Судебный акт
Снятие участка с кадастрового учета
Документ от 09.12.2022, опубликован на сайте 20.12.2022 под номером 103557, 2-я гражданская, о снятии с государственного кадастрового учета, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-002129-78

Судья Бахарева Н.Н.                                                                           Дело № 33-4547/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Ульяновск                                                                                             9 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Бабойдо И.А., Власовой Е.А.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2022 года, по делу № 2-1642/2022, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к администрации города Ульяновска  о снятии с государственного  кадастрового учета границы населенного  пункта города Ульяновска с реестровым номером *** отказать.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения представителей администрации г.Ульяновска Бодуновой Т.В. и Дементьевой А.А., Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – Трефиловой В.Э., полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

 

установила:

 

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к администрации города Ульяновска о снятии с государственного кадастрового учета границы населенного пункта города Ульяновска.

В обоснование иска указано, что постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 28 февраля 2013 года по делу № А72-9432/2012 признано недействующим Решение Ульяновской городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска» в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы *** Ключищенского участкового лесничества, кварталы *** Красноярского участкового лесничества, кварталы *** Охотнического участкового лесничества, кварталы *** Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, недействующим, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года  № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».

Решением Ульяновской городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска» утвержден Генеральный план города Ульяновска и установлены границы населенного пункта города Ульяновска в соответствии с картографическим описанием и схематической картой.

Согласно выписке из ЕГРН о границах населенного пункта города Ульяновска сведения о границах указанного населенного пункта внесены в ЕГРН под реестровым номером ***.

В связи с тем, что указанные границы населенного пункта внесены в ЕГРН на основании Генерального плана, утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска», который Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 28 февраля 2013 года по делу № А72-9432/2012 признан недействующим, истец просил суд снять с государственного кадастрового учета границу населенного пункта «город Ульяновск» с реестровым номером ***, указав в резолютивной части решения суда, что данное решение является основанием для Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области для снятия с государственного кадастрового учета границ населенного пункта с реестровым номером ***.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Ульяновская городская Дума, Управление Россреестра по Ульяновской области,  ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области», Управление архитектуры и градостроительства  администрации г. Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области   «Ульяновское лесничество»,  МТУ Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Республике Татарстан  и Ульяновской области.

Разрешив по существу заявленный по делу иск, районный суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства просит отменить решение суда в связи с неправильным определением фактических обстоятельств дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указывает, что факт нахождения земель лесного фонда в установленных границах вышеуказанных населенных пунктов препятствует Министерству в осуществлении имеющихся у него полномочий.

Обращает внимание на то, что исключение площади пересечения из границ Ульяновского лесничества Ульяновской области привело к уменьшению площади земель лесного фонда Ульяновской области, что, как следствие, нарушает имущественные права и законные интересы Российской Федерации в области лесных отношений. При разработке проекта по внесению изменений в генеральный план города Ульяновск проектирующая организация будет использовать сведения о границах Ульяновского лесничества, содержащихся в ЕГРН на сегодняшний день.

Вместе с тем Рослесхоз не имеет возможности внести сведения о границах Ульяновского лесничества Ульяновской области в полном объеме, соответствующих приказу Рослесхоза от 3 апреля 2018 года № 276, в связи с тем, что в ЕГРН внесена граница населенного пункта городского округа «город Ульяновск» в соответствии с генеральным планом города Ульяновск, утвержденным Решением Ульяновской городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска», который Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 28 февраля 2013 года по делу № А72-9432/2012 признан не действующим в части включения земель лесного фонда.

Обращает внимание на то, что земли лесного фонда, включенные в границы городского округа «город Ульяновск», из собственности Российской Федерации не выбывали, право собственности Российской Федерации на земельные участки не оспорено. Настаивает на том, что исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Также считает необоснованным вывод суда о том, что снятие границы населенного пункта городского округа «город Ульяновск» затронет права и законные интересы значительного куга лиц, являющихся правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства в границах населенного пункта «город Ульяновск», поскольку при внесении в ЕГРН соответствующих изменений, границы лесничества будут откорректированы органом регистрации прав по границам земельных участков иных категорий, содержащихся ЕГРН, что не затронет права и законные интересы указанного куга лиц.

