Судебный акт
НПА-тарифы
Документ от 24.11.2022, опубликован на сайте 15.12.2022 под номером 103334, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-252/2022

73OS0000-01-2022-000256-52

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

24 ноября 2022 года                                                                         город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» о признании недействующими в части  приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год», приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 27 декабря 2021 года № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год»,

 

у с т а н о в и л :

 

27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год» (далее приказ № 390-П).

В п. 5 Приложения к указанному приказу установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между  ПАО «Россети Волга» и АО «Ульяновская сетевая компания» (далее АО «УСК») – двухставочный и одноставочный тарифы с разбивкой по полугодиям (л.д. 1-4 т.2).

Данный Приказ опубликованы 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202112300012 (л.д. 5 т.2).  

10 января 2022 года Агентством принят приказ № 1-П «О внесении изменений в отдельные приказы Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», которым, в частности, внесены изменения  в п. 5 Приложения к приказу № 390-П в части установленного тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между  ПАО «Россети Волга» и АО АО «УСК») – двухставочный и одноставочный тарифы с разбивкой по полугодиям (л.д. 142 т.1).

Данный приказ опубликован 12 января 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202201120003 (л.д. 5 т.2).

27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год» (далее приказ № 392-П) (л.д. 6-35 т.2).

В Приложении № 1 к указанному приказу содержится таблица 1, в пункте 2 которой утверждена  НВВ без учета оплаты потерь для АО «УСК» в размере 530 791,15 тыс. руб., учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ульяновской области (л.д.11 т.2).

Приказ официально опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202112300011 (л.д. 36 т.2).

АО «УСК»  обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела (л.д.112 т.2), в котором просило признать недействующими со дня принятия:

-  пункт 1 приказа Агентства от 27 декабря 2021 года № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россетти Волги» и АО «УСК» на территории Ульяновской области (строка 5 Приложения к приказу);

- подпункт 1.1 пункта 1 приказа № 392-П в части установления необходимой валовой выручки (НВВ) для АО «УСК» без учета потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ульяновской области (строка 2 таблицы № 1 Приложения № 1 к приказу);

- возложить на Агентство обязанность по принятию заменяющих нормативных актов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

- взыскать расходы по оплате госпошлины.

В обоснование иска указало на то, что АО «УСК» является территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

При расчете НВВ на 2022 год в её состав не были включены предусмотренные утвержденной в установленном законом порядке инвестиционной программой на 2022-2026 годы расходы на её исполнение в размере 63,387 млн. руб. (без НДС) – прибыль, направляемая на инвестиции. Данные расходы не были включены в НВВ на 2022 год с целью не допустить превышение предельного уровня тарифа на передачу электрической энергии на 2022 год, утвержденного ФАС России, и в связи с отсутствием согласования превышения уставленного предельного уровня тарифа. 

АО «УСК» не согласно с утвержденным размером НВВ и, соответственно, с установленным на основе НВВ размером индивидуального тарифа для взаиморасчета с  ПАО «Россети Волга», поскольку утвержденный размер НВВ является экономически необоснованным и не позволит АО «УСК» выполнить мероприятия, предусмотренные Федеральным законом № 522-ФЗ от 27 декабря 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части выполнения АО «УСК» обязанности по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии её потребителям. Это, в свою очередь, может привести к неоплате потребителями электрической энергии.  

Указывает на то, что действующее законодательство допускает возможность установления тарифа с превышением установленного ФАС России предельного уровня тарифа на передачу электрической энергии при согласовании указанного решения с ФАС, чего Агентством в данном случае сделано не было.

Частичное исполнение АО «УСК» инвестиционной программы в предыдущий период регулирования (2020 год) было вызвано пандемией и явилось основанием для корректировки НВВ на 2022 год путем исключения из НВВ 37 272,44 тыс. руб. - денежных средств, неосвоенных в 2020 году на реализацию инвестиционной программы.

