УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-000633-07
Судья Грачева Т.Л.
Дело №33-2819/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О
П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
6 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Камаловой Е.Я., Костенко А.П.,
при секретаре Курановой
Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-858/2022 по апелляционной жалобе представителя
Каракозова Дмитрия Николаевича, Каракозовой Людмилы Анатольевны – Анашкина
Алексея Владимировича на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 марта 2022 года, по
которому постановлено:
исковые требования Правительства Ульяновской области в лице
Управления по охране объектов культурного наследия Администрации Губернатора
Ульяновской области удовлетворить.
Возложить на Каракозова Дмитрия Николаевича, Каракозову
Людмилу Анатольевну, Богачеву Тамару Григорьевну обязанность произвести
демонтаж забора из профильного листа,
установленного в охранной зоне объектов культурного наследия федерального
значения в границах земельного участка
по адресу: ***, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную
силу.
Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения представителя
Каракозова Д.Н., Каракозовой Л.А. – Анашкина А.В., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Правительство Ульяновской области в лице Управления по
охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской
области обратилось в суд с иском к Каракозову Д.Н., Каракозовой Л.А. о
возложении обязанности демонтировать забор.
В обоснование своих требований указало, что Каракозовы Д.Н.
и Л.А. являются собственниками дома по адресу: ***. Данный дом находится на
земельном участке, который входит в ОЗФ - охранная зона объектов культурного
наследия федерального значения.
Пунктом 1 Приложения №1 постановления Правительства
Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П «О границах зон охраны объектов
культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск»
(далее – 256-П), установлен перечень отделочных и строительных материалов,
которые необходимо использовать при ремонте, реставрации, приспособлении для
современного использования, при капитальном строительстве зданий и сооружений в
зонах охраны объектов культурного наследия.
Профилированный металлический лист (профнастил), из которого возведен
забор у дома, принадлежащего ответчикам, к таким строительным материалам не
относится. Истец считал данный забор нарушающим нормы 256-П.
На претензию о демонтаже, направленную истцом, муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа»
(далее – МБУДО «Детская художественная школа») сообщило, что оно забор не
устанавливало, забор был построен собственниками дома, расположенного по
адресу: ***. Претензии, которые направлялись собственникам дома № ***, были проигнорированы.
Просил суд обязать Каракозовых
Д.Н. и Л.А. демонтировать забор из профилированного листа, который расположен в
границах земельного участка по адресу: ***.
Судом к
участию в деле в качестве соответчика была привлечена Богачева Т.Г., в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МБУДО
«Детская художественная школа».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
представитель Каракозова Д.Н., Каракозовой Л.А. – Анашкин А.В. просит
отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении
заявленных к ответчикам требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на нарушения судом
первой инстанции при принятии оспариваемого решения норм процессуального права,
выразившиеся в определении круга ответчиков по настоящему спору. Считает, что в
данном случае надлежащим ответчиком по делу должны являться не собственники
дома, а лицо, которому принадлежит земельный участок, на котором расположен
спорный забор.
Полагает, что удовлетворение судом исковых требований об
обязании ответчиков демонтировать забор выходит за пределы регулирования
законодательства об охране объектов культурного наследия. Забор определяет
сложившийся порядок пользования земельным участком между долевыми
собственниками. Поскольку у истца имеется претензия к материалам, из которых
изготовлен забор, а не к сооружению в целом, то исковые требования должны быть
сформулированы иначе, существующие требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, считает, что судом должен был быть истребован у
истца проект зон охраны объектов культурного наследия на территории
муниципального образования «город Ульяновск». Ссылаясь на имеющуюся у
ответчиков информацию, отмечает, что данный проект не содержит запрета на
использование профнастила для построения ограждений внутри не просматриваемых с
улицы земельных участков.
Определением от 2 августа 2022 г. судебная коллегия перешла к
рассмотрению апелляционной жалобы представителя Каракозова Д.Н., Каракозовой Л.А.
– Анашкина А.В. на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 18 марта 2022 года по гражданскому делу по
иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов
культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к Каракозову
Д.Н., Каракозовой Л.А. о возложении обязанности демонтировать забор, по
правилам производства в суде первой инстанции.
Представитель Правительства Ульяновской области, Каракозов
Д.Н., Каракозова Л.А., Богачева Т.Г., представитель Межрегионального территориального
управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Республике Татарстан и Ульяновской области, извещенные о месте и
времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы гражданского дела по правилам
производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив
доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение
суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктами 1
и 2
статьи 33 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее –
Закона) объекты культурного наследия,
включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат
государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или
уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта
культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного
порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других
действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях
их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных
воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в
себя в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке,
установленных настоящим Федеральным законом,
проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о
предоставлении земель и об изменении их правового режима.
