Судебный акт
О взыскании денежных средств
Документ от 13.12.2022, опубликован на сайте 23.12.2022 под номером 103591, 2-я гражданская, о взыскании компенсации за приобретение ТСР, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-004426-74            

Судья Грачева Т.Л.                                                                         Дело № 33-5025/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  13 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2022 года, с учетом определения того же суда от 15 сентября 2022 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-3079/2022 по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах Сурмиевич  Людмилы Константиновны  удовлетворить частично .

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Сурмиевич  Людмилы Константиновны  расходы на приобретение технических средств реабилитации по  индивидуальной программе реабилитации *** № 1921.172.73/2016 от 02.11.2016 в размере 2933 руб.33  коп. 

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Данилова Е.В.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Сурмиевич Л.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о  признании незаконным бездействия,  о  взыскании расходов на  приобретение технического средства реабилитации.

Требования мотивировал тем, что Сурмиевич Л.К., ***.1948 года рождения, является *** установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** № 1248.172.73/2016 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 1921.172.73/2016 от 02.11.2016, согласно которой Сурмиевич Л.К. подлежит обеспечению ***. В период с 28.01.2019 по 28.01.2021 один раз в полугодие Сурмиевич Л.К. обращалась в Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о выплате компенсации за самостоятельное приобретение *** по результатам рассмотрения которых компенсация своевременно ей перечислялась. 03.09.2021 она также обратилась с соответствующим заявлением о выплате компенсации за самостоятельное приобретение ***, представив  товарный чек от 31.08.2021 № 7 и кассовый чек № 01 на сумму 2700 руб., выданные ИП Фаттаховым А.Ф. Однако ей отказано в компенсации, поскольку в представленном  кассовом чеке не указано наименование приобретенного товара. При этом в представленном  товарном чеке четко указано наименование изделия. По аналогичным основаниям Сурмиевич Л.К. органом государственной власти было отказано в компенсации по заявлению от 14.02.2022, к которому был приложен кассовый чек № 02 и товарный чек б/н от 10.02.2022 на сумму 2950 руб., выданные ИП Фаттаховым А.Ф. Ущемление социальных прав наименее защищенных категорий граждан с ограниченными возможностями является недопустимым.

Просил суд возложить на Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность возместить компенсацию Сурмиевич Л.К., 07.07.1948 года рождения, за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации, а именно *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 1248.172.73/2016 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 1921.172.73/2016 от 02.11.2016 в сумме 5650 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов Российской Федерации», считает, что суд не принял во внимание, что представленный Сурмиевич Л.К. кассовый чек №02 от 10.02.2022 наименование товара не содержит, а товарный чек б\н от 10.02.2022 не содержит сведений об индивидуальном предпринимателе. Кассовые чеки, представленные Сурмиевич Л.К. не позволяют установить достоверность продажи *** Считает, что Сурмиевич Л.К. не подтвердила расходы на самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, соответственно основания для назначения и выплаты ей компенсации отсутствуют.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Сурмиевич Л.К., ***.1948 года рождения, является ***.

Сурмиевич Л.К. оформлена индивидуальная программа реабилитации № 1248.172.73/2016 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 1921.172.73/2016 от 02.11.2016, в которой в разделе «технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые *** за счет средств федерального бюджета в числе прочего указано ***

В период с 28.01.2019 по 28.01.2021 один раз в полугодие Сурмиевич Л.К. обращалась в Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о выплате компенсации за самостоятельное приобретение ***, по результатам, рассмотрения которых компенсация своевременно ей перечислялась.

03.09.2021 она обратилась с соответствующим заявлением о выплате компенсации за самостоятельное приобретение ***. Для возмещения расходов Сурмиевич Л.К. предоставила товарный чек от 31.08.2021 № 7 и кассовый чек № 01 на сумму 2700 руб., выданные ИП Фаттаховым А.Ф.

По аналогичным основаниям Сурмиевич Л.К. органом государственной власти было отказано в компенсации по заявлению от 14.02.2022, к которому был приложен кассовый чек № 02 и товарный чек б/н от 10.02.2022 на сумму 2950 руб., выданные ИП Фаттаховым А.Ф.

Ссылаясь на нарушение прав *** на обеспечение техническими средствами реабилитации,  прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу о частичном  удовлетворении иска прокурора.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 5.1 указанного Федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

 

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, корсет полужесткой фиксации относится к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н (далее – Приказ № 57н), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к обоснованному выводу, что приобретение   ***   одновременно не может умолять право истца  на   осуществление  компенсации  за оба  ***  поскольку  фактически   приобретение их было связано с  отсутствием  обеспечения  техническими средствами реабилитации со стороны  ответчика, при этом,  второй   *** был  приобретен через  продолжительное время  после  приобретения первого, товарные и кассовые  чеки  представлены в материалы дела в подлинном  виде, сомнений  в  понесении истцом данных расходов у суда не имелось.

Согласно представленных ответчиком документов, на момент  приобретения  технических средств  реабилитации цена закупки данного вида ТСР составляла 1607,24 руб. и 1326,09 руб., учитывая изложенное, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истицы денежные средства в  сумме 2933,33  руб., то есть по ценам,  указанных  в контрактах.

Доводы апелляционной жалобы о том, что кассовые чеки, представленные Сурмиевич Л.К., не позволяют установить достоверность продажи ***, что она не подтвердила расходы на самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, были предметом проверки суда первой инстанции и мотивированно были отклонены. Как правильно указал суд первой инстанции к представленным истицей кассовым чекам были представлены  товарные  чеки,    имеющие штрих-код, штамп, указывающий на место продажи, где четко указано наименование изделия.

Доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2022 года, с учетом определения того же суда от 15 сентября 2022 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 декабря 2022 года.