Судебный акт
Об установлении архивной кадастровой стоимости
Документ от 07.12.2022, опубликован на сайте 12.12.2022 под номером 103333, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

73OS0000-01-2022-000280-77

Дело № 3а-267/2022

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

7 декабря 2022 года                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.

при секретаре Мытаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарапова Эмиля Нетфулловича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельных участков,

 

установил:

 

Шарапов Э.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании архивной кадастровой стоимости земельных участков.

Требования мотивирует следующим образом.

Шарапов Э.Н. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного  по адресу: ***.  Период владения данным земельным участком Шарапова Э.Н. с 21.10.2019 по 14.04.2021. Кадастровая стоимость данного земельного участка на 21.10.2019 установлена в размере 226 832 313 рублей 33 копейки. Данная кадастровая стоимость имеет статус архивной. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № *** от 14 октября 2022 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** по состоянию на 21 октября 2019 года составила  39 922 936 рублей  56 копеек.

Также Шарапов Э.Н. указывает, что являлся собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного  по адресу: ***.  Период владения данным земельным участком Шарапова Э.Н. с 21.10.2019 по 19.08.2022. Кадастровая стоимость данного земельного участка на 21.10.2019 установлена в размере 60 812 434 рубля 97 копеек. Данная кадастровая стоимость имеет статус архивной. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № *** от 14 октября 2022 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** по состоянию на 21 октября 2019 года составила  12 286 988 рублей 45 копеек.

Результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков застрагивают права истца в сфере налогообложения, поскольку он имеет право на перерасчет налога за прошлое время.

В связи с этим административный истец просит суд:

установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного  по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2019 года в размере 39 922 936 рублей  56 копеек;

установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного  по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2019 года в размере 12 286 988 рублей 45 копеек.

Определением суда от 16.11.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Ульяновской области.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительство Ульяновской области; в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Ульяновский район».

В судебное заседание административный истец Шарапов Э.Н. не явился, извещен.

Представитель административного истца Романычева Л.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом дополнительных пояснений. Пояснила, что обращение в областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки» по вопросу пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной, в отношении указанных в административном иске земельных участков не представляется возможным, так как земельные участки с кадастровыми номерами: ***, *** сняты с государственного кадастрового учета.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, извещен. Согласно письменному отзыву указано следующее. Земельный участок с кадастровым номером: ***, расположенный  по адресу: ***, площадью 936 279 кв.м. (границы уточнены), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, в период с 21.10.2019. по 14.04.2021. был зарегистрирован принадлежащим на праве собственности за Шараповым Э.Н. Земельный участок снят с кадастрового учета в связи с разделом его на множество земельных участков. 21.10.2019. в ЕГРН внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 226 832 313 рублей 33 копейки. Дата определения кадастровой стоимости 21.10.2019., дата начала применения кадастровой стоимости 21.09.2021., период применения с 21.10.2019. по 14.04.2021. Земельный участок с кадастровым номером: ***, расположенный  по адресу: ***, площадью 251011 кв.м. (границы уточнены), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, в период с 21.10.2019. по 19.08.2022. был зарегистрирован принадлежащим на праве собственности за Шараповым Э.Н. Земельный участок снят с кадастрового учета в связи с разделом его на множество земельных участков. 21.10.2019. в ЕГРН внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 60 812 434 рубля 97 копеек. Дата определения кадастровой стоимости 21.10.2019., дата начала применения кадастровой стоимости 21.09.2021., период применения с 21.10.2019. по 19.08.2022. Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что является ненадлежащим ответчиком, так как административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 30 июня 2021 года, указано на невозможность рассмотрения заявленных истцом требований в связи с изменением порядка пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости.  Полагает, что в связи с переходом Ульяновской области с 1 января 2021 года к применению положений ст. 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» 03.07.2016. № 237-ФЗ обжалованию подлежит решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии с указанной статьей. Требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения и не носит самостоятельного характера. В связи с этим представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» просил исключить ФГБУ «ФКП Росреестра» из числа ответчиков, изменив его процессуальный статус на заинтересованное лицо, и прекратить производство по делу. 

Представитель административного ответчика Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно письменному отзыву, возражений на административный иск не имеет.

Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области»  в судебное заседание не явился, извещен. Просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Полагает административный иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером: *** в настоящее время снят с кадастрового учета и из него образован 161 земельный участок, а в отношении земельного участка с кадастровым номером: *** с 1 января 2023 года будет применяться новая кадастровая стоимость.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения представителя административного истца,  суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Во исполнение пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Решением Совета депутатов ***» Ульяновского района Ульяновской области от 27.11.2014. № *** «О земельном налоге» на территории муниципального образования «Ишеевское городское поселение» определены ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Ставки земельного налога определены в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельных участков.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» регламентированы правовые основы регулирования отношений, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость – это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В силу части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзацах 1 и 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021) (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021), частью 6 ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что Шарапов Э.Н. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером: ***, общей площадью 1 187 290 кв.м., расположенного  по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Ранее данный земельный участок входил в состав земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от ***.  (т.2, л.д. 5; т.3, л.д.209, 210-213).

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером: *** образованы два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером: ***, расположенный  по адресу: ***, площадью 936 279 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером: ***, расположенный  по адресу: ***, площадью 251 011 кв.м. Изложенное подтверждено материалами кадастрового дела на земельный участок, реестровых дел, а также межевым планом от 10.10.2019, подготовленным кадастровым инженером ООО «***» ***. (т. 2, л.д. 7-10).

Шарапов Э.Н. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного  по адресу: ***, площадью 936 279 кв.м. (границы уточнены), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, в период с 21.10.2019 по 14.04.2021. Изложенное подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.10.2022. о переходе прав на объект недвижимости (т.1, л.д. 26).

Земельный участок с кадастровым номером: *** был 14 апреля 2021 года снят с кадастрового учета. Изложенное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 10.11.2022. (т. 1, л.д.153, об).

21.10.2019 в ЕГРН внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 226 832 313 рублей 33 копейки. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость,-  21.10.2019. Изложенное подтверждено выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т.1, л.д.13).

Период применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: *** составляет: с 21.10.2019. по 14.04.2021.

Шарапов Э.Н. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***, площадью 251 011 кв.м. (границы уточнены), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, в период с 21.10.2019 по 19.08.2022. Изложенное подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.10.2022. о переходе прав на объект недвижимости (т.1, л.д. 85).

Земельный участок с кадастровым номером: *** был 19 августа 2022 года снят с кадастрового учета. Изложенное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 10.11.2022. (т. 1, л.д.154, об).

21.10.2019 в ЕГРН внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 60 812 434 рубля 97 копеек.  Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, - 21.10.2019. Изложенное подтверждено выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости  (т.1, л.д. 27).

Период применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: *** составляет с 21.10.2019. по 19.08.2022.

Кадастровая стоимость исходного земельного участка с кадастровым номером: *** была определена на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», на что указано в актах определения кадастровой стоимости земельных участков от 21.10.2019 г. (т.2, л.д. 1,2).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** в размере 226 832 313 рублей 33 копейки имеет статус архивной, поскольку Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области» по состоянию на 1 января 2020 года утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** в размере 486 995 128 рублей 00 копеек (Приложение 1, строка ***).

Данная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2021 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** в размере: 60 812 434 рубля 97 копеек имеет статус архивной, поскольку Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области» по состоянию на 1 января 2020 года утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** в размере 130 560 585 рублей 12 копеек (Приложение 1, строка ***).

Данная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2021 года.

Таким образом, права административного истца затрагиваются ввиду необходимости уплаты земельного налога за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объекта.

Исчисление налога до указанного периода осуществлялось исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости и право на перерасчет налога за три предшествующих года административным истцом не утрачено, с учетом положений пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу вышеприведенных положений действующего законодательства административный истец вправе оспорить установленную кадастровую стоимость каждого земельного участка с просьбой об определении  ее в размере рыночной.

При этом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» о прекращении производства по делу в связи с изменением порядка спаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, суд отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П установлена дата перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января 2021 года.

Статьей 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (пункт 2).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа (пункт 5).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 7).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ). При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установления рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

Возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке указанной статьей 22.1 Закона о кадастровой оценке не предусмотрена.