Согласно пункту 1 статьи
34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного
наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории
устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия.
Пунктом 2
статьи 34 Закона установлено, что охранная зона - территория, в
пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в
его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим
использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий
строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на
сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта
культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности
- территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель,
ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются
требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
На
основании абзаца 2 пункта 3 статьи
34 Закона решения об установлении,
изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной
зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо
ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов
культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются,
требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон
утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в
отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта
объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом
государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с
федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении
объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного
наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами
субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных
зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной
власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона
Ульяновской области № 24-ЗО от 09.03.2006 «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на
территории Ульяновской области», Правительство Ульяновской области уполномочено
на утверждение границ зон охраны
объектов культурного наследия федерального значения, в том числе границ
объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения
(за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия
народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в
Список всемирного наследия), особых режимов использования земель в границах
территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах
территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного
наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов
культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным
органом охраны объектов культурного наследия;
На основании статьи 9 Закона
Ульяновской области № 24-ЗО от 09.03.2006 «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на
территории Ульяновской области» границы зон охраны объектов культурного
наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного
наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного
наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия,
включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в
границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в
границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны
объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия
регионального значения и объектов культурного наследия местного
(муниципального) значения региональным органом охраны объектов культурного
наследия по согласованию с органами местного самоуправления городских округов,
городских поселений и муниципальных районов Ульяновской области, на территориях
которых расположены данные объекты культурного наследия.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от
02.07.2009 № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на
территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования
земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» определены границы зон охраны объектов культурного
наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режим использования земель и градостроительные
регламенты в границах данных зон.
На
момент принятия постановления порядок
установления зон охраны объектов культурного наследия регулировался
постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. №315 «Об утверждении
Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации».
Согласно
п.п. «б» п.10 «Положения зонах охраны
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации» особый режим использования земель и градостроительный
регламент в границах охранной зоны устанавливаются с учетом следующих
требований: ограничение капитального
ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том
числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных
строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и
малых архитектурных форм;
К
одному из видов отдельного строительного
материала, согласно приложению №1 к режимам использования земель и требования к
градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного
наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск»,
использование которого запрещено, отнесен профилированный металлический лист (профнастил).
Судом
установлено, что домовладение по ул. ***, *** в городе Ульяновске
принадлежит на праве общей долевой
собственности: Каракозову Д.Н. – 22/100
долей, Каракозовой Л.А.- 44/100 долей, Богачевой Т.Г. – 34/100 долей.
Из дела следует, что по состоянию на 15.06.2022, земельный
участок для домов *** по ул.***
г.Ульяновска, является единым. В
пределах земельного участка имеются 2
объекта недвижимости с кадастровыми номерами *** и ***.
Правообладателями земельного участка являются: Богачева Т.Г.
с правом общей долевой собственности на земельный участок в размере 619/3000
долей, Каракозова Л.А. – 628/3000 долей, Каракозов Д.Н. – 285/3000 долей,
Российская Федерация – 1468/3000 долей (в этой части земельного участка
расположено здание Детской художественной школы).
Дом ***, здание
Детской художественной школы (д.*** по ул.***) и земельный участок с
кадастровым номером *** входят в состав
объединенной охранной зоны объектов культурного наследия федерального значения
– территория «мемориального квартала» Государственного историко-мемориального
музея-заповедника «Р***».
Согласно пункту 20 Постановления Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П «О границах зон охраны
объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город
Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в
границах данных зон» установлена ОЗФ - объединенная охранная зона
объектов культурного наследия федерального значения на участке ул. Ленина (дома
№ 19 - 41, 50а - 104); на участке ул. Льва Толстого (дома № 39 - 77, 20 - 30) в
границах ул. 12 Сентября и ул. Железной Дивизии, ул. Энгельса (дома № 6 - 10) -
территория «мемориального квартала» Государственного историко-мемориального
музея-заповедника «Р***».
