Судебный акт
О признании права на пенсию со снижением возрста
Документ от 22.11.2022, опубликован на сайте 02.12.2022 под номером 103162, 2-я гражданская, о признании прав на снижение пенсионного возраста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0008-01-2022-000823-36

Судья Росляков В.Ю.                                                                           Дело № 33-4602/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     22 ноября 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Инзенского районного суда  Ульяновской области от 4 августа 2022 года по делу № 2-1-316/2022, по которому постановлено: 

 

исковые требования Орловой Юлии Валентиновны к Государственному учреждению – Отделению  Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на снижение пенсионного возраста, удовлетворить.      

Признать за Орловой Юлией Валентиновной право на снижение пенсионного возраста на 3 года  в связи с постоянным проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на основании Закона № 1244-1 от            15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».     

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Орлова Ю.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области, пенсионный орган) о признании права на снижение пенсионного возраста. В обоснование иска указала, что она имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако не может предоставить ответчику документы установленного образца, поскольку домовая книга по адресу: ***, подтверждающая право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год, утеряна. С момента рождения она проживала с родителями по адресу: ***. При этом с 01.09.1979 училась в *** средней школе № ***, которую закончила 30.06.1989 и продолжала проживать до 31.08.1989, что подтверждается справкой МКОУ СШ №***, аттестатом о среднем образовании, дипломом СПТУ № *** г.Ульяновска. 01.09.1989 она поступила на учебу в Ульяновское СПТУ №***, которое закончила 30.06.1990. Во время учебы с 03.05.1990 проходила производственную практику в ***, а затем была принята на постоянную работу, где проработала до 31.05.2022. С начала производственной практики проживала в доме родителей в ***, до 22.01.1998, а с 23.01.1998 и по настоящее время проживает по адресу: *** С 03.05.1990 по 01.02.1998 она работала в г. Инзе, то есть на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, 7 лет 8 месяцев 29 дней, а всего, включая период до учебы в СПТУ, 11 лет 1 месяц 5 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 3 года. Просила признать за ней право на снижение возраста выхода на пенсию по старости на 3 года.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что Орлова Ю.В. не обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, никакие документы для их оценки на предмет определения права на пенсию не представляла. Оценка ее пенсионных прав не производилась, тем самым, ее права нарушены не были. Обращает внимание, что суд признал право истца на снижение пенсионного возраста на 3 года (в 2024 году), на будущее время, что не предусмотрено действующим законодательством. Полагает, что истец выбрала ненадлежащий способ защиты права. Кроме того, считает, что факт проживания на загрязненной территории не нашел достаточного подтверждения в суде. Просит учесть, что постоянной регистрации на территории г. Инза в период с 26.04.1986 по 31.08.1989 и с 03.05.1989 по 01.02.1998 Орлова Ю.В. не имела. Факт постоянного проживания истца в период с 26.04.1986 по 31.08.1989 в г. Инзе суд установил на основании свидетельский показаний и справки *** средней школы № ***, которую истец закончила 30.06.1989. По мнению автора жалобы, факт постоянного проживания не может быть подтвержден показаниями свидетелей. Кроме того, суд установил факт постоянного проживания по 01.02.1998, тогда как с указанной даты г.Инза уже была исключена из Перечня загрязненных территорий.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Орлова (до заключения брака – ***) Ю.В., *** года рождения, с 01.09.1979 по 31.08.1979 обучалась в *** средней школе № *** (л.д. 3, 4, 10).

Согласно диплому серии *** Орлова (***) Ю.В. *** поступила и 30.06.1990 окончила полный курс СПТУ № *** г. Ульяновска; решением квалификационной комиссии от 30.06.1990 ей присвоена квалификация *** (л.д. 7).

Из записей в трудовой книжке истца следует, что 03.05.1990 она была зачислена на производственную практику на должность *** ***; 11.06.1990 – переведена на должность ***; 03.07.1990 – назначена на должность ***; 01.04.1991 – переведена на должность ***; 04.12.1992 – переведена на должность *** ***; 16.10.1995 – переведена ***; 01.05.2001 – переведена ***; 02.06.2008 – переведена на должность ***; 01.09.2010 – переведена на должность ***; 23.12.2011 – переведена на должность ***; 24.11.2012 – переведена на должность *** № ***; 01.07.2015 – переведена на должность ***; 15.06.2017 – переведена на должность *** № *** (л.д. 11-17).

С 23.01.1998 Орлова Ю.В. зарегистрирована и проживает по адресу: *** (л.д. 20).

Орлова Ю.В., ссылаясь на то, что в связи с постоянным проживанием и работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, имеет право на снижение пенсионного возраста на три года, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статья 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относит граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

Статьей 28.1 Закона № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона.

Частью 4 ст. 28.1 Закона № 1244-1 определено, что гражданам, указанным в статье 13 данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй данной статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 названного Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных названным Законом.

В силу ст. 34 Закона № 1244-1 пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к ст. 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р г.Инза Ульяновской области был включен в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582, г. Инза Ульяновской области с 01.02.1998 не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с п.100 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н и действовавшего до 01.01.2022,  проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Пунктом 18 действующего Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно приложению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.08.2021 №538н, установлено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения): о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «б»).

Из материалов дела следует, что в 1986 году Орлова (до заключения брака – ***) Ю.В. являлась несовершеннолетней, обучалась в *** средней школе № *** г. Инзы; 19.06.1989 ей был выдан аттестат о среднем образовании (л.д. 6).

Установив, что истец в период с 26.04.1986 по 31.08.1989, который дает право на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на абсолютную величину один год, являлась несовершеннолетней, обучалась в средней общеобразовательной школе и проживала по месту жительства своих родителей – ***, а в период с 11.06.1990 по 01.02.1998 – работала в Инзенском *** суд первой инстанции обоснованно признал за истцом право на снижение пенсионного возраста на три года.

По общему правилу, установленному ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства несовершеннолетних является место жительства их законных представителей – родителей.

Согласно справке ПАО *** от 17.06.2022 Орлова Ю.В. работала в *** с 03.05.1990 по 31.05.2022, занимала должность ***; место работы – Ульяновская область, г. Инза (л.д. 53).

Таким образом, проживание и работа истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды, которые дают право на снижение пенсионного возраста, подтверждены документально, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны.

Указание суда относительно периода проживания и работы истца в г. Инзе по 01.02.1998, когда с указанной даты г. Инза был исключен из перечня льготных территорий, с учетом продолжительности периода не влияет на право истца на снижение пенсионного возраста на три года и, соответственно, не влечет отмену судебного решения по доводам апелляционной жалобы.

Доводы жалобы о невозможности признания права на пенсию на будущее время в связи с отсутствием спора о праве несостоятельны, так как из содержания возражений ответчика, представленных в суд первой инстанции и апелляционной жалобы следует, что пенсионный орган оспаривал право Орловой Ю.В. на снижение пенсионного возраста в связи с отсутствием документального подтверждения фактов проживания и работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 4 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  28.11.2022.