Судебный акт
О возложении обязанности по определению схемы размещения мест (площадок) ТКО
Документ от 15.11.2022, опубликован на сайте 06.12.2022 под номером 103257, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2022-005529-98

Судья Усова В.Е.                                                               Дело № 33-4743/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Парфеновой И.А., Костенко А.П.,

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 1 августа 2022 года по гражданскому делу № 2-2434/2022, по которому постановлено:

исковые требования Рушкиной Ларисы Даниловны к администрации муниципального образования «город Ульяновск», обществу с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» о возложении обязанности по определению схемы размещения мест (площадок) ТКО, включении в реестр сведений о местах (площадках) ТКО, организации места (площадки) ТКО, установлении контейнера для сбора, хранения и вывоза ТКО, выдаче платежных документов, перерасчете платы за некачественно оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов  удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» (ИНН 7303014573) в течении 30 дней после вступления решения суда в законную силу определить место (площадку) размещения накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г***, включив указанную площадку в реестр сведений мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», и в течение шести месяцев с даты включения в реестр организовать (обустроить) контейнерную площадку напротив гаража *** в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий и сельских поселений, к водным объектам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно оборудовать бетонированной (асфальтной) площадкой с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» (ИНН 7328073933) после организации администрацией муниципального образования «город Ульяновск» места накопления твердых коммунальных отходов в течение 10 дней установить контейнер для сбора, хранения и вывоза твердых коммунальных отходов.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» (ИНН 7328073933) в пользу Рушкиной Ларисы Даниловны (паспорт 7321 428396) компенсацию морального вреда в размере 2000 руб. и расходы по составлению искового заявления в размере 1000 руб.

Взыскать с администрации муниципального образования «город Ульяновск» (ИНН 7303014573) в пользу Рушкиной Ларисы Даниловны (паспорт 7321 428396) расходы по составлению искового заявления в размере 1000 руб.

В удовлетворении остальной части иска Рушкиной Ларисы Даниловны отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования «город Ульяновск» (ИНН 7303014573) и общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» (ИНН 7328073933) госпошлину в доход бюджета МО «город Ульяновск» в размере по 150 руб. с каждого.

 

Заслушав доклад судьи Парфеновой И.А., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» Пекарской О.А., Тойматовой О.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения Рушкиной Л.Д., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Рушкина Л.Д. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации города Ульяновска, обществу с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» (далее  - ООО «УК Экостандарт») о возложении обязанности по определению схемы размещения мест (площадок) ТКО, включении в реестр сведений о местах (площадках) ТКО, организации места (площадки) ТКО, установлении контейнера для сбора, хранения и вывоза ТКО, выдаче платежных документов, перерасчете платы за некачественно оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указала на то, что является собственником 6663/10000 долей жилого дома, расположенного по адресу: ***

Ответчиками не организовано оборудование площадки накопления и вывоза ТКО рядом с ее домом. Ближайшая контейнерная площадка расположена на расстоянии более 100 м, что противоречит нормами санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом ООО «УК Экостандарт» производит начисление платы за услуги по сбору и утилизации ТКО.

Она неоднократно обращалась в компетентные органы и к региональному оператору по вопросу обустройства площадки (места) накопления ТКО, однако её требование удовлетворено не было.

Истица просила обязать администрацию города Ульяновска определить схему размещения мест (площадок) ТКО, площадки, расположенной по адресу: ***, на основании проведенного обследования специалистами структурного подразделения администрации г. Ульяновска территории в районе домов ***, включить в реестр сведений о местах (площадках) накопления ТКО, организовать место (площадку) ТКО; обязать ООО «УК Экостандарт» после организации администрацией города Ульяновска места накопления ТКО установить контейнер для сбора, хранения и вывоза ТКО; обязать  ООО «УК Экостандарт» выдать истице помесячные платежные документы за период с 1 января 2019 г. по июль 2022 года, организовать ежемесячное получение истицей платежного документа по указанной услуге; обязать ООО «УК Экостандарт» произвести перерасчет некачественно оказанной услуги по сбору, хранению и вывозу ТКО; взыскать с ООО «УК Экостандарт» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.; взыскать с ответчиков расходы по составлению искового заявления 2000 руб., по 1000 руб. с каждого.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «РИЦ-Ульяновск», ФГУП «Почта России», Управление ЖКХ и благоустройства администрации города Ульяновска.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «УК Экостандарт» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказать в удовлетворении исковых требований к ООО «УК Экостандарт».

В обоснование жалобы указывает, что согласно действующему законодательству обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Региональный оператор в 2022 году обязательства по приобретению и содержанию контейнеров в пределах 1 % необходимой валовой выручки на очередной период регулирования уже исполнил.

Ссылается на то, что контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.

Ссылаясь на судебную практику, не соглашается с взысканием в пользу истицы компенсации морального вреда, при этом указывает, что обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение, истица самостоятельно могла производить оплату без платежного документа.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Рушкина Л.Д. является собственником  6663/10000 долей  в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: ***

В реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденном распоряжением администрации города Ульяновска № 74-р от 28 марта 2019 г., контейнерная площадка по адресу: *** отсутствует.