Представитель Агентства Долгов О.В. в судебном заседании требования истца не признал. Указал на то, что при установлении тарифов на 2022 год Агентством был проанализирован пообъектный состав фактически исполненной в 2020 году инвестиционной программы АО «УСК». В результате анализа было установлено, что из заложенных в тариф на 2020 год 86 427,77 тыс. руб. (за счет амортизации 40 927,77 тыс. руб., капвложения из прибыли 45 500,00 тыс. руб.) фактически освоено АО «УСК» средств на сумму 49 153,33 тыс. руб. (за счет амортизации – 40 927,77 тыс. руб., капвложения  из прибыли – 8 227,56 тыс. руб.).

С учетом этого из предусмотренных утвержденной на 2022-2026 годы инвестиционной программой АО «УСК» источников её финансирования: 44 688,85 тыс. руб. – амортизация и 63 387,17 тыс. руб.- капвложения из прибыли, в НВВ на 2022 год для АО «УСК» были включены только расходы в размере 44 688,85 тыс. руб. – амортизация.

Расходы в сумме 63 387,17 тыс. руб.- капвложения из прибыли включены в НВВ не были с целью не допустить превышение максимальных уровней тарифов, утвержденных приказом ФАС России от 16 декабря 2021 года № 1429/21.

Решение о превышении предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в установленном законом порядке, принимается на уровне руководства региона самостоятельно. В данном случае такого решения принято не было, в связи с чем у Агентства отсутствовала необходимость в согласовании такого решения с ФАС России.

Включение иным организациям расходов по указанной статье в НВВ не влечет за собой превышение предельных уровней тарифов и предусмотрено у конкретных организаций (л.д. 38-39 т.2).

Указывает также на то, что истец в досудебном порядке обращался в ФАС России по вопросу обжалования установленного тарифа. Решением ФАС России от 7 июня 2022 года в удовлетворении его требований было отказано.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21 ноября 2022 года в удовлетворении требований АО «УСК» о признании незаконным решения ФАС России было отказано (дело № А40-190939/2022). 

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФАС России, ПАО «Россети Волга», Министерство  жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области  (далее Министерство ЖКХ Ульяновской области).

Представитель ФАС России в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении требований истца. Указал на то, что расходы АО «УСК» по статье «Прибыль на капитальные вложения» не были включены в состав НВВ для АО «УСК» по причине ограничения темпа роста предельных уровней тарифов на передачу электрической энергии на 2022 год, утвержденных Приказом ФАС России от 16 декабря 2021 года № 1429/21.

Решение о превышении предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в установленном законом порядке, должно быть принято на уровне руководства региона самостоятельно. Доказательства наличия такого решения отсутствуют.

Кроме того, невключение в НВВ АО «УСК» на 2022 год расходов по статье «Прибыль на капитальные вложения» было обусловлено низким уровнем исполнения инвестиционной программы АО «УСК» в 2020 году.

Также ФАС России установил, что рост величины НВВ АО «УСК» на 2022 год по сравнению с 2021 годом составляет 3,02% (515 200,48 тыс. руб.), что соотносится с максимальным ростом ставки на содержание (3,5% тарифа на услуги по передаче электрической энергии, утвержденного приказом ФАС России от 16 декабря 2021 года № 1429/21.

Указал на то, что в соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении тарифа на тот период, в котором он понесены, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет (л.д. 141-142 т.2).

Представитель ПАО «Россети Волга» Строганова Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований истца. В обоснование позиции по делу привела доводы, аналогичные доводам Агентства и ФАС России.

Кроме того, указала, что утверждение инвестиционной программы АО «УСК» 3 сентября 2021 года не позволило тарифному органу учесть сумму 63 387,17 тыс. руб. при формировании предложений по предельным уровням тарифов, поскольку такое предложение представляется в ФАС России до 15 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования.

Решение о превышении предельного уровня цен (тарифа) принимается высшим должностным лицом субъекта РФ. Из материалов дела не усматривается, что АО «УСК» обращалось за согласованием решения о превышении предельных уровней цен (тарифа).

