Судебный акт
О включении периода работы в специальный страховой стаж
Документ от 06.12.2022, опубликован на сайте 23.12.2022 под номером 103342, 2-я гражданская, о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                   73RS0001-01-2022-003542-10

Дело № 33-5027/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 6 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Герасимовой Е.Н., Богомолова С.В.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июля 2022 года по гражданскому делу № 2-2410/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования Шарымовой Натальи Анатольевны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить в специальный стаж Шарымовой Натальи Анатольевны дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 08.08.2017 года по 25.04.2019 года в должности медицинская сестра постовая в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща».

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шарымова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.

В обоснование иска указано, что 02.12.2021 истец подала заявление о назначении досрочной пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчик отказал в досрочном назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа, поскольку стаж работы, дающий право истцу на досрочное назначение страховой пенсии по старости па день обращения за назначением пенсии, составил 27 лет 9 месяцев 2 дней, при необходимом стаже 30 лет. Ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитаны следующие периоды работы истицы: с 01.03.1992 по 12.09.1995, с 01.10.1996 по 22.02.2000, с 06.06.2001 по 28.10.2002 в должности фельдшер на подстанции скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», с 08.08.2017 по 25.04.2019 в должности медицинская сестра постовая в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща».

С учетом изложенного, Шарымова Н.А. просила суд обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области включить в ее специальный стаж периоды работы с 01.03.1992 по 12.09.1995, с 01.10.1996 по 22.02.2000, с 06.06.2001 по 28.10.2002 в должности фельдшер на подстанции скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», с 08.08.2017 по 25.04.2019 в должности медицинская сестра постовая в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща» и назначить страховую пенсию по старости, взыскать в ее пользу расходы на оплату государственной пошлины.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ГУ-ОПФР по Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Ссылаясь на нормы действующего пенсионного законодательства, указывает, что начиная с даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, страховой стаж, в том числе, для назначения досрочной пенсии должен быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного учета). Спорные периоды после регистрации истицы в системе ОПС отражены на лицевом счете «общими» условиями, таким образом, работодатель не подтвердил льготный характер работы истца.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шарымова Н.А. 02.12.2021 обратилась в ГУ – ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ – ОПФР по Ульяновской области от 03.03.2022 № 300290/21 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа (т. 1, л.д. 12-14).

При этом периоды работы с 01.03.1992 по 12.09.1995, с 01.10.1996 по 22.02.2000, с 06.06.2001 по 28.10.2002 в должности фельдшера на подстанции скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», с 08.08.2017 по 25.04.2019 в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща», не были засчитаны в специальный страховой стаж истицы.

Не согласившись с принятым решением, Шарымова Н.А. обратилась в суд.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истицы в должности должности фельдшера на подстанции скорой медицинской помощи, являющегося структурным подразделением МУЗ «Ульяновская городская клиническая больница скорой медицинской помощи» не свидетельствует о ее работе, подлежащей включению в ее специальный страховой стаж. При этом в отношении периода работы истца с 08.08.2017 по 25.04.2019 в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща» судом сделан противоположный вывод.

Истцом Шарымовой Н.А. принятое решение в той его части, которой ей отказано в удовлетворении исковых требований, не обжалуется.

Рассматривая данный пенсионный спор в пределах доводов жалобы ответчика ГУ-ОПФР по Ульяновской области, судебная коллегия с выводами суда о включении истице в специальный страховой стаж периода работы с 08.08.2017 по 25.04.2019 в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща»согласиться не может, поскольку они основаны на ошибочном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п. «н» ч. 1 указанного Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список № 781).

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 (далее – Список № 1066), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (далее – Список № 464), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Следовательно, в период работы Шарымовой Н.А. с 08.08.2017 по 25.04.2019 в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща» действовал Список № 781.

Пунктом 31 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены учреждения социального обслуживания населения, в том числе детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками.

Детский дом общего профиля как учреждение социального обслуживания в разделе «Наименование учреждений» в вышеуказанном Списке № 781 не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 3 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

Примерная номенклатура организаций социального обслуживания утверждена Приказом Минтруда России от 17.12.2020 № 918н, который детские дома общего профиля к организациям социального обслуживания не относит.

Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 535-ст утвержден «ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания», которым в пункте 4.3 установлены виды учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, среди которых также поименованы только детские дома-интернаты для умственно отсталых детей (п. 4.3.4) и дома-интернаты для детей с физическими недостатками (п. 4.3.5).

Согласно уставу ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща» данное учреждение осуществляет образовательную деятельность по дошкольному и дополнительному образованию (т. 1, л.д. 230-250).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что истцом осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждении образования – детском доме, который не относится к учреждениям здравоохранения и не поименован в соответствующих разделах Списка профессий и должностей работников здравоохранения, и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.

Кроме того, приходя к выводу об удовлетворении исковых требований Шарымовой Н.А. о включении ей в специальный страховой стаж периода работы с 08.08.2017 по 25.04.2019 в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща», суд первой инстанции не учел, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела следует, что Шарымова Н.А. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования» 24.09.1999.

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорный период с 08.08.2017 по 25.04.2019 был отражен работодателем обычными условиями без указания кода о медицинском стаже истицы (т. 1, л.д. 45-51).

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о включении Шарымовой Н.А. в специальный страховой стаж периода работы с 08.08.2017 по 25.04.2019 в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща» являются ошибочными, в связи с чем решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июля 2022 года в данной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Шарымовой Н.А. исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июля 2022 года отменить в части возложения на Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области обязанности включить в специальный стаж Шарымовой Натальи Анатольевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 08.08.2017 года по 25.04.2019 года в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща».

Принять по делу в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Шарымовой Натальи Анатольевны к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 08.08.2017 года по 25.04.2019 года в должности медицинской сестры постовой в ОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща» - отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.12.2022