Судебный акт
О признании права на пенсию с уменьшением возраста
Документ от 30.11.2022, опубликован на сайте 13.12.2022 под номером 103373, 2-я гражданская, о признании право на снижение пенсионного возраста и назначении пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0008-01-2022-000882-53                                                                                    

Судья Гельвер Е.В.                                                                               Дело № 33-4886/2022                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     30 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Сычёвой О.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 10 августа 2022 года, по гражданскому делу № 2-1-353/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Рябцевой Ларисы  Александровны удовлетворить.

Признать за Рябцевой Ларисой Александровной право на  снижение пенсионного  возраста  на 3 года  в связи с проживанием и работой в период с 26.04.1986 по   30.06.1988, с 17.08.1989 по 31.01.1998 на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения представителя Рябцевой Л.А. – Базуновой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Рябцева Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение  пенсионного фонда Российской Федерации  по Ульяновской области о  признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

В исковом заявлении указала, что  Рябцева (Елунина)  обратилась к ответчику за консультацией о назначении пенсии по старости с возраста 52 лет, в связи с правом на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Рябцевой Л.А. разъяснили, что ей будет отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием, требуемой продолжительности проживания в зоне с льготным социально- экономическим статусом, в связи с тем, что она не может предоставить сведений о регистрации по месту жительства на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а сведения о работе на территории зоны требуют подтверждения, поскольку работодатели прекратили деятельность.

С сентября 1978 года по июнь 1988 года истица обучалась в Инзенской средней школе №3 и проживала с родителями по адресу г. Инза ***  С 01.09.1988 по 12 07.1989 обучалась в ***. С 17.08.1989 по 25.08.1994 Рябцева Е.А. работала в детском саду ***». С 27.08.1994 по 15.11.1994 и с 29.12.1994 по 29.05.1995 истица работала в Инзенском ***, с 29.05.1995 по 20.09.1998 в ***

Рябцева Е.А. проживала и работала на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом с 26.04.1986 по 31.08.1988, с 17.08.1989 по 31.01.1988, всего 10 лет 9 месяцев 20 дней, что дает ей право на досрочное назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на три года.

Просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылаясь на нормы действующего законодательства в сфере пенсионных прав, указывает, что право на меры социальной поддержки, в том числе на снижение пенсионного возраста имеют только те граждане, которые работали (проживали) на территории с льготным социально-экономическим статусом постоянно. Периодическое нахождение на загрязненной территории не дает права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста. Как следует из трудовой книжки истица работала в г.Инза с перерывами, соответственно данные периоды не могут быть засчитаны в стаж проживания на загрязненной территории. Истица постоянной регистрации на территории г.Инза в период с 26.04.1986 по 30.06.1988 и с 17.08.1989 по 31.01.1998 не имела. Факт постоянного проживания в период с 26.04.1986 по 30.06.1988 в г.Инза суд установил лишь на пояснениях свидетелей и справки средней школы. Поскольку пенсии за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом носят льготный характер и назначаются ранее общеустановленного возраста, считает, что факт проживания на загрязненной территории должен быть также подтвержден документально.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Рябцевой Л.А.- Базунова Е.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 8 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу части 2 статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Согласно статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года был установлен возраст выхода на страховую пенсию по старости для женщин – 55 лет.

Из материалов дела следует, что истица претендует на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста на 3 года на основании вышеприведенной нормы в связи с проживанием и работой в период с  26.04.1986 (даты аварии на ЧАЭС) по   30.06.1988, с  17.08.1989  по 31.01.1998 в г. Инза Инзенского района Ульяновской области.

Данная местность относилась к местности с льготным социально-экономическим статусом проживания с 26.04.1986 по 31.01.1998 на основании Распоряжения Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 557-р.

Согласно свидетельству о рождении Рябцева (до брака Елунина) Л.А. родилась ***.1971 в г. Инза Ульяновской области (л.д. 26).

Из справки от  14.07.2022, выданной МКОУ Инзенская средняя школа ***, Елунина (Рябцева) Л.А., ***.1971 года рождения, действительно обучалась в Инзенской средней школе *** с 01.09.1978 по 30.06.1988. На момент  обучения в школе проживала  по адресу: *** (л.д. 59), что также подтверждается аттестатом о среднем образовании (л.д. 10).

Из представленной формы №1  от 29.12.1987 усматривается, что Елунина Л.А. получила паспорт 29.12.1987. Место жительства ее и родителей указано: *** (л.д. 68).

Елунина Л.А.  18.05.1991 зарегистрировала брак с Е***   М.Н., сменила фамилию на Ерушкину Л.А. (л.д. 27), впоследствии 15.10.1998  зарегистрировала брак с Р*** С.Ю., сменила фамилию на Рябцеву.

Из представленного диплома усматривается, что Елунина Л.А. обучалась  ***  с 01.09.1988 по 12.07.1989 (л.д.11).

Согласно справки №14 от 09.03.2022  выданной  МКДОУ  *** г. Инза  Елунина Л.А. работала в ***» по адресу: г. Инза, *** с 17.08.1989 по 26.08.1994 полный рабочий день в должности помощника воспитателя (л.д. 61).

Справкой Инзенского районного потребительского общества от 20.07.2022 подтверждается, что Ерушкина Л.А. с 27.08.1994 по 15.11.1994 работала ***  в магазине по ***, с 29.12.1994 по 29.05.1995 *** в магазине «*** (л.д. 60).

Также из данной справки следует, что Инзенский коопунивермаг являлся структурным  подразделением   Инзенского РАЙПО. Согласно Постановлению   собрания уполномоченных пайщиков Инзенского РАЙПО от 22.08.1997 Инзенский коопунивермаг реорганизован  путем присоединения к Инзенскому  районному потребительскому обществу.  Инзенское райопо является  правоприемником Инзенского коопунивермага.

Из представленной копии трудовой книжки  Рябцевой Л.А. усматривается, что  она с  29.05.1995 по 20.09.1998 работала продавцом в  *** (л.д. 77-82).

Допрошенная судом первой инстанции в судебном заседании  в качестве свидетеля   Л***  Л.Ю.  пояснила, что с Рябцевой (Елуниной)  они учились   в школе *** Рябцева в тот период проживала на территории ***

Свидетель И***  Т.В. в судебном заседании пояснила, что   работала  с Елуниной Л.А. с 1995  года в ***», которая находилась на *** в г. Инза.

Таким образом, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, факт постоянного проживания и работы истца в период с  26.04.1986  по   30.06.1988,    с  17.08.1989  по 31.01.1998  на территории  зоны  с льготным социально-экономическим статусом подтвержден допустимыми и относимыми доказательствами, при этом, в первую очередь письменными.  

Факт незначительных перерывов в работе истца не указывает на то, что Рябцева Л.А. постоянно не проживала на данной местности в указанные перерывы. Доказательств выезда ее на другое постоянное место жительства не представлено.

Довод ответчика о том, что Рябцева Л.А. не достигла пенсионного возраста не может повлечь отмену решения суда, так как действующее пенсионное законодательство не содержит запрета на защиту пенсионных прав до наступления срока назначения пенсии при наличии спора с пенсионным органом, в данном случае который, исходя из процессуального поведения и правовой позиции ответчика, имеет место быть.

При таком положении, с учетом указанных периодов постоянного проживания (в том числе на момент аварии на ЧАЭС) и работы  (более полных 8 лет), суд обоснованно пришел к выводу о наличии у Рябцевой Л.А. права на снижение пенсионного возраста  на 3 года.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 10 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через  Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.12.2022.