Считает несостоятельным довод истца о том, что невключение в состав НВВ на 2022 год прибыли на капитальные вложения повлечет невозможность выполнения истцом обязанности по приобретению, установке, замене и допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и, соответственно, привлечение истца к административной ответственности. Инвестиционная программа не содержит пообъектного перечня мест установки приборов учета электроэнергии, следовательно, доводы истца о необходимости замены указанных приборов носят предположительный характер. Включение в НВВ суммы в размере 44 699,85 тыс. руб. – амортизационные отчисления, позволит истцу выполнить обязательства по замене приборов учета электроэнергии. Кроме того, выполнение указанной обязанности  истцом возможно за счет заемных средств. 

Изменение размера НВВ для АО «УСК» повлечет необходимость пересмотра единых (котловых) тарифов для всех сетевых организаций Ульяновской области.

Кроме того, указывает, что в случае включения в НВВ истца суммы 63 387,17 тыс. руб.,  истец не успеет освоить данную сумму в 2022 году. Это в свою очередь приведет к невозможности корректировки НВВ истца при установлении тарифа на 2024 год, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 507 «Об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах» при установлении в 2022 и 2023 годах регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не применяются положения первого предложения абзаца девятого Основ ценообразования в части расходов на реализацию инвестиционных проектов в 2022 году в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Также обращает внимание на низкий уровень исполнения инвестиционной программы по состоянию на 3 квартал 2022 года (1,662 млн. руб.).

Представитель Министерства ЖКХ Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указал на то, что инвестиционная программа утверждается Министерством при наличии заключения Агентства по результатам рассмотрения инвестиционной программы, которое содержит оценку ценовых (тарифных) последствий выполнения указанной инвестиционной программы на период её реализации; соответствия указанной инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным региональной службой по тарифа Ульяновской области для целей формирования инвестиционной программы. Принятие решения по заявленному административному иску оставляет на усмотрение суда. (л.д. 67 т.2).

Заслушав пояснения участников процесса, свидетелей, заключение прокурора об удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы дела, материалы тарифного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или  в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом  нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правоотношения в области электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2) и Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказ ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. 

АО «УСК» является  территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области.

27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год».

В п. 5 Приложения к указанному приказу установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между  ПАО «Россети Волга» и АО «Ульяновская сетевая компания»– двухставочный и одноставочный тарифы с разбивкой по полугодиям (л.д. 1-4 т.2).

Данный Приказ опубликованы 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202112300012 (л.д. 5 т.2).  

10 января 2022 года Агентством принят приказ № 1-П «О внесении изменений в отдельные приказы Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», которым, в частности, внесены изменения  в п. 5 Приложения к приказу № 390-П в части установленного тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между  ПАО «Россети Волга» и АО «Ульяновская сетевая компания» (далее АО «УСК») – двухставочный и одноставочный тарифы с разбивкой по полугодиям (л.д. 142 т.1).

Данный приказ опубликован 12 января 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202201120003 (л.д. 5 т.2).

27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год» (далее приказ № 392-П) (л.д. 6-35 т.2).

В Приложении № 1 к указанному приказу содержится таблица 1, в пункте 2 которой утверждена  НВВ без учета оплаты потерь для АО «УСК» в размере 530 791,15 тыс. руб. учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ульяновской области  (л.д.11 т.2).

Приказ официально опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202112300011 (л.д. 36 т.2).

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в законную силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах  «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Полномочия Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по осуществлению государственного регулирования тарифов на электрическую энергию предусмотрены Положением об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года №6/138-П.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования. Данные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.

Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике  являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение   доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых  организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного  периода регулирования.

В соответствии с п. 12 Основ ценообразования при установлении тарифа для АО «УСК» применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Период регулирования – 2022-2026 годы.

Пунктом 38 Основ предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, к которым, в частности, относится величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Неподконтрольные расходы в соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э включают в себя, в том числе,   расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.).

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год (абзац 20 пункта 38 Основ ценообразования).

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Аналогичные положения предусмотрены в главе II Методических указаний № 98-э.

Так, в п. 4 Методических указаний № 98-э указано, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

В п. 11 Главы III Методических указаний № 98-э приведена формула (1) для расчета НВВ первого года регулирования:  , которая включает в себя показатель НР1 - неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, для базового года долгосрочного периода регулирования.

