УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0008-01-2022-000894-17
Судья Гельвер Е.В.
Дело № 33-4889/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
23 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой
Н.Г.,
судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 9
августа 2022 года, по гражданскому делу №2-1-361/2022, по которому
постановлено:
исковые требования
Леонова Сергея Ивановича
удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по
Ульяновской области произвести
Леонову Сергею Ивановичу
перерасчет пенсии с 01.02.2016.
Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Леонов С.И. обратился в суд с иском к Государственному
учреждению –Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской
области (далее также – ОПФ) о перерасчете, взыскании недополученной пенсии.
В обоснование иска указал, что с 28.02.1979 до настоящего
времени он постоянно проживает по адресу: *** Данный населенный пункт с
26.04.1986 по 31.01.1998 относился к территории с льготным
социально-экономический статусом проживания на основании Распоряжения
Правительства РФ №557-р от 05.04.1993.
С 29.07.2010 ему была назначена страховая пенсия по старости
в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013
№400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с 29.06.2012 присвоено звание «Ветеран труда».
Однако, впоследствии должностными лицами пенсионного органа ему не было
разъяснено право работающего пенсионера перейти на другой вид пенсии для
увеличения её размера, о чём ему стало известно только в марте 2022 года. С
2011 года и по настоящее время с незначительным перерывом в период с 23.09.2013
по 01.03.2014 он работает в должности ***
В марте 2022 года он обратился в Инзенское
отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области за
устной консультацией о переводе с одного вида пенсии на другой, как работающему
пенсионеру, проживающему и работающему на территории, относившейся либо
относящейся к льготной социально-экономической зоне на основании статьи 34
Закона №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С 01.04.2022
ему был назначен увеличенный размер
пенсии, который за апрель, май текущего года стал составлять 18 770 руб.
18 коп., вместо ранее получаемой пенсии в размере 12 710 руб. 21 коп.
Однако, при этом в перерасчете пенсии за предыдущие периоды работы в качестве
пенсионера было отказано в устной форме
по причине не обращения ранее с аналогичным заявлением о переводе пенсии с
одного вида на другой.
Считает, что ответчик не выполнил обязанность по
своевременному информированию о праве перехода с одного вида пенсии на другой,
которым он смог воспользоваться только с
01.04.2022 после его личного обращения, что привело к неполучению на протяжении
длительного периода времени гарантированного государством льготного пенсионного
обеспечения в полном объеме.
Просит суд обязать Государственное учреждение – Отделение
пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области произвести
перерасчет размера пенсии и осуществить выплату недополученной пенсии за период
с 01.02.2016 по 01.04.2022.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение –
Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы,
ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что пенсии в
соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
являются отдельным самостоятельным видом пенсий. Поскольку истец на дату подачи
заявления о назначении пенсии – на 16.03.2022 уже являлся получателем досрочной
страховой пенсии по старости, соответственно пенсия другого вида может быть
назначена не ранее 1 числа следующего месяца, то есть не ранее 1 апреля 2022
года. Действующим законодательством установлен заявительный порядок назначения
пенсий, поскольку истец до 16.03.2022 не обращался с заявлением о назначении
пенсии по старости по статье 34 вышеназванного закона, то оснований для
назначения пенсии за прошлое время не имеется. Поскольку истец в период с 2016
года по 16.03.2022 в пенсионные органы не обращался с какими-либо заявлениями,
то вины ответчика в несвоевременном обращении истца с заявлением о назначении
пенсии не имеется. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности,
поскольку Леонов С.И. обратился с заявлением спустя 6 лет после возникновения
права на пенсию, а право на выплату сумм пенсий за прошлое время без
ограничения каким-либо сроком возникает в том случае, когда гражданин обращался
ранее в пенсионный орган, однако, ему не были даны разъяснения относительно его
прав. Также полагают, что из резолютивной части решения не понятно, какой
перерасчет должен быть произведен истцу с 01.02.2016.
В возражениях на апелляционную жалобу Леонов С.И. выражает
несогласие с ее доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не
подлежащим отмене.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников
процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Леонов С.И., ***.1955 года
рождения, с 29.07.2010 года является получателем досрочной трудовой пенсии по
старости в связи с деятельностью в учреждениях для детей (с 01.01.2015 -
досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В
силу статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом
возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на
территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые
уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер
социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на
возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим
Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры
социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом
одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки
предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований
по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной
поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и
меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение
вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они
устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному
нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством
Российской Федерации не предусмотрено иное.
