Судебный акт
Об устранении нарушений требований пожарной безопасности
Документ от 29.11.2022, опубликован на сайте 20.12.2022 под номером 103461, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-004600-37

Судья Шабинская Е.А.                                                                 Дело №33а-4902/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      29 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 августа 2022 года по делу №2а-3220/2022, по которому постановлено:

административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска, поданный в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» устранить нарушения требований безопасности дорожного движения путем оборудования ограничивающих пешеходных ограждений на регулируемых пешеходных переходах по адресам: около домов по ул.Гончарова, д.9, ул.Гончарова, д.5/31, на пересечении ул.12 Сентября - Л.Толстого, на пересечении ул.Крымова - Шевченко, на пересечении ул.Нариманова - Урицкого Ленинского района г.Ульяновска; дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах по адресам: на пересечении ул.12 Сентября - Л.Толстого, на пересечении ул.12 Сентября - Ленина, на пересечении ул.Крымова - Шевченко, на пересечении ул.Крымова – Карла Маркса Ленинского района г.Ульяновска; искусственного освещения на пешеходных переходах по адресам: на пересечении ул.Радищева - Докучаева, около дома №26 по ул.Докучаева, на пересечении ул.Розы Люксембург - Докучаева, около домов по ул.Любови Шевцовой, д.59 б, ул.Ульяны Громовой, д.4, ул.Ульяны Громовой, д.7, на пересечении ул.Розы Люксембург - Новгородская, около дома по ул.Федерации, д.132, на пересечении ул.Красноармейская - Тухачевского, около дома по ул.Красноармейская, д.61 г.Ульяновска, в срок в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения старшего прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о возложении обязанности нарушения требований безопасности дорожного движения.

В обоснование требований указал, что в ходе проведения совместной проверки прокуратуры Ленинского района г.Ульяновска и ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области на предмет соблюдения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности установлено, что в нарушение требований: п.8.1.29 ГОСТ Р52289-2019 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на регулируемых пешеходных переходах по адресам: около домов по ул.Гончарова, д.9, ул.Гончарова, д.5/31, на пересечении ул.12 Сентября – ул. Л. Толстого, на пересечении ул.Крымова – ул.Шевченко, на пересечении ул.Нариманова – ул.Урицкого; в нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах на пересечении ул.12 Сентября – ул. Л. Толстого, на пересечении ул.12 Сентября – ул.Шевченко, на пересечении ул.Крымова – ул.Карла Маркса; в нарушение п.4.9 ГОСТ 33176 отсутствует искусственное освещение на пешеходных переходах на пересечении ул.Радищева – ул.Докучаева, около дома по ул.Докучаева, д.26, на пересечении ул.Розы Люксембург – ул.Докучаева, около домов по ул.Любови Шевцовой, д.59 б, ул.Ульяны Громовой, д.4, ул.Ульяны Громовой, д.7, на пересечении ул.Розы Люксембург – Новгородская, около дома по ул.Федерации, д.132, на пересечении ул.Красноармейская – ул.Тухачевского, около дома по ул.Красноармейская, д.61.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска и обязать административного ответчика устранить нарушения требований безопасности дорожного движения путем: оборудования ограничивающих пешеходных ограждений на регулируемых пешеходных переходах, дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах и искусственного освещения на пешеходных переходах по указанным адресам.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, УГИБДД УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше  решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер и используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

В связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска финансированием не обеспечена. На выполнение работ по оборудованию ограничивающих пешеходных ограждений на регулируемых пешеходных переходах, указанных в решении суда, необходимо ориентировочно 9655 тысяч рублей.

Администрацией города Ульяновска по вопросу выделения дополнительного финансирования на выполнение мероприятий по безопасности дорожного движения, в том числе по объектам, указанным в исковых требованиях прокуратуры Ленинского района города Ульяновска, направлялись обращения в адрес Ульяновской Городской Думы о необходимости внесения изменений в бюджет города. Однако дополнительное финансирование на указанные цели не было доведено до администрации города.

В действиях администрации города Ульяновска отсутствует факт бездействия по непринятию мер по безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Возможность выполнения указанных мероприятий будет рассмотрена при условии дополнительного финансирования данной статьи затрат на 2023-2024 годы.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подп.5 п.1 ст.14, подп.5 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу требований ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как установлено судом, заявленные в административном иске автомобильные дороги по улицам Гончарова, Крымова, Шевченко, 12 Сентября, Л. Толстого, Нариманова, Урицкого, Карла Маркса, Радищева, Докучаева, Розы Люксембург, Любови Шевцовой, Ульяны Громовой. Новгородская, Федерации, Красноармейская, Тухачевского в г.Ульяновске находятся на территории муниципального образования «город Ульяновск» и числятся в реестре муниципальной собственности.

Проведенной прокуратурой проверкой соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации на территории муниципального образования «город Ульяновск» установлено, что на указанных в административном иске автомобильных дорогах в нарушение требований п.8.1.29 ГОСТ Р52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на регулируемых пешеходных переходах; в нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р52289-2019 отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги на наземных пешеходных переходах; в нарушение п.4.9 ГОСТ 33176 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования» отсутствует искусственное освещение на пешеходных переходах.

Поскольку обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения отнесена в силу закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором Ленинского района города Ульяновска требования к администрации города Ульяновска, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск», наделённым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Довод администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе о недостаточности финансирования не освобождает административного ответчика от возложенной на него обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в силу чего судом обоснованно удовлетворены требования административного истца, направленные на приведение в соответствие с нормативными требованиями пешеходных переходов на улицах города Ульяновска.

Принятое по делу решение является по существу правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для  удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.12.2022.