УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2022-003382-48
Судья Инкин В.А.
Дело № 33-4631/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
22 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1765/2022
по апелляционной жалобе Гауса Алексея Александровича на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 августа 2022 года,
по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гауса Алексея
Александровича к Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда
Российской Федерации по Ульяновской области о понуждении к выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный) капитал отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Гаус А.А. обратился в суд с иском к Государственному
учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской
области о понуждении к выдаче государственного сертификата на материнский
(семейный) капитал.
Требования мотивировал тем, что Гаус А.А. является отцом
Б*** П*** А******.2021 года рождения, являющейся его первым и единственным
ребенком. Мать ребенка, Б*** М.Р., лишена родительских прав в отношении Б*** П***
на основании решения Мелекесского районного суда Ульяновской области от
09.06.2021. 24.01.2022 он обратился к ответчику через представительство в
г.Димитровграде Ульяновской области с заявлением о выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих
детей». Решением ответчика от 27.01.2022 ему было отказано в удовлетворении
заявления, в связи с отсутствием права на такие меры государственной поддержки,
поскольку Б*** М.Р. 20.08.2015 уже получала сертификат на материнский капитал в
связи с рождением второго ребенка П*** Д*** Д***, ***.2015 года рождения и при
рождении третьего ребенка, Б*** П*** А***, права на сертификат на материнский
капитал у Б*** М.Р. не возникло. Считает решение ответчика незаконным,
нарушающим его права как отца,
воспитывающего в одиночку ребенка, родившегося после 1 января 2020 года, мать
которого лишена родительских прав.
Просил суд обязать Государственное учреждение -
отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области выдать
Гаус Алексею Александровичу государственный сертификат на материнский
(семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ
«О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» в связи с рождением
дочери Б*** П*** А***.2021 года рождения.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гаус А.А. выражает несогласие с
решением суда, просит его отменить, как незаконное, принять по делу новое
решение.
Считает, что суд не дал надлежащей оценки его доводам о том,
что он является отцом, в одиночку воспитывающим ребенка, родившегося после
01.01.2020, мать которого лишена родительских прав. Считает, что обжалуемым
решением суда его права нарушены.
Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были
надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, у Б*** М.Р. имелись дети Б***
М.О., ***.2008 года рождения, П*** Д.Д., ***.2015 года рождения, Б*** П.Ю., ***.2021 года рождения.
24.07.2015
Б*** М.Р. обратилась в адрес ГУ -УПФР в г. Димитровграде и Мелекесском районе с
заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный)
капитал, в связи с рождением второго ребенка П*** Д*** Д***.2015 года рождения.
19.08.2015
ГУ -УПФР было принято решение № 620 о выдаче государственного сертификата на
материнский (семейный) капитал Б*** М*** Р***, в связи с рождением второго
ребенка П*** Д*** Д***.
Решением
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 12.02.2019 Б*** М*** Р***
была лишена родительских прав в отношении Б*** М*** О***.2008 года рождения и П*** Д*** Д***.2015 года
рождения.
Решением
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 09.06.2021 Б*** М*** Р***
была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Б*** П***
Ю*** ***2021 года рождения.
Из
материалов дела следует, что Гаус А.А. является отцом Б*** П*** А***.2021 года
рождения, что подтверждается свидетельством об установлении отцовства от 06.07.2021 и свидетельством о рождении от 06.07.2021 (л.д. 9,10).
24.01.2022
в адрес ОПФР по Ульяновской области поступило заявление от Б*** П*** А***.2021 года рождения о выдаче
государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
27
января 2022 года ответчиком принято решение об отказе в удовлетворении
заявления Гауса А.А. о выдаче государственного сертификата на материнский
(семейный) капитал со ссылкой на пункт 1 части 6 статьи 5 Федерального закона
от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей» в связи с отсутствием права на дополнительные
меры государственной поддержки.
Не
согласившись с данным решением, Гаус А.А. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об отказе в удовлетворении требований Гауса А.А.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
В
соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Дополнительные
меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий,
обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предоставляются в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон №
256-ФЗ).
Согласно
пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал -
средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной
поддержки, установленных данным законом.
Частью
1 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что право на
дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении
(усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у
следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:1)
женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2)
женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с
1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные
меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными
усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не
воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если
решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007
года; 4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020
года; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее
не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки,
если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января
2020 года; 6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих
детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями),
в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей
указанных детей, либо объявления ее умершей; 7) мужчин, воспитывающих первого
ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами
(усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей
гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления
ее умершей.
В
соответствии с частью 3 статьи 3 этого Федерального закона право женщин, указанных
в части 1 данной статьи, на дополнительные меры государственной поддержки
прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия
гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях
смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении
ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры
государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей)
умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и
повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав
в отношении ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого
возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме
(отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия
матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на
дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его
усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с
усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной
поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного
лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка,
очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права
на дополнительные меры государственной поддержки, а также, если ребенок, в
связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры
государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом
Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без
попечения родителей.
Частью
4 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если отец
(усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3
настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной
поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер,
объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с
рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной
поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на
дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или
иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в
связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры
государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой),
совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление,
относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение
родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка
(детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в
связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной
поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки
прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего
совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях),
обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за
исключением организации дополнительного образования) до окончания такого
обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Право
на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в
равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина,
право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по
основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем
(усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло
право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у
отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры
государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи
(часть 5 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ).
Пунктом
1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители,
лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с
ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе
право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также
право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким
образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право
на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского
(семейного) капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей начиная с
1 января 2007 года или первого ребенка начиная с 1 января 2020 года,
однократно. На это обстоятельство указано и в Обзоре судебной практики по
делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал,
утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016
года.
Право
на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в
равных долях), в связи с рождением которого возникло такое право, в случае,
если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки
прекратилось по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 Федерального закона №
256-ФЗ, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с
рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры
государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка
(детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по
основаниям, указанным в части 3 статьи 3 указанного Федерального закона.
Как
следует из материалов дела, 19.08.2015
ГУ - УПФР было принято решение № 620 о выдаче государственного сертификата на
материнский (семейный) капитал Б*** М*** Р***, в связи с рождением второго
ребенка П*** Д*** Д***, в отношении которого она была лишена родительских прав.
Следовательно,
в данном случае Б*** М.Р. в связи с рождением второго ребенка П*** Д.Д., ***.2015
года рождения, реализовала право на получение средств материнского (семейного)
капитала, но впоследствии утратила его в связи с лишением родительских прав и
на основании части 5 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ данное право
возникло у детей Б*** М.Р. в равных долях.
Согласно
пунктам 1 и 2 части 6 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ основаниями для
отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются, в том числе,
отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в
соответствии с этим Федеральным законом, а также прекращение права на
дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным
частями 3 - 4.1 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона.
При
таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у истца права
на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
является правильным.
Доводы
апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании положений ст. 3
Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей» и не влекут отмену решения
суда.
Суд
первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал
надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции
не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу
судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции
применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам
апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р
Е Д Е Л И Л А:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 августа 2022 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гауса Алексея Александровича –
без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 25 ноября 2022 года.