Считает, что с учетом отмены Решения Ульяновской городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска» Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 28 февраля 2013 года  по делу № А72-9432/2012, работа по включению в границы населенного пункта «город Ульяновск» земель лесного фонда кварталов *** Ключищенского участкового лесничества, кварталов *** Красноярского участкового лесничества, кварталов *** Охотнического участкового лесничества, кварталов *** Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, администрацией города Ульяновск работа по приведению границ в соответствие, не ведется. При этом часть из указанных земель отнесена к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов подкатегории лесов - леса, расположенные в зеленых и лесопарковых зонах.

Просит решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2022 года отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновска Городская Дума, администрация города Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска просят решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы  государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 (пунктом 7), предусмотрено, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.

В силу п.п. 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Как следует из пункта 20 части 1 статьи 14 указанного Закона, к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Материалами дела установлено, что Решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 утвержден Генеральный план города Ульяновска.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (по состоянию на дату утверждения Генерального плана города Ульяновска) на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы городского округа.

На основном чертеже Генерального плана города Ульяновска отображена граница городского округа «город Ульяновск». Данная граница поставлена на государственный кадастровый учет с реестровым номером ***

Согласно материалами реестрового дела указанные сведения о границах населенного пункта внесены в ЕГРН на основании Карты - план от 16 февраля 2012 года в соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы г.Ульяновска №83 от 27 июня 2007 года и Генеральным планом года Ульяновск.

18 января 2016 года были на основании Решения о внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы г.Ульяновска №83 от 27 июня 2007 года «Об утверждении генерального плана города Ульяновска»  были внесены изменения в границы земельного участка от 2 сентября 2015 №85, Карта - план от 9 декабря 2015 года.

18 июля 2017 года были внесены изменения на основании Решения о внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы г.Ульяновска №83 от 27 июня 2007 года «Об утверждении генерального плана города Ульяновска» от 21 июня 2017 года №80, Карта - план от 27 июля 2017 года.

Ссылаясь на постановление Федерального арбитражного кассационного суда Поволжского округа от 28 февраля 2013 года по делу № А72-9432/2012, которым решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска» признано недействующим в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы *** Ключищенского участкового лесничества, кварталы *** Красноярского участкового лесничества, кварталы *** Охотнического участкового лесничества, кварталы *** Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, истец просил снять с государственного кадастрового учета всю границу населенного пункта города Ульяновска с реестровым номером ***.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о регистрации, под  государственным кадастровым  учетом недвижимого имущества понимается   внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть  перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 13июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит  в том числе из:   -реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально- экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отражающего границы населенных пунктов, расположенных в границах   соответствующего муниципального образования в соответствии с п. 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Согласно части 5 названной статьи установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа. Таким образом, документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

В части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации сказано, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Отказывая Федеральному агентству лесного хозяйства в удовлетворении требований в том виде, как они заявлены, суд исходил из того, что Постановлением Федерального Арбитражного кассационного суда Поволжского округа от 28 февраля 2013 года по делу №А72-9432/2012 решение Ульяновской городской Думы от 27 июня 2007 года №83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска» признано не действующим только в части включения в границы населенного пункта «город Ульяновск» только конкретных участков лесного фонда, которые располагаются, в том числе и внутри городской границы. Оснований для снятия с кадастрового учета всей границы города «Ульяновска» с реестровым номером *** в целом не имеется, поскольку в данном случае будут затронуты права и законные интересы значительного круга лиц, являющихся правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства. Такой способ защиты прав, выбранный истцом, является несоразмерным нарушенному праву.