В соответствии с указанным реестром ближайшей контейнерной площадкой, расположенной рядом с домом ***, является контейнерная площадка по адресу: *** Кроме того, имеется контейнерная площадка, расположенная по адресу: ***

Расстояние от дома истицы *** до контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***, составляет 1,01 км, до контейнерной площадки, расположенной по адресу: *** - 900 м, что не соответствует пункту 20.6.4 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы № 20 от 24 февраля 2021 г.

Специалистами структурного подразделения администрации города Ульяновска было произведено обследование территории в районе домов ***, по результатам которого установлено, что техническая возможность по оборудованию контейнерной площадки имеется вдоль дороги напротив гаража ***

Установив указанные выше обстоятельства, руководствуясь частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьёй 8, пунктами 1, 4 статьи 13.4  Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 14 части 1 статьи 15, пунктами 11, 24, 25 статьи 16, пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 3, 6 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, пунктом 2.3 Порядка накопления ТКО на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области № 91-П от 3 марта 2017 г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по определению мест накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем обязал администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу определить место (площадку) размещения накопления твердых коммунальных отходов по адресу: *** включив указанную площадку в реестр сведений  мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», в течение шести месяцев с даты включения в реестр организовать (оборудовать) контейнерную площадку напротив гаража *** в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий и сельских поселений, к водным объектам, жилым помещениям, эксплуатации  производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно - оборудовать бетонированной (асфальтной) площадкой с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается, в связи с чем предметом апелляционного рассмотрения не является.

Обязанность установить контейнер для сбора, хранения и вывоза твердых коммунальных отходов в месте накопления твердых коммунальных отходов  по адресу: вдоль дороги напротив гаража *** суд возложил на ООО «УК Экостандарт», как регионального оператора, предоставив срок для исполнения решения суда - в течение 10 дней после организации администрацией муниципального образования «город Ульяновск» места накопления твердых коммунальных отходов.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции, выводы суда подробно мотивированы и не опровергаются доводами, изложенными в жалобе.

Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации № 1156 от 12 ноября 2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно пункту 4.1. Порядка накопления отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновкой области от 3 марта 2017 г. № 91-П, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают накопление (в том числе раздельное накопление) ТКО на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего транспортирования ТКО для утилизации, обезвреживания, размещения.

Пунктом 4.9. названного Порядка установлено, что для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО используются контейнеры, изготовленные из пластика или металла.

В соответствии с пунктом 13(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

В соответствии с пунктом 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами № 1039.

Согласно письмам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 января 2019 г. № 12-47/928, от 7 марта 2019 г. № 08-25-53/5268 «О приобретении контейнеров», а также Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 апреля 2019 г. № 11696-АО/06 контейнеры и бункеры могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления; организациями, осуществляющими управление МКД, потребителями (собственниками помещений в МКД), региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на его услугу.

Согласно пункту 6.1 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области, заключенного между  Министерством промышленности строительства, жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «УК Экостандарт» 14 мая 2018 г., обязанность по обеспечению наличия в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов контейнеров в количествах, соответствующих установленному нормативами накопления ТКО, возложена на ООО «УК Экостандарт» (т. 1 л.д. 37).

Таким образом, у суда первой инстанции имелись правовые основания для возложения на ООО «УК Экостандарт» обязанности установить контейнер для сбора, хранения и вывоза твердых коммунальных отходов в месте накопления твердых коммунальных отходов  по адресу: вдоль дороги напротив гаража *** на ООО «УК Экостандарт», как регионального оператора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что региональный оператор в 2022 году обязательства по приобретению и содержанию контейнеров в пределах 1 % необходимой валовой выручки на очередной период регулирования уже исполнил, на правильность выводов суда не влияют и основанием к отмене решения суда не являются.

При этом судебная коллегия принимает во внимание также то обстоятельство, что согласно решению суда ООО «УК Экостандарт» обязано установить контейнер в течение 10 дней после организации администрацией муниципального образования «город Ульяновск» места накопления твердых коммунальных отходов.  

Несостоятельны также доводы жалобы о несогласии с решением суда в части взыскания в пользу истицы компенсации морального вреда.

Судом первой инстанции установлено, что платежный документ по оплате услуги сбора, хранения и вывоза ТКО она получила в январе 2021 года с расчетом оплаты за период с 1 января 2019 г., после этого платежные документы она получала нерегулярно.

Представителем ООО «УК Экостандарт» в ходе рассмотрения дела данные обстоятельства не оспаривались, доказательств направления в адрес истицы платежных документов представлено не было.

Между тем пунктом 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Поскольку судом был установлен факт нарушения прав Рушкиной Л.Д., как потребителя, непредоставлением ей ежемесячно платежных документов на оплату услуги по обращению с ТКО, суд обоснованно, в соответствии с требованиями статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» взыскал с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение, и истица самостоятельно могла производить оплату без платежного документа, не освобождает ООО «УК Экостандарт» от обязанности направлять потребителю услуги ежемесячно платежные документы.

Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику по аналогичным спорам основанием к отмене принятого судом решения не является, поскольку указанные в жалобе судебные акты не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора, приняты по иным основаниям и с учетом конкретных обстоятельств.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, по делу не установлено.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 1 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2022 г.