), и установлено, что формой
государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках
реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки
гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг»
государственной программы
Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710, является предоставление
им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения
жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным
жилищным сертификатом.
Правила
№ 153 устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных
сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание
государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате
жилищно-коммунальных услуг» государственной программы
Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными
услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и
комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В
соответствии с подп. «ж» п. 5 Правил № 153 право на получение социальной
выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном данными
Правилами, имеют граждане Российской Федерации, признанные в
установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми
помещениями для постоянного проживания и состоящие в органах местного
самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом
13 Правил № 153 установлено, что социальная выплата (за исключением граждан,
указанных в подпункте «к»
пункта 5 Правил) предоставляется в размере, эквивалентном расчетной
стоимости жилого помещения, определяемом исходя из:
норматива
общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты,
определяемого в соответствии с пунктами 16 и 16(2) данных Правил для граждан, указанных в подпунктах
«а», «б»
и «е»
- «з» пункта 5
Правил, и определяемого в соответствии с пунктом 16
данных Правил для граждан, указанных в подпунктах
«и» и «л» пункта 5
Правил;
норматива
стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской
Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 16 Правил № 153 норматив общей площади жилого
помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем
размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из
2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека
и более.
Как указано в п. 16(2) Правил № 153, в случае совершения
гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а»,
«б»
или «е» пункта 5
Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к
категории граждан, указанной в подпункте «ж» пункта 5
Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые
привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению,
норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты
определяется как разница между размером общей площади жилого помещения,
установленным по нормативам, указанным в пункте 16
данных Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в
результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер
общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером
отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и
гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период,
предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта
Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с
жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых
жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого
помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
В
случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а»
или «е» пункта 5
данных Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении
договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения,
норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты
определяется как разница между размером общей площади жилого помещения,
установленным по нормативам, указанным в пункте 16
Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными
гражданами по договору социального найма.
Право
на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной
целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в данном
пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной
выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача
сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при
условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его
семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и
об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом
помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или
обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных
граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную
собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома)
осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом
(частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Из приведенного п. 16(2) Правил № 153, на который содержится
ссылка в апелляционной жалобе, следует, что для расчета размера социальной
выплаты учету подлежит площадь жилого помещения, занимаемого гражданином (в
настоящем случае – вынужденным переселенцем) и членами его семьи.
Из материалов дела следует, что истец Скрипка Н.В. и ее дети
– Галюкшов А.В. и ***, зарегистрированы по адресу: ***
Нанимателем жилого помещения является *** (отчим истца).
В данном жилом помещении помимо истца и ее детей
зарегистрированы: *** (наниматель), *** (дочь нанимателя), ***, *** года
рождения, (внук нанимателя).
Мать истца – *** с 19.11.2021 снята с учета из жилого
помещения по указанному адресу и зарегистрирована по адресу: ***.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.010.2019
установлено, что истец Скрипка Н.В. и ее дети в квартире по *** не проживают.
Часть
1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с
ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя. Другие родственники,
нетрудоспособные
иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его
семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В исключительных случаях иные лица могут быть признаны
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в
судебном порядке.
Если
гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним
сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный
гражданин самостоятельно
отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора
социального найма (ч. 4 ст. 69).
Как было указано выше, нанимателем жилого помещения по
адресу: ***, является отчим истца, с которым истец, ее мать и дети совместно не
проживают и общего хозяйства не ведут, что установлено вступившим в законную
силу судебным решением.
Поскольку Скрипка Н.В. в настоящее время не является членом
семьи нанимателя жилого помещения, в нем не проживает, оснований учитывать площадь
жилого помещения в квартире, где зарегистрирована истец с детьми, для
определения размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения, не
имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно
возложил на ответчика обязанность выдать истцу жилищный сертификат с составом
семьи истец и дети в соответствии с нормативом стоимости квадратного метра
жилья из расчета площади не менее 54 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном
применении норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во
внимание и повлечь отмену состоявшегося решения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 августа 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики
и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.12.2022.