Границы зоны проходят от дома № 77 по ул. Льва Толстого по
восточной границе участков домов № 73, 77 по ул. Льва Толстого, по восточной
границе участка евангелическо-лютеранской церкви (ул. Ленина, 100, 104) до
противоположного угла ул. Ленина с ул. Железной Дивизии, по восточной границе
участка домов № 51, 53 по ул. Ленина, по красной линии ул. Энгельса (дома № 6 -
10), по дворовой границе участков домов № 19 - 41 по ул. Ленина, по красной
линии ул. 12 Сентября до пересечения с ул. Архитектора Ливчака, по северной
границе сквера «Колючий садик», по восточной границе участков домов № 2 - 6 по
ул. Архитектора Ливчака, по красной линии ул. Льва Толстого, включая территории
участков домов № 22, 24, 28, 30, до пересечения с ул. Железной Дивизии (дом №
36 по ул. Льва Толстого), до противоположного угла ул. Льва Толстого (дом №
71), до дома № 77 по ул. Льва Толстого.
Соответственно, домовладение, принадлежащее ответчикам, находится в
границах приведенной выше зоны.
Из дела следует, что 12.11.2021 главным
специалистом-экспертом департамента государственного контроля и судебного представительства Управления по охране
объектов культурного наследия Администрации Губернатора Ульяновской области по
результатам проверки соблюдения требований законодательства в области
сохранения, использования, популяризации
и государственной охраны объектов культурного наследия было установлено,
что на территории охранной зоны объектов культурного наследия
федерального значения на земельном участке, в том числе, принадлежащем и ответчику, по ул. ***, *** г. Ульяновска установлен забор из профилированного листа.
Как следует из дела, забор
отделяет части земельного участка, находящиеся в пользовании ответчиков
Каракозовых Д.Н. и Л.А. от земельного участка, находящегося в пользовании
ответчика Богачевой Т.Г.
В связи с выявленными нарушениями Каракозовым Д.Н., Л.А.
была направлена информация о необходимости демонтажа забора из профилированного
листа, установленного в объединенной
охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения на
принадлежащем им земельном участке.
Как подтверждается актом осмотра от 14.01.2022, требования о демонтаже забора не исполнены.
Учитывая, что возведение забора из профилированного
металлического листа в объединенной
охранной зоне объектов культурного
наследия федерального значения на земельном участке по ул. ***, ***
г.Ульяновска противоречит требованиям режима и градостроительным регламентам
зоны, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о
возложении на ответчиков Каракозова Д.Н., Каракозову Л.А., Богачеву Т.Г.
обязанности по демонтажу спорного забора, в пределах заявленных истцом
требований.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная
коллегия полагает возможным предоставить ответчикам три месяца для проведения указанных в решении
работ, поскольку указанный срок
исполнения, по мнению суда апелляционной инстанции, является разумным и соизмеримым с необходимыми
действиями.
Фактически все доводы
апелляционной жалобы ответчиков сводятся
к несогласию с Приложением №1 к режимам использования земель и
градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного
наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» – «Перечнем
отделочных и строительных материалов, применение которых при ремонте,
реставрации, приспособлении для современного использования, при капитальном
строительстве зданий и сооружений в зонах охраны объектов культурного наследия
запрещается».
Данные доводы при рассмотрении апелляционной жалобы
ответчиков не могут быть приняты во
внимание, поскольку указанный нормативно-правовой акт оспаривался ответчиками в
отдельном административном
судопроизводстве.
Решением Ульяновского областного суда от 19 июля 2022
года отказано в удовлетворении
административного искового заявления Каракозовых Дмитрия Николаевича и Людмилы
Анатольевны о признании не действующим Приложения № 1 к режимам использования земель и
градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного
наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» – «Перечень
отделочных и строительных материалов, применение которых при ремонте,
реставрации, приспособлении для современного использования, при капитальном
строительстве зданий и сооружений в зонах охраны объектов культурного наследия
запрещается», подпункта 2 пункта 3.1 в отношении «ОЗФ - охранная зона объектов культурного наследия федерального
значения» Приложения № 2 к Постановлению
Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П «О
границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального
образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных
регламентах в границах данных зон».
Решение Каракозовыми Л.А. и Д.Н. обжаловалось в
апелляционном порядке и в настоящее время вступило в законную силу.
Руководствуясь
статьями 330, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18
марта 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Возложить на Каракозова Дмитрия Николаевича, Каракозову
Людмилу Анатольевну, Богачеву Тамару Григорьевну обязанность произвести
демонтаж забора из профильного листа,
установленного в охранной зоне объектов культурного наследия федерального
значения в границах земельного участка по адресу: г.Ульяновск, ул. ***, *** в течение трех месяцев со
дня принятия апелляционного определения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 декабря 2022 года.