Кроме того, указанные в административном иске земельные участке сняты с кадастрового учета, что в силу действующего законодательства делает невозможным рассмотрение бюджетным учреждением по существу заявлений об установлении кадастровой стоимости этих объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Письмом ОГБУ «ЦГКО» от 08.11.2022 было возвращено без рассмотрения  заявление представителя Шарапова Э.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: *** с указанием, что в силу части 2 статьи 22.1. Федерального закона от 03.07.2016. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (т.3, л.д. 203).

Учитывая, что от размера кадастровой стоимости зависит размер платы за каждый земельный участок, требование истца о пересмотре кадастровой стоимости указанных в административном иске земельных участков, ставшей архивной, подлежит рассмотрению по существу.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

В связи с чем законные основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

Пользуясь предоставленным правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд и представил отчет об оценке по каждому земельному участку.

Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 60 ГПК РФ, статья 61 КАС РФ). В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ, статьей 62 КАС РФ выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № *** от 14 октября 2022 года, составленному оценщиком ***. ООО «***», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***  по состоянию на 21 октября 2019 года составляет 39 922 936 рублей 56 копеек (т.1, л.д. 89).

Суд принимает во внимание, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положений действовавшего на дату оценки Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297 (действовал по 06.11.2022.); Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298 (действовал по 06.11.2022.); Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299 (действовал по 06.11.2022.); Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

Из раздела отчета «Задание на оценку» усматривается, что целью и задачей оценки являлось определение рыночной стоимости земельного участка для установления кадастровой стоимости объекта оценки в размере его рыночной стоимости.

При рассмотрении данного дела суд учитывает, что оценщиком обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при оценке.

Приведен перечень используемых при проведении оценки источников информации и использованной литературы.

Оценка проводилась с осмотром объекта недвижимости.

В отчете об оценке оценщиком дано подробное описание объекта оценки.

Согласно отчету № ***, составленному оценщиком ***. ООО «***» (т.1, л.д. 87-137), предметом оценки явился земельный участок, расположенный  по адресу: ***, площадью 936 279 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер: ***.

Земельный участок не застроен, не огорожен, не охраняется. Рельеф ровный.

Фактически земельный участок не используется.

Он имеет неправильную многоугольную форму, типичную для земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Земельный участок расположен в ***. Расположен в зоне Ж2- зона застройки малоэтажными жилыми домами.

Окружающей застройкой является индивидуальная жилая недвижимость. Основная часть смежных земельных участков является незастроенной. Плотность окружающей застройки на низком уровне.

В непосредственной близости социально-значимые объекты отсутствуют.

Объект расположен на окраине развитого населенного пункта, где доступны к подключению все коммуникации.

К объекту ведут подъездные пути, находящиеся в удовлетворительном техническом состоянии. Транспортная доступность к объекту оценки осуществляется за счет частного и общественного автотранспорта.

Расстояние до районного центра около *** км. В качестве центра принята администрация Ульяновского района (Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. Новокомбинатовская, д. 9).

Расстояние до ближайшей транспортной магистрали (трассы) около *** м (региональная автодорога 73К-1435).

Объекты торгово-офисного назначения, являющиеся точкой притяжения потенциальных покупателей, в непосредственной близости отсутствуют.

Показатели экологического состояния находятся на уровне средних значений по Ульяновской области.

Вариантом наиболее эффективного использования оцениваемого земельного участка является использование его под жилую недвижимость.  

Указано, что земельный участок является крупным земельным участком с доступными коммуникациями, расположенным в жилой зоне ***.

В отчете дан обзор общей политической обстановки и социально-экономических показателей в России и регионе расположения объекта оценки за период, предшествующий дате определения рыночной стоимости и на дату определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Указано, что негативные явления, способные повлиять на рыночную стоимость объекта оценки на дату оценки, не исключены.

Приведен анализ рынка земельных участков под жилую застройку в Ульяновской области.

Определяя рыночную стоимость объекта оценки, оценщик применил сравнительный подход – метод сравнения продаж, метод выделения и метод распределения. Приведены мотивы невозможности использования затратного метода и доходного подхода.

Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО №3, соблюдены. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самого объекта оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Информация, которая должна быть приведена в отчете об оценке согласно ФСО №7, в отчете содержится.

Из отчета следует, что для выбора объектов-аналогов оценщиком на дату оценки был изучен рынок предложений объектов недвижимости, расположенных в Ульяновской области.

