Судебный акт
Об изменении причины инвалидности
Документ от 06.12.2022, опубликован на сайте 23.12.2022 под номером 103341, 2-я гражданская, о признании инвалидом вследствие заболевания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                   73RS0001-01-2022-003428-61

Дело № 33-5026/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        6 декабря 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сабанчеева Сергея Григорьевича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 6 июля 2022 года по гражданскому делу № 2-2778/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Сабанчеева Сергея Григорьевича к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновский областной клинический медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия и профессиональной патологии им. Героя РФ Максимчука В.М.», Федеральное казенное учреждение Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (иных обязанностей), связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности назначить пенсию по инвалидности вследствие военной травмы с 08.06.2016 отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России Николаевой И.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сабанчеев С.Г. обратился в суд с иском  к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области), Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновский областной клинический медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия и профессиональной патологии им. Героя Российской Федерации Максимчука В.М.» (далее – ГУЗ «УОКМЦ ОПЛПРВ и ПП им. Максимчука В.М.») о признании инвалидом, возложении обязанности назначить пенсию по инвалидности.

В обоснование иска указано, что истец являлся гражданином Украины, где 18.06.1999 Луганской областной администрацией Украины ему выдано удостоверение (дубликат выдан взамен утерянного удостоверения СССР №***) участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987. Согласно справке №1/14893 от 13.11.1998 в составе войсковой части №*** он принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с 14.10.1987 по 17.12.1987 и получил дозу облучения *** БЭР.

С 2014 истец переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территорию Ульяновской области. Для оформления пенсии участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС им было предоставлено экспертное заключение Луганского областного отдела СССР от 15 апреля 1991 года, в соответствии с которым установлен основной диагноз ***», а в заключении указано: ***. Кроме того, 12 октября 2006 г. Министерством здравоохранения Украины ему была установлена *** группа инвалидности бессрочно, связанная с заболеванием в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. Однако Пенсионным фондом РФ на основании вышеуказанных документов в оформлении пенсии участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ему было отказано в связи с тем, что заболевание не связано с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

С 2016 года он стал регулярно проходить медицинские обследования в ГУЗ «УОКМЦ ОПЛПРВ ПП им. Максимчука В.М.», неоднократно медицинские документы направлялись в Экспертное учреждение ФГБУ «ВЦЭРМ имени А.М. Никифорова» г. Санкт-Петербурга для установления причинной связи имеющихся у него заболеваний и инвалидности с воздействием радиации, на что ему приходил постоянный отказ. В период с 08.06.2016 по 12.11.2021 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России признавало его инвалидом вследствие общего заболевания.

С 12.11.2021 Бюро №11 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» признало его инвалидом *** группы по заболеванию, которое получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Таким образом, выявленное у него заболевание напрямую связано с исполнением обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Согласно ответу ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 18.01.2022 вопрос о признании его инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, с 08 июня 2016 г., и установления второй пенсии по инвалидности вследствие военной травмы ранее 1 декабря 2021г. может быть решен в судебном порядке.

На основании изложенного Сабанчеев С.Г. просил суд признать его инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (иных обязанностей), связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС с 08.06.2016, обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области назначить пенсию по инвалидности вследствие военной травмы с 08.06.2016.

Судом к участию по делу в качестве соответчика привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительного предмета спора, привлечено Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сабанчеев С.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает доводы, изложенные в иске. Отмечает, что, не являясь гражданином России, не мог проходить лечение в ГУЗ «УОКМЦ ОПЛПРВ ПП им. Максимчука В.М.» до июня 2016 года, что послужило развитию «***». Для оформления пенсии участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС им были предоставлены все необходимые документы, а также экспертное заключение Луганского областного отдела СССР от 15.04.1991, в соответствии с которым установлен диагноз ***», а в заключении указано: ***». Данный документ был необоснованно проигнорирован всеми ведомствами. Отмечает, что согласно Конституции РФ, Россия является правопреемником СССР и соблюдение Законов СССР является приоритетным.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», ГУЗ «УОКМЦ ОПЛПРВ ПП им. Максимчука В.М.», ГУ-ОПФР по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сабанчеев С.Г., являлся гражданином Украины, а 31.12.2015 отделом УФМС России по Ульяновской области в г. Ульяновске ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

Согласно экспертному заключению Луганского областного отдела СССР от 15.04.1991 истцу установлен основной диагноз «***», а в заключении указано: «***» (т. 1, л.д. 39).