В
соответствии с пунктом 8
части первой статьи 13 настоящего Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации
вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие
настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на
территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 № 112-ФЗ,
от 21.07.2014 № 216-ФЗ,
от 03.10.2018 № 350-ФЗ)
гражданам, указанным в пункте 8
части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с
уменьшением возраста, предусмотренного частью второй
статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за
каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как
следует из копии паспорта истца и справки МУ Администрация МО «Труслейское
сельское поселение» от 15.03.2022 Леонов С.И. зарегистрирован и проживает в с***
с 28.02.1979 по настоящее время (л.д. 11).
Данная местность
относилась к местности с льготным социально-экономическим статусом проживания с
26.04.1986 по 31.01.1998 на основании Распоряжения Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 557-р.
Таким
образом, с учетом положений статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» Леонов С.И. приобрел право на пенсию по
указанному основанию в 57 лет, то есть
02.10.2012.
Федеральным
законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой
пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» Федеральный закон от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2016 дополнен статьей 26.1,
согласно части 1 которой (в ред. Федерального закона
от 03.10.2018 № 350-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную
деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному
страхованию в соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к
страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),
в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2,
5
- 8 статьи 18
настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в
соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения)
размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством
Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством
Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной
деятельности.
Вместе
с тем, к пенсиям, установленным на основании норм Закона РФ от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» этот порядок не применяется (даже в
том случае, когда соответствующие пенсии по государственному пенсионному
обеспечению устанавливаются в размере, определенном по нормам Федерального Закона
№ 400-ФЗ «О
страховых пенсиях»).
Поскольку
истец в период с 01.01.2016 работал, то
досрочная страховая пенсия по старости, выплачивалась ему без учета индексации,
следовательно, в целях ее индексации ему выгоднее было перейти на пенсию по статье 34 Закона РФ от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С
указанной целью 16.03.2022 истец обратился в ОПФ с заявлением о назначении
пенсии по старости в связи с проживанием на территории с льготным
социально-экономическим статусом в соответствии с Законом РФ № 1244-1 от
15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С
01.04.2022 истцу назначена пенсия в соответствии со статьей 34 Закона РФ от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая выплачивается в
период работы с учетом индексации.
В
перерасчете размера пенсии с 01.02.2016 (индексация пенсий в январе 2016 года
не предусматривалась) ответчиком было истцу отказано.
По
мнению судебной коллегии, решение суда о возложении на ответчика обязанности
произвести перерасчет пенсии истца с
01.02.2016, с той даты когда ему стало выгоднее перейти на другой вид пенсии,
является правильным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Как
правильно указала суд, в силу пункта 3
Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в
редакции Указа
Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 288, Федерального закона
от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает
разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация
целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией
Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей
государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности
по реализации социальной политики Российской Федерации в области
государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд
Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской
Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают
разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно,
при обращении истца в территориальный орган Пенсионного фонда Российской
Федерации по вопросу назначения ему пенсии еще в 2010 году, и представив, в том
числе свой паспорт с отметками о регистрации по месту жительства на территории
зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, он имел право на
получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о
возможности перехода на пенсию по статье 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким
образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении
ему пенсии должен разъяснить гражданину все его права, связанные с пенсионным
обеспечением по всем основаниям.
При
этом, как следует из материалов пенсионного дела, в 2010 году пенсия истцу была
назначена на основании решением суда, копия которого имеется в пенсионном деле,
согласно которому, обращаясь в суд, истец также ссылался на статью 34 Закона РФ
от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также факт его
проживания и работы на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Более
того, в материалах пенсионного дела, на момент обращения за назначением пенсии
в 2010 году, у пенсионного органа имелись сведения о работе истца с 1987 года
по 2010 год на территории с льготным социально-экономическим статусом – в Аргашской средней школе.
При
таком положении, довод ответчика о том, что о наличии права на назначение
пенсии истцу по статье 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» пенсионный орган узнал лишь после обращения Леонова С.И. в
2022 году с приложением трудовой книжки и справки МУ Администрация МО «Труслейское сельское поселение» от 15.03.2022, является
необоснованным.
Также
судом обоснованно не применен к требованиям истца срок исковой давности,
установленный положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, так как
согласно части 2 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа,
осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время
без ограничения каким-либо сроком.
В
данном же случае в ходе судебного разбирательства установлена вина пенсионного
органа в несвоевременном доведении до истца информации о праве на
предоставление ему меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 34 Закона
РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что является
основанием для перерасчета с момента возникновения у истца права на пенсию по
указанному основанию.
Довод
ответчика о том, что из резолютивной части решения непонятно, какой перерасчет
должен быть произведен истцу, не влечет отмену решения суда, так как в
мотивировочной части решения подробно описаны основания такого перерасчета.
Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом верно.
В силу
изложенного решение суда является правильным, оснований для его отмены по
доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Инзенского районного суда Ульяновской области от 9 августа 2022 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения -
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области - без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской
области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30.11.2022.