Определение стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости произведено по 3 объектам-аналогам.

Суд полагает, что подобранные оценщиком объекты-аналоги соответствуют определению, приведенному в ФСО №1 и ФСО №7. Доказательств того, что применение сведений об использованных оценщиком объектах-аналогах привело к неправильному определению размера рыночной стоимости объекта оценки, не представлено.

Оценщик ***, технический директор ***, стаж работы в оценочной деятельности с *** года, трудовой договор с оценщиком от *** года. Гражданская ответственность застрахована в ***», полис обязательного страхования ответственности оценщика № *** от *** года, срок действия с 5 февраля 2022 года по 4 февраля 2023 года, является членом ***, дата включения в реестр 23 октября 2007 года, номер согласно реестру ***. Диплом о профессиональной переподготовке ГОУ ВПО «***» по специальности «Оценка стоимости предприятия (бизнеса), серия *** № *** от 5 июля 2006 года, свидетельство о повышении квалификации *** по программе «Оценочная деятельность», регистрационный № *** от *** года, год окончания – 2012; квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» № *** от 4 июня 2021 года, выдан на основании решения ФБУ «***» № *** от 4 июня 2021 года.

Сведений о том, что оценщик является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении данного оценщика у суда не имеется.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № *** от 14 октября 2022 года, составленному оценщиком ***. ООО «***», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** по состоянию на 21 октября 2019 года составляет 12 286 988 рублей 45 копеек (т.1, л.д. 31).

Суд принимает во внимание, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положений действовавшего на дату оценки Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297 (действовал по 06.11.2022.); Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298 (действовал по 06.11.2022.); Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299 (действовал по 06.11.2022.); Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

Из раздела отчета «Задание на оценку» усматривается, что целью и задачей оценки являлось определение рыночной стоимости земельного участка для установления кадастровой стоимости объекта оценки в размере его рыночной стоимости.

При рассмотрении данного дела суд учитывает, что оценщиком обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при оценке.

Приведен перечень используемых при проведении оценки источников информации и использованной литературы.

Оценка проводилась с осмотром объекта недвижимости.

В отчете об оценке оценщиком дано подробное описание объекта оценки.

Согласно отчету № ***, составленному оценщиком ***. ООО «***» (т.1, л.д. 29-77), предметом оценки явился земельный участок, расположенный  по адресу: ***, площадью 251011 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер: ***.

Земельный участок не застроен, не огорожен, не охраняется. Рельеф ровный.

Фактически земельный участок не используется.

Он имеет неправильную многоугольную форму, типичную для земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Земельный участок расположен в ***. Расположен в зоне Ж2- зона застройки малоэтажными жилыми домами.

Окружающей застройкой является индивидуальная жилая недвижимость. Основная часть смежных земельных участков является незастроенной. Плотность окружающей застройки на низком уровне.

В непосредственной близости социально-значимые объекты отсутствуют.

Объект расположен на окраине развитого населенного пункта, где доступны к подключению все коммуникации.

К объекту ведут подъездные пути, находящиеся в удовлетворительном техническом состоянии. Транспортная доступность к объекту оценки осуществляется за счет частного и общественного автотранспорта.

Расстояние до районного центра около *** км. В качестве центра принята администрация Ульяновского района (Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. Новокомбинатовская, д. 9).

Расстояние до ближайшей транспортной магистрали (трассы) около *** м (региональная автодорога 73К-1435).

Объекты торгово-офисного назначения, являющиеся точкой притяжения потенциальных покупателей, в непосредственной близости отсутствуют.

Показатели экологического состояния находятся на уровне средних значений по Ульяновской области.

Вариантом наиболее эффективного использования оцениваемого земельного участка является использование его в качестве земельного участка под жилую недвижимость.  

В отчете дан обзор общей политической обстановки и социально-экономических показателей в России и регионе расположения объекта оценки за период, предшествующий дате определения рыночной стоимости и на дату определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Указано, что негативные явления, способные повлиять на рыночную стоимость объекта оценки на дату оценки, не исключены.

Приведен анализ рынка земельных участков под жилую застройку в Ульяновской области.

Указано, что земельный участок является крупным земельным участком с доступными коммуникациями, расположенным в жилой зоне ***.