Из справки от 13.11.1998 №1/14893 следует, что Сабанчеев С.Г. принимал участие в составе войсковой части №*** в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с 14.10.1987 по 17.12.1987 (т. 1, л.д. 46).

Луганской областной администрацией Украины истцу выдано удостоверение от 18.06.1999 (дубликат выдан взамен утерянного удостоверения СССР №***) участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (т. 1, л.д. 41).

С 12.10.2006 Министерством здравоохранения Украины истцу была установлена *** группа инвалидности бессрочно, связанная с заболеванием в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС.

По результатам освидетельствования ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Сабанчееву С.Г. 08.06.2016 установлена *** группа инвалидности с причиной «***».

Согласно справке МСЭ-2019 № 1444740 от 12.11.2021 Сабанчееву С.Г установлена *** группа инвалидности по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (т. 1, л.д. 58).

С 01.12.2021 ГУ-ОПФР по Ульяновской области истцу к страховой пенсии по старости назначена пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению с учетом установления причины инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Полагая, что указанная пенсия должна быть ему назначена с даты первоначального освидетельствования (08.06.2016), Сабанчеев С.Г. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что причинная связь развившихся у Сабанчеева С.Г. заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС впервые установлена межведомственным экспертным советом лишь 28.10.2021, в связи чем оснований для установления причины инвалидности «заболевание получено при исполнении военных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС», а равно для назначения соответствующей пенсии по инвалидности, ранее указанной даты не имеется.

Статьей 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (часть 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).

На момент установления Сабанчеву С.Г. инвалидности порядок и условия признания лица инвалидом регулировались Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (далее - Правила), согласно пункту 1 которых признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главного бюро.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2 Правил).

В соответствии с пунктом 25 Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пп.а); ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью) (пп. б); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (пп в).

В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В соответствии с частями 6, 7 и 9 статьи 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Данный базовый Закон не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Такое право возникает с момента установления межведомственным экспертным советом причинно-следственной связи, то есть с момента вынесения им соответствующего решения. Связь заболевания с чернобыльской катастрофой не может быть установлена ранее полученного заключения межведомственного экспертного совета.

Установление инвалидности за период, предшествующий обращению заявителя в учреждение медико-социальной экспертизы, ни Правилами, ни Порядком установления причин инвалидности, утвержденным приказом Минтруда России от 28.11.2019 № 742н (далее – Порядок), а также иными нормативными актами не предусмотрено.

Согласно пункту 3 при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, федеральное учреждение медико-социальной экспертизы оказывает инвалиду содействие в получении указанных документов. При представлении в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Причина инвалидности «***» устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие нарушения здоровья, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектов, при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, явившихся причиной инвалидности (пункт 4 Порядка).

В соответствии с пунктом 13 Порядка причина инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается указанным в абзаце третьем пункта 2 части первой статьи 13 Закона военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившим (проходящим) службу в зоне отчуждения, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (статья 24 Закона).

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, причинно-следственная связь между имеющимися у Сабанчеева С.Г. заболеваниями и воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была истцу установлена только решением экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России только от 28.10.2021. Ранее вынесенными решениями указанного экспертного совета от 15.12.2016 и 28.08.2017 такой факт установлен не был.

При таких обстоятельствах в силу вышеприведенных положений Закона № 181-ФЗ, Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Правил, Порядка, подлежащих применению к спорным правоотношениям, у органов медико-социальной экспертизы при первоначальном освидетельствовании Сабанчеева С.Г. 08.06.2016 отсутствовали основания для установления ему инвалидности по причине «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Доводы апелляционной жалобы истца, о том, что пенсионным органом при назначении ему пенсии должны были учитываться документы, выданные на территории Украины, основаны на ошибочном толковании ном материального права.

Согласно части 4 статьи 15 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Ранее действовавшим приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Министерства финансов России № 165н от 08.12.2006 был утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 1 данного порядка было предусмотрено, что удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.

Таким образом, выданное истцу 18.06.1999 Луганской областной администрацией Украины удостоверение (дубликат выдан взамен утерянного удостоверения СССР №***) участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на момент получения Сабанчеевым С.Г. гражданства России не могло быть признано удостоверение надлежащего образца.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 6 июля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сабанчеева Сергея Григорьевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.12.2022