УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шабинская Е.А. 73RS0001-01-2022-005280-34
Дело № 33-5023/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
9 декабря 2022 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Карабанова А.С.,
судей Федоровой
Л.Г., Богомолова С.В.,
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения –
Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 августа
2022 года по гражданскому делу № 2-3860/2022, по которому постановлено:
исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в
интересах Байбикова Ильгиза
Загижановича удовлетворить частично.
Обязать
Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации обеспечить Байбикова
Ильгиза Загижановича
техническим средством реабилитации – *** согласно его индивидуальной программе
реабилитации от 06.03.2020.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Холодилиной
Ю.Л., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области, действуя
в интересах Байбикова И.З., обратился в суд с иском к
Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС) о возложении
обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
В обоснование иска
указано, что Байбиков И.З. является инвалидом ***
группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 06.03.2020 ему в качестве средств
реабилитации рекомендованы, в том числе, ***, которыми он в полной мере не
обеспечивается.
С учетом
изложенного, прокурор просил обязать ГУ-УРО ФСС обеспечить Байбикова
И.З. ***.
Судом к участию по
делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда
России, Министерство семейной. демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области, ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п.
Дальнее поле».
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ГУ-УРО ФСС просит отменить решение суда и принять новое решение. В
обоснование жалобы указывает, региональное отделение является государственным
заказчиком и при осуществлении закупок для обеспечения инвалидов
руководствуется Федеральным Законом от 05.04.2013 №44 –ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд». На основании заявления от 26.08.2021 согласно индивидуальной
программе от 06.03.2020 Байбиков И.З. состоит на
учете по обеспечению ТСР. По сведениям информационной базы Байбиков
И.З. обеспечен данным видом ТСР по 05.05.2022 включительно. В целях дальнейшего
обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации на официальном сайте
неоднократно размещались запросы ценовой информации. Очередной запрос
планируется ценовых предложений на поставку ТСР планируется разместить до
10.08.2022. Таким образом, ответчик принимает все необходимые меры для
обеспечения Байбикова И.З. рекомендованным ТСР.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия
приходит к следующему.
Из материалов дела
следует и судом установлено, что Байбиков И.З.,
является инвалидом *** группы.
В соответствии с
индивидуальной программой реабилитации или абилитации
инвалида от 06.03.2020 № 217.13.73/2020 Байбиков И.З.
подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе, ***
Разрешая исковые
требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции
исходил из того факта, что на период рассмотрения дела в суде первой инстанции Байбиков И.З. указанными техническими средствами
реабилитации в полной мере обеспечен не был.
Между тем, судебная
коллегия с данными выводами согласиться не может, поскольку они основаны на
неправильном применении норм материального права.
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995
г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статья 5.1 этого
федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов,
который является федеральной государственной информационной системой и ведется
в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая
сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных
функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида,
о проводимых реабилитационных или абилитационных
мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах
социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений,
необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных
случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором
федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам
проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду,
утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р утвержден
федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее также - Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду).
Частью 1 статьи 11
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа
реабилитации или абилитации инвалида - комплекс
оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя
отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,
профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,
компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление,
компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2
статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации
или абилитации инвалида является обязательной для
исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности.
Индивидуальная
программа реабилитации или абилитации инвалида
содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и
услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные
мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых
принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии с
частью 5 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа
реабилитации или абилитации имеет для инвалида
рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и
объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Частью 7 статьи 11
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что отказ инвалида (или лица,
представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей
освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного
самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм
и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду
права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных
мероприятий, предоставляемых бесплатно.
К техническим
средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические
решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения
стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»).
Решение об
обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при
установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»).
Технические средства
реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными
органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом
социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными
организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила, Правила обеспечения
инвалидов техническими средствами реабилитации).
Обеспечение
инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил,
осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации
инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации, путем,
в том числе, предоставления
соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное
пользование.
Из приведенных
нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам
получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным
перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств
федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств
реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его
жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям
и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида,
разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной
экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства
реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными
органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы
государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются
от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида
только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от
индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации
отдельных ее частей.
В настоящее время
полномочия в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в
Ульяновской области переданы ГУ-УРО ФСС.
Подпунктом «а»
пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими
средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего
технического средства (изделия).
В силу абзаца
первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства
(изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его
интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской
Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана),
уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий
Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и
отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с
абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление,
указанное в пункте 4 данных Правил, в 15 - дневный
срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана)
о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду
(ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства
(изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку
товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд,
организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6
статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если
предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или реабилитации
техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены
инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство
реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается
компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства
реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего
технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке,
установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона.
Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и
порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере социальной защиты населения.
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31
января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно
приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную
услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан
о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что
компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные
индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство
реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид
самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или)
оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду
выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его
интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства
реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по
самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или)
оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им
следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной
программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного
пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого
счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным
органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем
почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в
кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно
приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных
нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида
на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами
реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида,
осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством
выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены
инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство
реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права
регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не
предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в
натуре за прошлый период в случае их непредоставления
инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право
инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета уполномоченным
органом техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду
денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство
реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.
Прокурором
фактически заявлены требования (как следует из их формулировки) об обеспечении Байбикова И.З. предусмотренными ИПРА техническими
средствами реабилитации за прошлое время, а также на будущее.
Между тем, истец в
лице его законного представителя не лишен права самостоятельно приобрести
технические средства реабилитации, предусмотренные его индивидуальной
программой реабилитации и обратиться к ответчику с заявлением о выплате
компенсации.
Поскольку
действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов
средствами реабилитации в натуре за прошлый период, то право истца на получение
технических средств реабилитации, могло быть реализовано путем выплаты
уполномоченным органом денежной компенсации за самостоятельно приобретенные
технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31
января 2011 г. № 57н.
Что касается
требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить ТСР на будущее
время, оснований для вынесения решения об их удовлетворении также не имеется,
так как стороной ответчика не оспаривается нуждаемость инвалида в ТСР согласно его
ИПРА, как и не оспаривается право истца на получение предусмотренных ИПРА
технических средств реабилитации. Ответчик в силу закона обязан обеспечить
истца ТСР в соответствии с разработанной и утвержденной ИПРА, что последним не
оспаривается и принимаются меры к соответствующему обеспечению.
Кроме того,
полагать, что в будущем инвалид не будет обеспечиваться ТСР в соответствии с
требованиями закона, оснований не имеется.
Формулировка исковых
требований прокурора, в случае их удовлетворения, не приведет к восстановлению
уже нарушенного права инвалида и является неверным способом защиты права.
В силу изложенного, решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2022 года подлежит
отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных
прокурором исковых требований.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 8 августа 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении
исковых требований Инзенского межрайонного прокурора
Ульяновской области, действующего в интересах Байбикова
Ильгиза Загижановича, к
Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской
Федерации о возложении обязанности обеспечить Байбикова
Ильгиза Загижановича ***,
согласно его индивидуальной программе реабилитации от 06.03.2020, отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 09.12.2022