При этом неподконтрольные расходы состоят,  в том числе,  из расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, которые определяются в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования. Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).

Пунктом 32 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта.

Таким образом, размер расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, подлежащих включению в НВВ,  определяется на основе утвержденной инвестиционной программы, с учетом ограничения указанных расходов размером 12% от НВВ, рассчитанной в соответствии с Методическими указаниями. 

Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области № 197-од от 23 сентября 2021 года была утверждена инвестиционная программа акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» на 2022-2026 годы (л.д. 188-190 т.1).

Согласно указанной инвестиционной программе размер инвестиций на 2022 год составил 108,076 млн. руб. Источниками финансирования инвестиционной программы явились амортизация – 44 688,85 тыс. руб. и прибыль на капитальные вложения - 63 387,17 тыс. руб.

При этом 93,19 млн. руб. инвестиционной программы предусмотрены на организацию интеллектуальной системы учета электроэнергии - для выполнения мероприятий, предусмотренных п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (л.д. 223 т.2).

Согласно положениям указанной статьи учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 1 января 2022 года, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Инвестиционная программа АО «СК» на 2022-2026 годы до её утверждения во исполнение п. 19 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 977, была направлена в Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области для согласования.

Согласно п. 49 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключения по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы и при наличии замечаний - исчерпывающий перечень таких замечаний в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вместе с заключением по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценку: ценовых (тарифных) последствий выполнения указанной инвестиционной программы на период ее реализации; соответствия указанного проекта инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционной программы.

18 августа 2021 года Агентство направило в адрес Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды заключение по инвестиционной программе АО «УСК» (л.д. 87 т.1). В данном заключении, в частности, было указано на то, что в принятых тарифных условиях при включении в 2022 году в НВВ суммы 63,387 млн. руб. её размер не превысит прогнозных индексов роста потребительских цен и тарифов. Следовательно, при прочих равных условиях сверхпредельные ценовые (тарифные) последствия при включении указанного выше проекта инвестиционной программы на 2022 год в тарифы на услуги по передаче электрической энергии отсутствуют.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что инвестиционная программа была утверждена в установленном законом порядке.

Абзацем 8 п. 32 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность корректировка НВВ на очередной период регулирования путем исключения из НВВ расходов на реализацию не исполненных инвестиционных проектов в прошлом периоде регулирования (что в данном случае было сделано Агентством), а не полное исключение расходов по статье «Прибыль на капитальные вложения» из НВВ текущего периода регулирования.

Агентство установило, что в 2020 году инвестиционная программа АО «УСК» была исполнена не в полном объеме. Так, на реализацию мероприятий инвестиционной программы в 2020 году было запланировано и включено в НВВ на 2020 год 86 427,77 тыс. руб., из которых 40 927,77 тыс. руб. – за счет амортизации,  45 500 тыс. руб. – капитальные вложения из прибыли. Фактически инвестиционная программа за 2020 год была исполнена АО «УСК» на 49 155,33 тыс. руб. В связи с этим из НВВ на 2022 год была исключена сумма 37 272, 44 тыс. руб. ( 86 427,77 – 49 155,33) (л.д.112-113 т.1,  л.д. 219 т.1).

В данном случае при определении размера НВВ на 2022 год Агентство произвело её корректировку путем исключения из НВВ неосвоенных АО «УСК» в 2020 году, но включенных в состав НВВ на 2020 год денежных средств на реализацию инвестиционной программы,  и кроме этого не включило в состав НВВ на 2022 год предусмотренные инвестиционной программой на 2022 год денежные средства на её реализацию в размере 63 387,17 тыс. руб. (расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли), что противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что предусмотренные инвестиционной программой АО «УСК» на 2022 год расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли в сумме 63,387 млн. руб. подлежали включению в НВВ АО «УСК» на 2022 год.

Ссылка Агентства на то, что невключение указанной суммы в состав НВВ на 2022 год было обусловлено  необходимостью установления тарифа не выше  предельного уровня тарифа, установленного приказом ФАС России № 1429/21 от 16 декабря 2021 года «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год», не может быть признана обоснованной (л.д. 227 оборот т.1 – стр. 41 оборот экспертного заключения).

