У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0012-02-2022-000589-88
Судья Мягков А.С.
Дело № 33а-5665/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 29
ноября 2022 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Каримова Азамата Абдусаидовича – Иванова Олега
Павловича на решение
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 15 ноября 2022 года по делу
№2а-2-402/2022, по которому постановлено:
административное
исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской
области удовлетворить.
Поместить гражданина Республики *** Каримова Азамата Абдусаидовича, ***
года рождения, подлежащего депортации, с 15 ноября 2022 года по 15 февраля 2023
года включительно в центр временного содержания иностранных граждан МО МВД
России «Димитровградский».
Обратить настоящее
решение к немедленному исполнению.
Заслушав доклад
судьи Пулькиной Н.А., объяснения представителя Иванова О.П., поддержавшего
доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Ульяновской области
Ануфриева И.А., возражавшего против отмены решения, заключение прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим
отмене, судебная коллегия
установила:
УМВД России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о
помещении Каримова А.А. в центр временного содержания иностранных граждан.
В обоснование
административных исковых требований указало, гражданин Республики *** Каримов
А.А., *** года рождения, создает реальную угрозу общественному порядку, правам
и законным интересам граждан Российской Федерации. На основании ч.4 ст. 25.10 Федерального
закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда
в Российскую Федерацию» в отношении указанного лица 09.06.2021 ФСИН России
вынесено распоряжение «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской
Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего
освобождению из мест лишения свободы» № 4634-рн.
Решение о
нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без
гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа
во въезде в Российскую Федерацию.
Принимая во
внимание, что оснований для пребывания (проживания) Каримова А.А. на территории
Российской Федерации не имеется, 08.11.2022 УМВД России по Ульяновской области
в соответствии со ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» было принято решение о его депортации за
пределы Российской Федерации.
Каримов А.А. 02.12.2016 приговором
Острогожского районного суда Воронежской области осужден по
п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 Уголовного кодекса
Российской Федерации, приговорен к 8 годам лишения свободы, отбывал наказание в
ФКУ Колония-поселение №5 УФСИН России по Ульяновской области, освободился
условно досрочно по решению Димитровградского городского суда Ульяновской
области 15.11.2022.
С учетом сроков, необходимых для оформления проездных документов и
организации его сопровождения до пункта пограничного пропуска, административный
истец просил поместить гражданина Республики *** Каримова А.А., подлежащего депортации за
пределы Российской Федерации, в центр временного содержания иностранных граждан
МО МВД России «Димитровградский» с 15.11.2022 по 15.02.2023.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе представитель Каримова
А.А. – Иванов О.П. не
соглашается с решением суда, просит его отменить в полном объеме. В обоснование
жалобы указывает, что судом не учтено, что Каримов А.А. был освобожден из мест
лишения свободы условно-досрочно, что говорит о том, что исправление
административного ответчика достигнуто, и он не нуждается в полном отбывании
назначенного судом наказания, социально не опасен, не создает реальную угрозу общественному
порядку, правам и законным интересам граждан РФ.
Ссылаясь на ч.6
ст.3.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ, полагает, что гражданин
*** Каримов А.А. имеет право на контролируемый самостоятельный выезд из
Российской Федерации в установленный срок за счет своих средств. Родители
Каримова А.А. являются гражданами РФ, проживают в г. *** области, заняты
общественно-полезным трудом, готовы предоставить средства своему сыну для его
контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В силу пунктов 4
- 6 статьи
25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или
лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности
пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской
Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без
гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный
срок, подлежат депортации.
На основании статьи 2
Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная
высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или
прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в
Российской Федерации.
Согласно пункту 9
статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации,
содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Пункт 12 статьи
31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации» устанавливает, что исполнение решения о депортации
иностранного гражданина либо решения о его реадмиссии осуществляется после
отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору
суда.
Согласно пункту 9.4
статьи 31 и пункту 4
статьи 32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации», помещение в специальное учреждение иностранных
граждан, подлежащих депортации, на срок более 48 часов может осуществляться
только на основании решения суда.
Судом установлено и
материалами дела подтверждено, что Каримов А.А., *** года рождения, является
гражданином Республики ***.
02.12.2016
приговором Острогожского районного суда Воронежской области осужден по п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст.
30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, приговорен к
8 годам лишения свободы.
Наказание отбывал в ФКУ Колония-поселения №5 УФСИН России по Ульяновской
области, откуда освободился условно-досрочно 15.11.2022 года по постановлению
Димитровградского городского суда Ульяновской области. Законных оснований для
пребывания (проживания) на территории РФ не имеет, за получением гражданства РФ
и политического убежища в РФ в соответствующие органы не обращался.
Распоряжением ФСИН Российской Федерации № 4634-рн от 09.06.2021
пребывание (проживание) в Российской Федерации Каримова А.А. признано
нежелательным. С данным распоряжением он был ознакомлен в местах лишения
свободы. Указанное распоряжение принято в соответствии с ч. 4 ст. 25.10
Федерального закона №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда
в Российскую Федерацию» и в настоящее время имеет законную силу, не отменено.
Решением о депортации начальника УМВД России по Ульяновской области от
08.11.2022 года постановлено депортировать гражданина Республики *** Каримова
А.А. за пределы Российской Федерации. С данным решением он ознакомлен.
Данные решения на момент рассмотрения дела,
как районным судом, так и судом апелляционной инстанции не отменены и не
изменены.
Удовлетворяя административное исковое
заявление, районный суд обоснованно руководствовался положениями пункта 9
статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации». В данном случае содержание Каримова А.А. в
указанном учреждении является обеспечительной мерой исполнения решения УМВД
России по Ульяновской области о его депортации.
На момент рассмотрения дела в отношении
административного ответчика принято решение о депортации, которое не отменено,
в связи с чем у Каримова А.А.
отсутствуют законные основания нахождения на территории Российской
Федерации.
Пункт 9
статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» предусматривает, что иностранные граждане,
подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения
решения о депортации, что согласуется с подпунктом
«f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных
свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или
заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в
страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Действующей системой правового регулирования предусматривается судебный
контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о
депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не
предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации,
может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в
специализированном учреждении (Определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 года №1830-О).
В данном случае такой срок установлен до
15.02.2023.
При этом временные пределы ограничения прав и
свобод административного ответчика при его содержании в указанном центре
являются соразмерными и определены судом с учетом времени необходимого для
оформления документов и завершения процедуры депортации.
Согласно части 2
статьи 28 Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или
лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за
совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия
(исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением
иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от
отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда
материальных обязательств перед потерпевшей стороной.
Вместе с тем, данное обстоятельство не
является препятствием для помещения Каримова А.А. в центр временного содержания
иностранных граждан.
При наличии действующего распоряжения о
нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, помещение
Каримова А.А. в центр является обоснованным, так как законных оснований для
пребывания ответчика на территории Российской Федерации не имеется.
Довод апелляционной жалобы о возможности
самостоятельного выезда из Российской Федерации основанием к отмене решения не
является, принимая во внимание, что срок действия паспорта Каримова А.А. истек,
в связи с чем приобретение билетов самостоятельно является невозможным.
Доводы апелляционной жалобы по существу
сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, ссылок на существенные
нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела,
без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,
свобод и законных интересов, не содержат, в связи с чем не могут служить
основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 15 ноября 2022 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу представителя Каримова
Азамата Абдусаидовича – Иванова Олега Павловича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
30 ноября 2022 года.