Суд апелляционной инстанции с решением суда соглашается и находит его основанным на нормах материального и процессуального права.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ссылаясь в обоснование заявленных требований на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2013 года, которым решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска» признано недействующим в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: кварталы *** Ключищенского участкового лесничества, кварталы *** Красноярского участкового лесничества, кварталы *** Охотнического участкового лесничества, кварталы *** Ульяновского участкового лесничества Ульяновского лесничества Ульяновской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, истец не просил исключить из границ всего городского земельного участка земельные участки вышеприведенных участков лесного фонда с указанием их реестровых границ, тогда как сведениями о таких участках с определенными  границами собственник обязан обладать или их устанавливать в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем, как указывалось выше, Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 (пунктом 7), предусмотрено, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.

Изложенное указывает на то, что в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а при наличии спора – в решении суда, должны быть указаны сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель, которые подлежали исключению.

Требований о возложении на Ульяновскую городскую Думу обязанности по внесению изменений в границы населенного пункта путем исключения из Генерального плана города Ульяновска участков лесного фонда с указанием их кадастровых номеров, реестровых границ, истцом заявлено не было, а были заявлены требования о снятии всей границы земельного участка населенного пункта  «город Ульяновск», в связи с чем суд правомерно отказал в иске, рассмотрев спор в пределах заявленных требований.

Как правильно указал суд в решении, истцом при обращении в суд не конкретизированы сведения конкретных границах зон охотничьих угодий и лесничеств, включение которых в границы города Ульяновска нарушают его законные интересы.

В суде первой инстанции представитель Федерального агентство лесного хозяйства не участвовал, в связи с чем суд был лишен права обсудить о возможности уточнения или изменения исковых требований в целях правильного разрешения спора.

За истцом сохранено право на защиту нарушенного права путем предъявления требований об исключении участков лесного фонда в существующих границах из границ населенного пункта «город Ульяновск» с указанием конкретных участков лесного фонда.

С учетом установленных судом обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к администрации города Ульяновска о снятии с государственного кадастрового учета границы населенного пункта города Ульяновска с реестровым номером ***

Доводы апелляционной жалобы Федерального агентства лесного хозяйства не содержат ссылки на какие-либо значимые для дела обстоятельства или неправильно оцененные судом доказательства, в силу чего принятое по делу решение подлежало признанию незаконным и необоснованным.

Согласно положениям пункта 1 статьи 10 гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В свете положений названной нормы гражданского права удовлетворение требований Федерального агентства лесного хозяйства к администрации города Ульяновска о снятии с государственного кадастрового учета границы населенного пункта города Ульяновска с реестровым номером *** означало бы отсутствие в кадастре на неопределенный промежуток времени сведений о границах города Ульяновска, что безусловно привело бы к нарушению прав неопределенного круга лиц, оформляющих индивидуальные права на земельные участки, индивидуальное жилищное строительства, иные объекты гражданских прав и т.п.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, указание истца на то, что  факт нахождения земель лесного фонда в установленных границах  населенного пункта «город Ульяновск» препятствует Министерству в осуществлении имеющихся у него полномочий, какими-либо средствами доказывания подтверждены не были.

Представителями Администрации г.Ульяновска и Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не оспаривалась необходимость исключения из городских земель участков земель лесного фонда, вместе с тем избранный истцом способ защиты нарушенного права, при котором в целях исключения отдельных лесных участков следовало  снять с кадастрового учета границы всего города Ульяновска, которые по объему намного больше спорных участков и затрагивают интересы значительно большего числа лиц, суд правильно признал незаконным.

Ссылка в жалобе на то, что при внесении в ЕГРН соответствующих изменений, границы лесничества будут откорректированы органом регистрации прав по границам земельных участков иных категорий, содержащихся ЕГРН, что не затронет права и законные интересы указанного куга лиц, как раз свидетельствует о том, что необходима именно корректировка границ участков лесного фонда, что возможно на основании решения суда при рассмотрении требований Министерства лесного фонда соответствующего иска об исключении спорных границ лесничества, что и будет являться предметом судебного разбирательства.

Учитывая изложенное, принятое по делу решение является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2022 года.