Абзацем 1 п. 81 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год.

Согласно абзацу 4 указанного пункта органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Вместе с тем законодательство о тарифном регулировании в сфере электроснабжения не исключает возможности установления тарифов выше или ниже их предельных уровней при соблюдении требований ч. 7 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Согласно ч. 7 ст.23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержден Приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года N 1483/19 (далее - Порядок от 8 ноября 2019 года).

В соответствии с пунктом 1 названного Порядка он определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с согласованием решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Основанием для рассмотрения вопроса о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, является заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - заявитель), направленное в Федеральную антимонопольную службу на бланке заявителя (далее - заявление) (пункт 2 Порядка от 8 ноября 2019 года).

Пунктом 8 Порядка от 8 ноября 2019 года предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 2 - 7 настоящего Порядка, представляются в ФАС России не позднее 20 календарных дней со дня принятия ФАС России балансовых решений в сроки, установленные абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования.

Следовательно, по общему правилу, если в процессе расчета тарифов в электроэнергетике будет установлена необходимость превышения предельных уровней тарифов, органу регулирования надлежит в установленные законодательством сроки направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08 ноября 2019 года № 1483/19.

Вместе с тем данная процедура проведена Агентством не была. Доказательств обратного суду не представлено.

Представитель Агентства в ходе рассмотрения дела пояснил, что Агентством решение о необходимости установления тарифа выше максимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, не принималось, следовательно, и процедура проведения согласования решения не проводилась.

Довод представителя ПАО «Россети Волга» о том, что АО «УСК» не представило доказательств обращения за согласованием решения о превышении предельных уровней цен (тарифа), противоречит вышеприведенным положениям законодательства, поскольку инициатором согласования решения о превышении предельных уровней цен (тарифа) должно выступать Агентства.

Несостоятельным является довод представителя ПАО «Россети Волга» о том, что необходимость замены истцом приборов учета электроэнергии носит  предположительный характер, поскольку не представлен пообъектный перечень

мест установки приборов учета электроэнергии.

В соответствии с п. 13 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 977, субъекты электроэнергетики вместе с заявлением об утверждении инвестиционной программы обязаны направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в том числе, материалы, обосновывающие стоимость инвестиционных проектов, предусмотренных проектом инвестиционной программы, содержащие сводку затрат.

Таким образом, обоснованность расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы проверяется уполномоченным органом до утверждения инвестиционной программы.

Довод представителя ПАО «Россети Волга» о том, что изменение НВВ для истца приведет к необходимости изменения единого (котлового) тарифа  на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год»,  не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца при установлении несоответствия расчета НВВ для истца требованиям действующего законодательства.

Ссылка ответчика и представителя ПАО «Россети Волга» на то, что истец не успеет в 2022 году освоить дополнительные денежные средства на реализацию инвестиционной программы, что, в свою очередь, приведет к невозможности проведения корректировки НВВ истца при установлении тарифа на 2024 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 507 «Об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах»,  является несостоятельной.

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 507 «Об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах» предусмотрено, что при установлении в 2022 и 2023 годах регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не применяются положения предложения первого абзаца девятого и абзаца десятого пункта 32, абзаца двенадцатого пункта 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», а также абзаца третьего пункта 9 приложения № 7 к указанным Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в части расходов на реализацию инвестиционных проектов в 2022 году в соответствии с утвержденной (скорректированной в установленном порядке после начала очередного года долгосрочного периода регулирования) инвестиционной программой.

В вышеприведенных положениях законодательства, действие которых приостановлено при установлении тарифов в 2022 и 2023 годах, регламентирован вопрос проведения корректировки НВВ в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы. В этом случае из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

Эти положения при установлении в 2022 и 2023 годах регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не применяются в части расходов на реализацию инвестиционных проектов в 2022 году в соответствии с утвержденной (скорректированной в установленном порядке после начала очередного года долгосрочного периода регулирования) инвестиционной программой.