Определяя рыночную стоимость объекта оценки, оценщик применил сравнительный подход – метод сравнения продаж, метод выделения и метод распределения. Приведены мотивы невозможности использования затратного метода и доходного подхода.

Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО №3, соблюдены. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самого объекта оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Информация, которая должна быть приведена в отчете об оценке согласно ФСО №7, в отчете содержится.

Из отчета следует, что для выбора объектов-аналогов оценщиком на дату оценки был изучен рынок предложений объектов недвижимости, расположенных в Ульяновской области.

Определение стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости произведено по 3 объектам-аналогам.

Суд полагает, что подобранные оценщиком объекты-аналоги соответствуют определению, приведенному в ФСО №1 и ФСО №7. Доказательств того, что применение сведений об использованных оценщиком объектах-аналогах привело к неправильному определению размера рыночной стоимости объекта оценки, не представлено.

Оценщик ***, технический директор ООО «***», стаж работы в оценочной деятельности с *** года, трудовой договор с оценщиком от *** года. Гражданская ответственность застрахована в СПАО «Ингосстрах», полис обязательного страхования ответственности оценщика № *** от 26 января 2022 года, срок действия с *** года по *** года, является членом ***, дата включения в реестр 23 октября 2007 года, номер согласно реестру ***. Диплом о профессиональной переподготовке ГОУ ВПО «***» по специальности «Оценка стоимости предприятия (бизнеса), серия *** № *** от 5 июля 2006 года, свидетельство о повышении квалификации *** по программе «Оценочная деятельность», регистрационный № *** от 21 сентября 2012 года, год окончания – 2012; квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» № *** от 4 июня 2021 года, выдан на основании решения ФБУ «***» *** от 4 июня 2021 года.

Сведений о том, что оценщик является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении данного оценщика у суда не имеется.

При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

Суд отмечает, что утверждение документации по планировке территории застройки поселка «***» по адресу: *** произведено в 2021 году. В материалах кадастрового дела имеется распоряжение Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 11.02.2021 № *** «Об утверждении документации по планировке территории «Строительство 3 очереди поселка «***» по адресу: *** (т. 2, л.д. 143).

Данных о том, что подобные проекты реализовывались до 2021 года применительно к указанным в административном иске земельным участкам – не имеется.

Не может повлечь отказ в удовлетворении административного искового требования о пересмотре архивной кадастровой стоимости земельных участков на дату, которая указана в отчете об оценке, тот факт, что в последующем была установлена иная кадастровая стоимость земельного участка, равно как и то, что в дальнейшем, за пределами периода применения кадастровой стоимости, земельный участок был видоизменен. 

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу требования административного истца:

установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного  по адресу: ***, в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2019 года в размере 39 922 936 рублей  56 копеек, определив период ее применения с 21 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года;

установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного  по адресу: ***, в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2019 года в размере 12 286 988 рублей 45 копеек, определив период ее применения с 21 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года.

Согласно указанию в  актах определения кадастровой стоимости земельных участков от 21.10.2019 г. (т.2, л.д. 1,2), кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: *** утверждена по удельному показателю кадастровой стоимости земель, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области».

При этом в ЕГРН реквизиты актов об утверждении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером: ***, с кадастровым номером: *** на 21.10.2019 не внесены. В выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости на данные земельные участки от 17.11.2022. указано, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о дате утверждения кадастровой стоимости и о реквизитах актов об утверждении кадастровой стоимости (т.3, л.д. 154, 155).

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

По состоянию на 21.10.2019, в силу пункта 13.7. Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», данное учреждение осуществляло определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению к органу, утвердившему кадастровую стоимость земельных участков (ставшей архивной), - к административному ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии».

В иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования Шарапова Эмиля Нетфулловича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии» удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного  по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2019 года, в размере 39 922 936 рублей  56 копеек, определив период ее применения с 21 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного  по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2019 года, в размере 12 286 988 рублей 45 копеек, определив период ее применения с 21 октября 2019 года по 31 декабря 2020 года.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки земельных участков считать 27 октября 2022 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: ***, и земельного участка с кадастровым номером: ***.

В удовлетворении административных исковых требований Шарапова Эмиля Нетфулловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 8 декабря 2022 года.