Вместе с тем в п. 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования (), осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год (не применяется при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2022 и 2023 годах за неисполнение инвестиционной программы в 2022 году (за исключением случаев выявления нарушений, связанных с использованием инвестиционных ресурсов, полученных за счет поступлений от регулируемой деятельности, на цели, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности), применяется на 2025 год. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год  рассчитывается исходя из суммарных плановых () и фактических () показателей финансирования мероприятий инвестиционных программ на 2022 - 2023 годы, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. № 507 «Об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах» утвержденных (скорректированных в установленном порядке после начала очередного года долгосрочного периода регулирования) в 2022 году.

Довод представителя ПАО «Россети» Волга» о незначительном исполнении истцом инвестиционной программы по итогам 3 квартала 2022 года, является несостоятельным.

Истцом в ходе рассмотрения дела представлены договоры подряда от 23 мая, 7 и 12 сентября 2022 года на проведение предпроектных работ, на разработку проектно-сметной документации по организации интеллектуальной системы учета электроэнергии АО «УСК», выполнение работ по установке  интеллектуальной системы учета электроэнергии на общую сумму               51 601 728,15 руб., то есть в большем размере, чем утверждено в составе НВВ  для истца на 2022 год на исполнение инвестиционной программы.  Срок проведения работ – до 31 декабря 2022 года.

Довод ответчиков и заинтересованных лиц о том, что истец в соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования вправе впоследствии заявить в орган регулирования в рамках очередной тарифной компании о необходимости учета в НВВ  недополученных доходов, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

Абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования предусмотрено, что исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных, в том числе, по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.

Вместе с тем, по результатам предварительного рассмотрения вопроса об установлении тарифа на 2023 год в состав НВВ для АО «УСК» вновь не были включены расходы по статье «прибыль на капитальные вложения», что отражено в особом мнении руководителя АО «УСК» в адрес Агентства.

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 21 ноября 2022 года, которым АО «УСК» было отказано в признании незаконным решения ФАС России от 7 июня 2022 года об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, преюдициальным для рассмотрения настоящего спора не является. Данное решение Арбитражного суда в законную силу не вступило.

Кроме того,  обоснованность установления тарифа рассматривается в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта, которым данный тариф утвержден. Данные требования относятся к подсудности областного суда общей юрисдикции.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что при расчете тарифа на 2022 года НВВ АО «УСК» была рассчитана с нарушением требований законодательства в сфере тарифного регулирования услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее – единые (котловые) тарифы, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.

Единые (котловые) тарифы на территории Ульяновской области на 2022 год установлены с учетом НВВ всех сетевых организаций, в том числе, НВВ АО «УСК» в размере 530 791,15 тыс. руб.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу  о том, что оспариваемый истцом подпункт 1.1 пункт 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 27 декабря 2021 года № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год» в части установления необходимой валовой выручки без учета потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, для АО «УСК» в размере 530 3 323,10 тыс. руб. (строка 2 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу) не соответствуют действующему федеральному законодательству.

Согласно пункту 14 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.

Поскольку НВВ АО «УСК» на 2022 год рассчитана неверно, суд приходит к выводу о том, что размер индивидуального  тарифа для взаиморасчета с ПАО «Россети Волга», рассчитанный на основе размера НВВ сетевой организации, определенного с ошибкой, также является неверным.

В связи с этим не соответствует федеральному законодательству пункт 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 27 декабря 2021 года № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год», в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети Волга» и АО «УСК» на территории Ульяновской области (строка 5 приложения к указанному приказу).

Учитывая вышеизложенное, требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом приказы следует признать не действующими в части с момента их принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 3 статьи 178,  части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункт 1 приказа Агентства от 27 декабря 2021г. № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети Волга» и АО «УСК» на территории Ульяновской области (строка 5 Приложения к приказу);

- подпункт 1.1 пункта 1 приказа № 392-П в части установления необходимой валовой выручки для АО «УСК» без учета потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (строка 2 таблицы № 1 Приложения № 1).

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области  обязанность по принятию заменяющих нормативных актов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                            Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 8 декабря 2022г.